ЗАБВЕНИЕ 
– смерть чего-либо в нашей душе (душах), – прекращение его значимости для
нас; обесценение.
• ... «Предать забвению»: приговор суровый. Смерть более окончательная, чем физическая.
• «Забвение»: утрата не информации, а ценности. Если то была ценность истинная,
столько же она для тебя умерла, сколько ты для нее. При жизни погружаешься в ту самую Лету.
ЗАБИТОСТЬ 
– страх обнаружить личность, непризнание за ней прав на бытие.
• ...Так что бывает похож на нее и особый страх обнаруживать личное (не личность, как в
нашем определении), – похожи на забитость стыдливость и скромность, – но это вполне разные вещи.
Грань же проходит по чувству права на свое личное: охранять его от постороннего взора можно и из
самой настоящей гордости, не говоря уж о достоинстве, – какая там забитость! (Довольно частое
недоразумение меж людьми, источник конфликтов.)
• В развитие предыдущего. – Что стоит за той робостью, что делает вполне
доброжелательного человека нелюдимым? Может, забитость, а может, напротив – достоинство. Не
признаешь за собой прав быть таким, каков ты есть, и потому прячешься от чужих глаз – или же
избегаешь чужих глаз, ибо слишком чувствуешь свое право быть таким, каков ты есть.
Обозреваемость – уже вторжение; быть на публике – уже как-то на нее работать.
• Забитость – цель авторитарного воспитания. Точный синоним авторитарной морали.
• «Вбивают», собственно, ту идею, что личное тождественно недостойному; забитый –
тот, кто в это поверил; получив вдруг свободу, он это, ко всеобщему ужасу, и обнаруживает...
ЗАБОТА 
– поработившая душу задача, –
сама духовность заботящихся таким образом по существу суетна, потому и сказано было –
«не заботьтесь»; и напротив –
– все составляющее подлинную жизнь души, – например, любовь или
сострадание,
тут сама суета – духовна.
• Забота: похоже, от «забытье», – деятельная разновидность сна. Заветы Христа
«бодрствовать» и «не заботиться» надо понимать в том смысле, в котором они значат одно и то
же.
ЗАБОТЛИВОСТЬ 
– так сказать, предусмотрительность за другого, –
что не совсем то же, что сочувствие другому: предусмотрительность составляет особую
способность, вроде шахматной, до некоторой степени от доброты независимую. Можно уметь до
сердечных болей сочувствовать и притом быть обескураживающе незаботливым. А иной заботливый,
если копнуть – правда, стоит ли копать? – покажется чуть ли не бесчувственным. Он заботлив, потому
что у него это хорошо получается. «Таким заботливым пристало быть разве что любящему...»
• Эгоиста его доброе расположение отнюдь не побуждает к заботливости. Впрочем, надо
различать эгоизм от уважения к чужой независимости, когда даже участием своим остерегаются
донимать; но в этом случае человек не ждет и заботливости по отношению к себе.
• Неблагодарность мстит даже за простую заботливость. Уж совсем почти ни за что, – ведь
многим она просто естественна!
• ...Другое определение: «умение сочувствовать практически».
• ...И последнее. Есть такие – «социально-заботливые», – дух их заботливости – интрига.
Уличите интригана, и он разъяснит себя так: «я неравнодушен к людям!».
ЗАБЛУЖДЕНИЕ 
– ложное мнение; ошибка;
– ложное убеждение; ошибка, подменившая истину и пользующаяся ее влиянием;
– всякая идеология для всякой другой (ибо идеология не теория, а позиция), – значит, по
сути – любая идеология.
Или, чтобы подчеркнуть разницу –
– просто ошибка, о которой можно лишь сожалеть;
– предосудительная неправда, в которую хотят верить.
• Не так часто предают правду ради лжи, как ради определенности. А истины меняют на
убеждения.
• Истине, вроде бы, пристало пользоваться всем возможным влиянием. Это-то нас и губит:
целиком она не является, а части ее должны быть скромнее.
Заблуждение: часть истины, выдаваемая за всю.
• «...Пользующаяся влиянием истины.» – Встает вопрос: а каким истина может
пользоваться влиянием? В принципе-то? Не похоже ли, что наше мышление и вообще имеет в виду,
либо – либо, – либо истину, либо влияние? Истина оставляет вопросы, а чтобы влиять, нужны
убеждения, по меньшей мере какие-то определенности... Подмена мышления политикой – вот главное
заблуждение, в котором, правда, слишком трудно быть вполне неповинным, – основа всех серьезных
заблуждений.
Можно сказать: имя заблуждению – идеология.
• Поскольку человечеством движут убеждения, или идеологии – Ницше прав, им движут
не истины, а именно заблуждения.
• В заблуждениях обычно «упорствуют» – уже потому, что все, в чем потребно
упорствовать, в некотором отношении есть заблуждение. – А показательное-то какое слово! Так и
видно – и те, кто обвиняет в упорстве, и те, кого в нем обвиняют, спорят отнюдь не об истине: здесь
дело в страстях, в умыслах...
• «Это, понятно, предосудительная ложь, но ради спасения вашего лица назовем это
заблуждением – возможно, только ошибкой.»
• На взгляд заблуждений, всякое иное заблуждение – злостно.
Да и на взгляд приоткрывшейся истины, заблуждение, от которого она освобождается, тоже,
обычно, не вполне добросовестно. Будто ошибался по собственной воле; не что-то новое понял, а в
чем-то привычном раскаялся.
• Истина всегда нужна нам для чего-то, но нужна только истина: сама по себе! – Тяга к
истине, значит, сама же норовит ее исказить. Каждый новый шаг к ней – шаг из неискренности, – из
ощущаемого нарочитым заблуждения.
ЗАБЫВАНИЕ 
– потеря контроля над содержащимся в памяти – выход его из сферы доступного
сознанию или несознаваемая его переработка;
– «заживание», – притупление реакции на воспоминание; то же, что привыкание.
• Забывание – не «теряние», что давно известно и хорошо изучено, а труд: сортировка,
перекройка... Память то отказывает, а то подводит – подсовывает плоды этой деятельности, вместо
того, чтобы вернуть все вложенное в нее нетронутым.
• Знаю случаи, когда страшными и искренними путаниками делает людей их слишком
цепкая память: в их памяти все для них, как на витрине – в ее махинации они не могут поверить.
• Вытеснение: самозащита от избытка информации, подводя, «спасает» от неприятной
информации. Неприятной, а значит – могущей быть самой необходимой.
• Забывание как проступок – между «нечаянно» и «умышленно»; «ни о чем не говорит» и
«весьма показательно». Что счел за благо ненароком потерять.
• Забытое – коварно. Что не используется тобой, может вдруг использовать тебя.
• Если говорил что-то и забыл, что уже говорил это – при случае повторишься слово в
слово (больные амнезией поражают этой своеобразной «памятью», но приходится удивляться этому в
себе и здоровым).
Памятное – знакомый маршрут, забытое – протоптанная тропа.
Замечено, скажу кстати, что протоптанные кем-то другим тропы могут казаться и проложенными в
трудах собственными путями.
• «Русло»: гипноз забытого; гипноз неосознанного.
• Иной раз увидишь, что забыл что-то, лишь попытавшись это что-то другим рассказать.
Скорлупа осталась, исчезло ядро... Или напротив: осталось ядро (настроение), а шелуха (информация)
облетела?
• Забываются факты, а настроения от них, бывает, помнятся. А то запомнившийся факт
забывает свое настроение; вот, скажем, «что проходит, становится мило»...
• «Забывание» – от «бытие». «За-бывание.» – Горькие потрясения, никогда не забываясь,
все-таки именно «забываются»: вступает в права новое бытие. «Избываются».
• Забывание – «заживание»; или, может быть, «местная анестезия». Обезболенное
воспоминание.
• ...Что забывается, не заживая. А что заживает, не забываясь.
ЗАБЫВЧИВОСТЬ 
– слабая память;
– «глупая память» – забывание существенного; бестолковость;
– ветреность (поверхностность; легкомыслие; даже что-то от бессовестности...).
• «Глупая память» не отличает важное от неважного: либо все удерживает, либо все
теряет. Либо – еще вариант – все удерживает и во всем этом врет.
ЗАБЫТЬЕ 
– жизнь помимо сознания, –
но сознание – грань между «я» и «действительностью», и если, таким образом, забытье не
есть –
– то же, что медитация – растворение в «едином»; во «вселенском духе»; в
пантеистическом Боге, –
то оно распадается в людях на такие противоположности:
– жизнь «я» помимо реальности; самопогружение;
– жизнь реальностью, помимо «я»; самозабвение.
• Психологическая суть деятельности деловых людей – самозабвение. То есть, верх их
сознательности – «забытье»: бездумие!
• «Жил счастливо: не думал ни о чем...»
• ...Что касается мысли, то она ведь рождается либо из контакта «я» с тем внешним ему
содержанием, относительно которого мыслят, – либо только из манипуляций с этим внешним;
последнее стоит немногого; значит, самопогружение, жизнь «я», хоть и окунает нас глубже
мышления – не представляет собою никакого обдумывания – необходимое условие мыслей стоящих.
• Из «я» не выбросишь «действительность», поскольку оно и есть непрестанное
утверждение своей действительности; из «действительности» – поскольку вся она дается в «я» – не
выбросишь «я». – «Забытье» забывает эту грань, возвращая нам их цельность – само «бытие».
(«Брахман» и «Атман».)
...Итак, что есть «забытье», и что – «бодрствование»?..
ЗАВИСИМОСТЬ 
– зависимость воли: неспособность самому за себя решать, заставляющая
перекладывать ответственность – искать подчинения сознательно; попадать в него незаметно
для себя или даже против желания;
– зависимость ума: неспособность осмысливать, вынуждающая принимать чужие мнения и
ценности – исподволь или страстно; как свои собственные – или с убеждением, что все
собственное может быть только нелепым; или, бывает, с унынием;
– зависимость чувства: несправедливо большой вес чужих нужд, желаний и даже настроений
в линии поведения (гипертрофированные ответственность; участливость; чуткость, при
потребности во внутреннем комфорте); слишком большая важность чужой оценки, потребность
нравиться.
• ...Безволие, бесхарактерность, внушаемость, инфантильность – странно перемешанные с
сознанием ответственности, которой либо рабствуют, либо вручают ее кому-то или чему-то другому,
и рабствуют этому другому...
• Что интересно: ни один вид зависимости не предполагает другого ее вида. Кого-то
можно убедить, но не заставить, кого-то заставить, но не убедить; а кого-то, во всех отношениях
самостоятельного, запросто можно шантажировать картиной чужих проблем. Или (как где-то у
Володина) угрозой разувериться...
Итак, зависимость зависимости рознь. Но и каждый ее вид происходит от одной из двух разных
причин. В этом плане, зависимость –
– недостаток личностного начала;
– недостаток сил (умственных или волевых) это личностное начало – сколь угодно
выраженное – оберегать, –
причем, так как уму естественно развиваться на счет воли, а воле на счет ума, этот
недостаток самозащиты также будет проявляться до неузнаваемости несхоже.
• ...Кстати: характер – это и есть характер нашей зависимости от других, независимость
вообще относительна, так что дать типологию зависимости – значит представить, в утрированных
чертах, набросок самой характерологии!
• Настоящая, «дурная» зависимость ищет свободы от свободы.
• Есть зависимые люди, которые по этой причине боятся свободы, и есть зависимые,
которые все за нее готовы отдать... Первые зависимости жаждут, вторые знают, что во всякой связке
непременно в нее попадут.
(А вот и еще вариант. – Женщина рада зависимости брака, потому что в зависимости оказывается
мужчина...)
• ...Зависимость из-за нетвердости убеждений – и твердо убежденная зависимость;
безволие – или такая воля.
• Зависимый по убеждению. – Такой, чем зависимее мыслит, тем независимее – напролом
– решает; для него нет проблем. Зависимость снимает ответственность.
...Тогда как существует и другая зависимость – в которую ставит ответственность
гипертрофированная. Чтобы не становиться каждому нянькой, что-то надо уметь оставлять другим на
их собственную ответственность.
• Зависимые могут принимать чужие ценности, но жить, все же, по-своему – будто воруя
свою жизнь для себя.
• Трудно художнику – сочетать талант, эту обостренную индивидуальность, и обычную у
художников потребность нравиться – такую нивелирующую зависимость...
• Зависимость щекотлива: чревата периодической борьбой за независимость, встречающей
закономерный отпор, поскольку ведь на нее никто особо и не покушался, не было нужды...
ЗАВИСИМОСТЬ (СОСТОЯНИЕ) 
в плане индивидуальном –
– отчуждение воли, – или, что то же самое, дискриминация собственных ума и
чувства человека;
– отчуждение личности – самих его ума и чувства.
В плане социальном –
– включенность в неприемлемую (скажем, «чужую») иерархию;
– включенность в любую иерархию.
• «Своего ума не вставишь»: «зависимого ума» попросту не бывает. Будто противоречие в
определении. Так и – «сердцу не прикажешь»; «насильно мил не будешь».
• Ум и чувство в подчиненном – уже непослушание: тем и другим ведь бесполезно
командовать! Никто в них не властен! К тому же причастные им, по той же причине, не ощущают за
собой никакого греха.
• ...Что же касается достоинства, то оно независимо по определению; это не плод
независимости, а ее основание. Другое дело, что всякая зависимость достоинство ранит или искушает;
кроме того, достоинство можно предать.
• Внутренняя-то зависимость может быть зависимостью как воли, так и ума или чувства. А
зависимость, как состояние, касается только воли. – Но ум и чувство – тоже воля; даже больше того, –
они суть само «своеволие», – ибо возможны лишь свой собственный ум и свое собственное чувство.
Вот тут-то – горький, а скорее страшный парадокс общественного бытия личности: последовательно
сгибая волю, внешнюю зависимость делают внутренней, – подчиняют и ум, и чувство...
• Тоталитаризм, отчуждая волю, подавляет в людях их ум и чувство, вплоть до полного их
растворения в себе – здесь у него наготове соответствующие догмы и ценности, – до отчуждения
самой личности, состояния, когда достаточно лишь эпизодических демонстраций силы, чтобы все
остальное время воля ощущала бы себя вполне свободной.
• «Метод убеждения методом принуждения.»
• Убеждения – главный оплот независимости одних, и главное выражение зависимости
других.
• Маленькое наблюдение за характером больших начальников. – Замечали вы эту их
манеру – никогда не отвечать прямо? Даже если ответ ни к чему их не обяжет? Видно, вопрос уже
предполагает некоторую зависимость, хотя бы от принятой точки зрения, системы отсчета, – но лишь
им, стоящим у власти, дозволено ставить в зависимость.
• Как поставить в зависимость ум (хотя бы свой собственный)? – Ориентировать его не на
вопрошание (истину), а на деятельность (цели); не на наблюдения и открытия, а на аргументацию и
изобретание, – то есть, отринуть собственно ум и использовать умственные способности.
Труднее с чувством; чувство, поставленное в зависимость – это состояние гипноза. Проще всего,
кажется, предать себя гипнозу массовому.
(...Но есть и еще случай – восхищение кем-то или чем-то: штука, не могущая оставить душевный
строй неизменным, не могущая не влиять. Только здесь то, что со стороны может восприниматься
зависимостью, на самом деле – открывшиеся, на время или навсегда, новые душевные горизонты.)
• «Народ» – это «своя иерархия». Иногда бывает необходимо бороться за независимость
своего народа, и всегда – за свою независимость от народа. (Разделять трудности, но не
заблуждения...)
• Бывает, чужие иерархии оставляют человеку больше индивидуальной независимости,
чем свои кровные. Там расцветает в способных к этому личностях – независимость внутренняя; так,
скажем, возникало христианство.
• Если отчуждение воли ощущается унизительным – значит, душа еще не порабощена. И
значит, ненавистные иерархии бывают душе полезны! – В лучшем случае иерархии осуществляют над
нами насилие, в худшем – становятся родными...
• ...То ли борьба за независимость, то ли – за рабство; так что, отвечая на эту борьбу
удесятеренным насилием, поступают психологически адекватно.
ЗАВИСТЬ 
– ненависть к другому (другим) за то желанное, что досталось ему (им), а не
тебе;
– свойство желать чего-то лишь потому, что этим обладает другой (другие), –
этакое «социальное чувство» (по сути, здесь можно было бы обойтись и без кавычек –
чувство, действительно, именно социальное).
Еще можно сказать, что зависть –
– ревность к чужой удаче – ревнуют ли другого к этой удаче, или саму удачу ко
всем другим,
или, еще –
– задетая жадность; задетое самолюбие, человека, для которого личное
благополучие – вопрос личного достоинства, –
но и – увы, это клеймо носит, весьма несправедливо –
– оскорбленное чувство справедливости – видом благополучия неправедного, т.е.
каким-то образом отобранного у тех, кому должно бы по совести принадлежать; видом
благополучия незаслуженного, слишком случайного, –
впрочем это последнее, во второй своей части, возвращает нас к менее симпатичным
определениям, данным выше.
• Зависть – самолюбивая жадность.
• «Собака на сене»: проявление завистливости (если, конечно, речь не о собаке). – Ведь
суть этого рода зависти – не в потребности обладать чем-то, а в потребности сравнивать: «пусть мне
не нужно, но не допустить же, чтоб у кого-то было то, чего нет у меня, – чем я хуже?» – такое
социальное чувствование...
• ...Да, зависть замешана на самолюбии, причем питающая его самооценка – по критерию
потребительскому, – «человек есть то, что он ест».
• «Увидел и позавидовал»: увидел и захотел, а до того и не ведал, что этого хочешь...
Какая зависимость!
• Детская возрастная жадность – скорее, не жадность, а завистливость: такой ребенок
хочет всегда того – игрушки, например – что видит в руках у другого. Сам-то он еще не догадался бы,
что с ней делать и как это было бы ему интересно! Он учится у других хотеть – и обижается, что они
сумели захотеть этого раньше его.
• ...Завистник, получается, в значительной мере «желает желать». Так оно в жизни и
выходит: кто всерьез чего-либо хочет, тот действует и в конце концов обычно обретает, завистник же
не ударяет пальцем о палец – его хотения достает лишь на зависть.
• Если человеку обидно, что другой способен чего-то сильно желать, ясно, уповать он
будет не столько на достижение той же цели, сколько на то, чтобы другой ее не добился. –
«Напрягаться я не желаю и пусть мне будет хуже, но чтоб и другим – не лучше»: запретите им волю!
энергию! талант! Запретите желать, раз я этого не умею!
• ...Ведь если двое хотят завладеть чем-то, что на двоих не делится – скажем, любимой
женщиной – то чувства проигравшего в этом соперничестве, собственно, и не являются завистью.
Может, отчаяние, может, разочарование. – Настоящая зависть – если кто-то печалился бы о счастье
другого с женщиной, сам никого не любя.
• Бездарным (неподлинным, неоригинальным) делает зависть: хотеть не своего – не хотеть
быть собой. Та же причина делает неспособным к счастью.
• ...Не умеют быть счастливыми – и начинают завидовать чужому счастью. И тогда, уж
точно, никогда своего не найдут. «Слишком индивидуально счастье, слишком – свое у каждого,
чтобы завидовать...» (Л. Облога).
• Талант – талант индивидуальности. Поскольку завидуешь – постольку, значит, бездарен.
Значит, пошл.
• А – зависть к таланту? – Завидуют, собственно, не таланту, а талантливости. Таланту –
восхищаются. (Впрочем, в восхищении тех, кто у этого таланта учится, и вправду есть что-то от
зависти.)
• Единственная форма признания чьего-то благополучия, если не радость за него, то –
зависть. Ведь восхищаться в другом можно лишь тем, понятно, чем он хорош, но не тем, что ему
хорошо. Вы не рассчитываете обрадовать другого своим благополучием, но демонстрируете его? Так
может, хотите огорчить?..
• «Престиж» – это не – вызывающее уважение, а – вызывающее зависть.
• «Ты не сумел сделать красиво, и сделал богато.» – А может – и задачи такой не ставил?
Красивое могло бы других и радовать, а цель была – возбудить зависть?
• Завидовать – пошло. Еще пошлее страсть зависть вызывать. Это ведь значит – не только
питать эту жалкую святыню большинства, благополучие, – но и быть к тому же настолько
ограниченным, чтобы надеяться за свое благополучие – на признание! (Во что превратился бы дикарь,
если бы не боялся «сглаза» – чужой зависти!..)
• ...Завистливый не асоциален – скорее, чересчур социален. Даже желает он того, чего
принято желать.
• Завистливость – свойство человека толпы: исключительно обобществленных ценностей.
– Но зависть к вышестоящим – отнюдь не главный порок такого человека, как в то верят
претендующие на аристократизм, – нет, потому что иерархизм и есть сама основа всех его ценностей.
Завидует человек толпы удачам тех лишь, кого мнит с собою на одной ступеньке. «Что можно
Юпитеру...»
• Против привилегий, сословных и всяких других, ополчается справедливость – но также и
зависть. Причем, если в протесте справедливости слышится скорее презрение, то зависть прямо
ненавидит, – здесь задевается самолюбие.
• Зависть к успеху тем острее, чем явнее этот успех мог быть достигнут каждым и по
праву; потому подлинное кредо зависти – не равноправие, а равенство.
• Равноправие не уменьшает количества зависти, а увеличивает его. Куда легче смиряться
с тем положением, даже и несправедливо низким, в котором не приходится винить себя! –
Оскорбляющий чувство справедливости иерархизм почти не терзает завистливость, а то и льет на ее
раны бальзам.
• (Представляете ситуацию – каждому воздается по заслугам? И на каждом, выходит,
написано, чего по справедливости стоят его добродетели и таланты?.. Уж лучше, как обычно: ты на
побегушках – но может как раз потому, что чересчур умен; он «в позументах» – но может как раз
потому, что «бревно»; и если действительно честен, то «от тюрьмы не зарекайся»... Да и зачем это
нужно, правда, чтобы «воздавалось»? Чтобы моральное компенсировалось материально? Тоже ведь –
странная идея...)
• ...Итак, всерьез жаждущему чего-либо не до зависти, – завистник не столько стремится
приобрести, сколько отобрать; не столько возвыситься, сколько низвести. Потому зависть – поистине
и буквально – одно из самых низменных свойств.
• Социализм, по известной характеристике – «равенство в нищете»... Целая гигантская
страна, «шестая часть земли», запутавшаяся в силках зависти...
• (Кстати: социализм не отрицает неравенства иерархии – напротив, железный иерархизм
есть его принцип. Но чем абсолютнее социальная лестница, тем неразличимее должны быть
индивиды на каждой ее ступени: вот его равенство, идеал самой пошлой завистливости.)
• ...Теперь коммунизму, кажется, конец. Слава Богу. Согласен, масштаб обогащения
некоторых, а с ним, у кой-кого, и соответствующие замашки, могут вызвать оторопь. Но здесь-то мы
и обязаны прояснить для себя свои истинные ценности. Он хочет денег – вот он их и имеет; он ведет
себя так, чтобы показать, что они у него есть – ну, а как бы вы хотели? Выходит, это его система
ценностей. Ваше счастье, если у вас она иная!
• Завистливость – патология справедливости. Каждый человек уникален, но – каждый;
завистливый остается для себя уникальным в единственном числе, и потому справедливо, чтобы все
хорошее, что только вообще в этом мире можно иметь, доставалось в первую очередь ему.
Завистливость – патология достоинства. Достоинство личности абсолютно, и, если притом мерить
достоинство благополучием, эта личность обладает преимущественным правом на все в мире блага...
• Завистливый сражается не за себя, конечно же, а за справедливость... Но и справедливого
всегда, как только возможно, заподозрят в зависти.
• Почему считается добродетелью – довольствоваться тем, что имеешь? Разумеется, это
благоразумно и, больше того, мудро, но почему все-таки – добродетель? Что с этого другим?.. Такое
довольство удобно имеющим больше, иного не придумаешь. – Но уж конечно нужно
довольствоваться тем, что заслужил, и эта понятная добродетель называется честностью.
• ...Такая жадность ко всем этим благам, и такая искренняя досада, что кому-то этих благ
достается больше – но откуда уверенность, что сам-то их достоин? Когда у кого-то другого, наоборот,
нет и сотой их доли? – Чем человек перед собой честнее, тем меньше должен быть расположен к
зависти.
• ...Но надо признать и то, что хотеть всего, чего могут хотеть другие, каждый – вправе.
Так что достойней бороться с завистью в себе, чем в других.
• Бездарный, к успехам одаренного, может испытывать зависть. А что испытывает
одаренный в виду триумфа бездарности? – Нечто другое: оскорбление.
«...Мне видеть невтерпеж – достоинство, что просит подаянья», и – закономерно – «совершенству
ложный приговор», – все это тоже ведь назовут «завистью»...
• ...А что сказать о несправедливостях судьбы? – Калека может завидовать здоровью,
осуждать или удивляться этому в нем – жестокость или идиотизм («даже пень... березкой стройной
стать мечтает»), – но самому бедолаге лучше не давать этому чувству воли. Во-первых, оно
совершенно бесперспективно. Самоедство, что называется. Во-вторых, ненавидеть неравенство, в
котором никто не виноват, ведь тоже – быть несправедливым.
• ...Впрочем, кто ж завидует заслуженному благополучию? Всякое благополучие
незаслуженно! Ну, добился ты чего-то трудом и талантом, – а как тебе достался талант? Ты его
заработал? А трудолюбие – не тот же ли талант?.. К тому же, благополучие относительно. Если оно у
другого, как бы мало его ни было, у кого-то и такого нет: пусть себе будет счастлив! А если у меня –
то чего ради мне себя сравнивать с разными неудачниками? Тогда как иные все это имеют, и вовсе не
прикладая рук?..
• «Они не завидовать умеют только мертвым.»
ЗАГАДКА 
– заинтриговывающее недоразумение (плод непонимания, неверного понимания
или просто незнания чего-либо).
• Самый точный синоним загадки – не тайна, не задача и не вопрос, а, именно –
недоразумение. Для тех загадок, что «задают» – розыгрыш.
• ...Тайны же, в отличие от загадок, отнюдь не заинтриговывают: одних они страшат,
других вдохновляют – на исследовательский или религиозный лад; но вполне здравой и
благополучной человеческой особи от природы полагается их, что говорится, не видеть в упор.
ЗАКАЗ 
(имеется в виду работа на заказ художника)
– так сказать, договоренность о сбыте произведения (и больше ничего, – идея
остается за автором);
что касается декоративного искусства, архитектуры, может отчасти и музыки, то здесь
любой заказ, по существу – именно только договор о сбыте, – ибо слишком трудно вмешаться в самое
форму. Тут форма и есть своя идея, и, скажем, архитектурная идея мавзолея не становится менее
совершенной оттого, что человеческая идея мумифицировать вождя очевидно никуда не годится;
эстетическая совесть Щусева, построившего перед тем, как говорят, тридцать девять церквей (так что
лишь одной не хватило для причисления его к лику святых) никак не могла помешать ему возвести
это культовое сооружение в качестве сороковой... Но если вопросы сугубо человеческие входят в
компетенцию искусства (в особенности это касается литературы, но и изобразительных искусств
также), то тут уж заказ, если не просто договор о сбыте, посягает на его душу, и есть –
– сама идея произведения, предложенная к исполнению.
• Заказ отделяет идею от воплощения: вот вам и формула ремесленничества. Работы не
душой, а руками.
• В искусстве как психологически, так и по существу исполнение почти немыслимо
отделить от идеи; но идеи действенны лишь собственные, вот и исполняешь чужое все равно, как
свое, а иначе и не получится; в ремесленника превращаешь себя изнутри – воображая, что
сознательно, на самом же деле того не замечая... Начал: «только хлеб». Закончил: «в этом весь я!»
• Невозможно «приложить руки», вовсе не «вложив душу». И это прекрасно. Но слишком
хорошо знают это охотники за душами!
• Потерявшая удерж власть трактует сферу искусства исключительно как
исполнительскую, этакое прикладное «искусство для искусства», чистую форму, которой удобно и
необходимо задавать содержание. – «Соцреализм»: вариант «декоративного искусства».
• ...И «социальный заказ» ничем не выше коммерческого, даже опасней его: коммерческий
может душу и не затрагивать – «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», –
социальному же продают именно «вдохновенье», то есть именно душу.
• По собственному заказу работать, и то – гибель для художника. (Гибель –
ангажированность.)
ЗАКОН (НАУЧНЫЙ) 
– нечто, в поведении реальности, непреложное,
или, подробнее –
– однозначно установленный способ взаимосвязи каких-то явлений, – факт (в
широком смысле слова),
в отличие от установленной необходимости именно такого способа их взаимосвязи, –
осмысления (в смысле узком). Учитывая это замечание, закон –
– однозначно установленная взаимосвязь внешних проявлений чего-то, пока
недоступного.
• «Формализовать»: сформулировать закон. Дать формулу, уравнение. Однозначное «как»
без «почему».
• Закон – еще не столько понимание, сколько рубеж, отвоеванный у непонимания; «форма
сущности», «факт смысла». – Закон утверждает: «это – так»; понимание удивилось бы: «как могло
быть иначе!».
Однако понимание не отменяет необходимости в установлении законов. Ибо относительно как раз
понимание, а безусловен закон. Зато понимание безмерно, закон – от сих до сих. Жажда понимания
обнаруживает все новые законы, законы открывают горизонты все новому пониманию.
• Факт: однозначно установленное явление, «элементарный закон». – Но, однако, сколь
многого стоит однозначность! В иной форме достоверность нам недоступна.
• Явления осмысляются в их взаимосвязи, то есть, в законе. Который тоже – явление, и
может быть осмыслен либо из более общего закона, либо – как очевидность. Аксиома: «закон
очевидности».
• «Исключения подтверждают правила» – что значит, если выглядевшее исключением при
более глубоком рассмотрении таковым не оказывается, мы только и поняли правило, – «исключения
объясняют правила». «В кажущихся исключениях правило сказывается особенно глубоко.» «Нет
правил... с исключениями.»
(Впрочем, строго говоря, сказанное относится не к правилам, а именно к законам. Правила же –
это и есть такие «законы, допускающие исключения»; говорится: «как правило», – т.е. «отнюдь не
обязательно». Подтверждают ли исключения такие – не вполне обязательные – правила? Возможно, и
подтверждают, если эти исключения действительно исключительны. Вот, скажем, что может гений,
того не может заурядность; недосягаемость его примера подчеркивает общее положение дел.)
• ... «Себя не переделаешь»: это – закон, сплошь состоящий из исключений, изумительно
его подтверждающих: мы только и делаем, что перекраиваем себя, но – «гони натуру в дверь, она
возвращается в окно».
ЗАКОН (ПРИРОДЫ) 
– природа вещей, – необходимо им присущее.
• ...То, что мы в своей ограниченности постигаем как «правила», по которым вещам
почему-то угодно действовать.
• Не знаю, мог ли бы Бог создать другую природу – но другие законы той, что создал,
точно, не мог бы.
• Природа – закон.
ЗАКОН (ЮРИДИЧЕСКИЙ) 
– непреложное общее для всех предписание, обуславливающее свободу в
обществе;
– непреложное предписание, стесняющее свободу, –
соответственно –
– «кодифицированное право»;
– «кодифицированное бесправие».
• Закон: компромисс государства и права.
• Долг – minimum морали, закон – minimum minimorum: о минимуме морали каждый все-
таки должен еще поразмышлять, минимуму долга – достаточно общего на всех закона.
• «Обуславливающее свободу» – необходимо «общее для всех»; «выборочное» означало
бы произвол, покушение на свободу.
(Здесь требуется малость крючкотворства. – «Общее для всех» значит – «общее для всех
находящихся в общих условиях». Скажем, законы, связанные с материнством, касались бы и мужчин,
если б они рожали; в этих условиях они никогда не оказываются. Но нельзя одним матерям запретить
того, что разрешено другим. Граница между правоспособностью и ситуацией, в которой оказывается
правоспособный, конечно, подвижна, – вот грань, по которой закон проходит между свободой и
насилием.)
• Законы, право – казуистика долга. – Идеальной же, всеохватывающей казуистики быть
не может, косность неизбежна... «Закон – что дышло...»
• «Что не запрещено, разрешено»: принцип свободы. Законы, в идеале, не командуют сами
и никому не дают никем командовать. Так что лучше – не «непреложное предписание», а
«непреложный запрет». Не спасти свободу, правда, и без законов-предписаний; слаб человек...
• «Полной свободы быть не может; вот, разве может быть свобода грабить или убивать?..»
– А любопытная психология! Человек будто не столько стремится обезопасить свою собственную
свободу, сколько сожалеет о невозможности стеснить свободу другого, самому кого-то тиранить; не
свое защитить, а отнять чужое. И какая притом наивная уверенность, что в этих схватках именно он
будет оставаться в выигрыше!
Или так: человек и снасильничал бы, но предвидит отпор и это кажется ему несвободой. К тому же
воздают за обиды, натурально, не «око за око», а сторицей; это он понимает. «Тогда уж лучше другую
несвободу – закон!..»
• Закон не ограничивает, а гарантирует и расширяет свободу – так оно по сути, да так оно,
в общем, и исторически. Тоталитарный, все регламентирующий племенной уклад сменяется
правовым – набором элементарных правил, которых, нормальному человеку, даже и знать-то не
обязательно!
• «Незнание закона не есть оправдание». Это потому, что закон, в идеале – всего лишь
естественное, сама свобода. Во всех случаях, когда под видом закона хотят свободу стеснить, этот
псевдо-закон и должен оповещать о себе; если на какую-то территорию почему-то нельзя вступать,
там ставят забор или вешают табличку – какое-нибудь «white only»; иначе незнание будет, как раз,
оправданием. Но о том, что действительно должно быть запрещено – каждый слишком легко может
судить по себе.
• Свобода: «никто никого не тиранит»; закон: «это гарантировано тем-то и тем-то».
ЗАКОННОСТЬ 
– правопорядок: приоритет закона перед властью, –
и «худой закон лучше доброго произвола»;
– формальная допустимость: приоритет правил перед совестью, –
и, наоборот, живая совесть лучше самых добрых данных себе законов.
• Совесть – исключительная прерогатива личности, ее право и долг; власти, обществу
остается лишь законность.
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ 
– необходимость; подозреваемая необходимость; большая вероятность, в виду
известных причин; последовательность, заставляющая предполагать наличие некоего закона;
повторяемость, кажущаяся не случайной.
• Ключевский: «закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их
духовности». –Выходит, идея о закономерности истории предполагает, что человек, неизбывно, скот...
И как тогда верить в прогресс – закономерность очеловечения?..
Повторяемость исторических явлений – это неспособность человека управлять собою, бессилие
разума перед инстинктами, неумение выносить уроки из пройденного...
• Свободное и разумное поведение объясняется причинами, но не закономерностями.
«Всегда ты так», «все вы так»: «ты вздорен», «все вы вздорны».
ЗАМКНУТОСТЬ 
– нежелание «пускать в душу» – многих; даже и близких; неумение «пускать в
душу» кого бы то ни было, – общаться на этом уровне. –
Но неверно было бы сказать – «неспособность к переживанию близости»: вдруг
оказывается, что замкнутый глубоко ее переживает, вот только близкий о том не догадывается; или
так до смерти и не имел возможности убедиться... Скорее, замкнутость –
– «неспособность к работе близости», –
работе, – не чувству.
• Противоположное замкнутости – может быть, откровенность, но отнюдь не искренность.
Напротив, замкнутый как бы чересчур искренен для того, чтобы позволять себе откровенности –
слишком боится фальши (об этом хорошо у Цвейга.) – Быть откровенным да к тому же искренним –
это уже искусство! Талант! Большая редкость!
• ...А скрытность – это усеченный вариант замкнутости, нежелание посвящать только в
планы. Правда, «в планы» и «в душу» – почти одно и то же. – Можно сказать: скрытность – это
замкнутость, причиной которой является недоверие.
• «Взрывая, возмутишь ключи», так что – «silentium!» – вот, мне кажется, кредо
замкнутости. Даже такая штука, как ранимость – нечто, в числе причин замкнутости, уже
второстепенное.
ЗАМЫСЕЛ (В ИСКУССТВЕ) 
– предчувствие будущего произведения, более-менее явное – от его ощущаемого
духа до вполне завершенного образа, возникающего в воображении;
– заранее подобранный набор приемов для передачи заранее известного содержания,
достижения каких-то намеченных целей, создания нужного впечатления и т.д.
• Замысел – внутренняя, душевная часть принципиально непланируемой работы
искусства. Или же такой вариант заказа – идеи, предложенной к исполнению – даваемого художником
самому себе. Идеально различные вещи.
• В подлинном искусстве все неумышленно; необходимо отличать замысел-спонтанность,
воображение, обогнавшее рассудок и руки, от замысла-умысла – рассудка, дающего работу рукам.
• «Замысел и исполнение» – как «содержание и форма»: проблемы, пошлое понимание
которых хуже полного их непонимания. Глубина же в том, что в подлинном искусстве замысел от
исполнения по существу не отличается. Замысел проясняется в исполнении, – до последнего штриха,
последней строчки.
• В кругу Ге говорили, что, когда художник подходит к чистому холсту, его картина
должна быть готова на треть. – Замысел – треть картины. Но и: тот замысел картины, что живет пока в
воображении – едва только ее треть.
• Замысел – идея предвосхищаемая; идея – замысел воплощенный.
• «Замысел» – любимое слово ремесленников в искусстве. Так же, как «творчество». –
Ибо, если предчувствуешь открытие – чувствуешь и его тайну, его собственную волю осенить тебя
или не осенить... А если тайны нет, неожиданности нет, то остается лишь конструирование по плану –
творчество из замысла – и не остается искусства.
• ...Не цели и не приемы, а дух. В общем, настоящий художник не должен знать, зачем и
почему, но обязан знать четко, чего он хочет. Не должно быть замысла – но все в создании должно
точно ему соответствовать!..
• Если в воображении вещь действительно была совершенна, даже значительные изъяны в
исполнении вполне ее не испортят.
• ...Еще один выверт, против которого не устаю воевать. – Сущностный элемент тайны в
будущем произведении заменяют элементом лукавства. «Сам не знаю, что у меня получится»: еще не
значит, что в этот процесс вмешивается святой дух. Ну да, пусть результат будет глубже исходного
замысла, и вообще умыслы в искусстве – последнее дело; но только не кисть должна водить рукою, а
рука кистью; командовать должны не неожиданные возможности материала, а твое неожиданное для
тебя неуправляемое чувство.
• ...И все же между этими двумя столь противоположными вещами, замыслом и умыслом,
четкой грани нет. Или точнее, она есть, но неформализуема: это наличие или отсутствие таланта.
ЗАМЫСЛОВАТОСТЬ 
– не вызывающая доверия сложность. (Возникшее не естественно, а в результате
какого-то особого умысла, чьей-то причуды, – или кажущееся таким.)
• ...А «незамысловатость» и того хуже: «уж если нет настоящей сложности, было бы хоть
чуточку похитрее».
• Бог, в своих творениях, бывает сложен до замысловатости; конечно, по нашим
незамысловатым представлениям. Ведь он, надо думать, во всем естественен!
• «Глупая луна на глупом небосклоне.» – Кто же, все-таки, незамысловатее: кто их создал
или кто таким вот образом оценил?..
«ЗАНУДСТВО» 
– видимо, склонность посвящать других в кухню своей внутренней жизни. –
«Зануда»: разглядывающий свои болячки в микроскоп, и ваш приглашающий посмотреть.
И еще определение: кто хочет не помощи, а сочувствия.
ЗАПОВЕДИ 
– сакрализованная мораль: определенные моральные правила, обосновываемые
исключительно божьей волей.
...Требование делать из послушания то, что надлежит делать по доброй воле. – Попытка
укрепить совесть страхом?
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ 
– скованность (на людях) от неумения или невозможности верно
ориентироваться;
– скованность от груза задних мыслей; в частности, и всего характернее – от страха
недооценки, помноженного на зависимость самооценки от мнения других.
Этот частный случай можно характеризовать как –
– «робкое самолюбие».
• «Застенчивость» – от «стесненность». «Слон в посудной лавке»: умей слон ценить
посуду, отчаянно стеснялся бы. Застенчивый в любой ситуации кажется себе таким несчастным
слоном.
• Среди японцев, как установлено, глубоко застенчивые встречаются особенно часто: тут
сказывается их традиционная зависимость от общественного мнения, – чужих глаз.
«Меньше думать о том, как что выглядит!» – Верное средство от застенчивости, но что делать с
ним тем, для кого «выглядеть» – цель? Высшая, чем «быть»?
• ...Важно быть высокого о себе мнения, причем это мнение определяется мнением других.
– Какая трудная ситуация!.. Ясно, застенчивость – по преимуществу свойство людей еще не
сформировавшихся. Зрелый или уж ничего от себя не требует, или стремится соответствовать лишь
собственным критериям; или, на худой конец, просто определил свой ранг, добившись высокого или
смирясь с низким.
• Человек молодой и не застенчивый: весьма вероятно, нахал. Или, так же вероятно,
слишком малого от себя ожидает. Но может – просто – такой редкий дар!
• Застенчивостью измеряется разница между самолюбием и самомнением.
(Из книги Зимбардо: хромой ребенок мог ходить в школу только в маске – иначе стеснялся – пока
его не признали настолько, что выбрали распорядителем какого-то праздника, «королем», – и тогда
открыл лицо.)
• Если задняя мысль – что-либо преступное, в застенчивость повергает, ясно, совесть.
(Застенчивым, моей знакомой, казался до разоблачения убийца-маньяк.)
• «Беззастенчивость»: «при таких-то намерениях естественно было бы и стесняться».
• Застенчивость, если не подозрительна, то симпатична. – Вас стесняются: своего рода
комплимент.
• Женщинам, в мужчинах, застенчивость нравится. Если она и свидетельствует о
нескромных чувствах, то ведь важна сама уважительность, не дающая этим чувствам воли, а не то,
чтобы их вовсе не возникало. Но слишком стесняться – уже плохо: будто воспринимаешь пол, как
что-то низводящее.
• Лучшие люди своего благополучия стесняются. «Мне хорошо» не значит для них – «я
хороший», а потому всегда ощущается ими как некая несправедливость. – Правда, этим они невольно
подчеркивают чужое неблагополучие, которого обычно стесняются уже не лучшие...
• «Скажи мне, чего ты стесняешься, и я скажу, кто ты.»
• Стесняешься – значит, уважаешь.
...Или презираешь настолько, что этого уже приходится стесняться. – Сам я в такое не верю. Но,
скажем, люди, профессия которых – обслуживать, сплошь и рядом подозревают такое презрение за
самой искренней деликатностью.
• ...К сожалению, элементарную воспитанность тоже иной раз принимают за
застенчивость (например, если вы не войдете в начальственную дверь, пока там не закончат разговор).
И приходится вежливому собирать шишки, ему и не причитающиеся.
«ЗАУМЬ» 
– то в уме, чему на практике ничего не соответствует,
или –
– «иррациональное» или «трансцендентное», – непостижимое рассудку;
– напротив, чисто рассудочное.
Или, на более подходящем слову бытовом уровне –
– противоречащее здравому смыслу; выходящее из его привычной сферы;
– всякое теоретизирование, как не имеющее отношения к «жизни», в которой все «проще»
(т.е. исчерпывается для человека его насущными задачами), или же «сложнее» (т.е. все равно не
поддается никакому осмыслению).
• Обыденное сознание, с его принципиальным прагматизмом, вполне иррационально и
притом ощущает себя самой рациональностью, – потому так противоречиво то, что оно окрестило
«заумью».
• Подозревают в «зауми» искусство формализма, – в претензиях на глубокий смысл при
отсутствии какого-бы то ни было. Тогда как формализм отказывается от смыслов принципиально, –
глубочайший же смысл, непостижимое, должен по идее являться сам собою.
ЗВЕРСТВО 
– крайняя жестокость в преследовании целей, вследствие полного отсутствия
сдерживающих начал – как у зверя по отношению к жертве;
– вариант сугубо человеческого поведения – жестокость сознательная, то есть совершаемая
ради нее самой, без каких-либо особых целей.
• Сознательно пойти на жестокость, ради какой-то необходимости – еще только половина
той сознательности, с какой идут на жестокость ради нее самой. Там – «осознанная необходимость»,
здесь уже вполне – свобода... Этот зверь живет исключительно в человеке...
ЗДОРОВЬЕ 
– исправность «биологического механизма» – организма.
• Здоровье – когда материи, чтобы справляться с жизнью, не приходится звать на подмогу
душу, – так что без упражнения и, как следствие, самой хилой может оказаться именно душа.
• В здоровом теле – здоровые потребности.
ЗДРАВОСТЬ 
– адекватное реагирование, как черта характера, – адекватное, т.е.
соответствующее как встающим задачам, так и внутренней природе человека; особо,
соответствующее его разумной природе; особо, соответствующее его социальной природе –
общепринятость, отчасти то же, что здравый смысл.
«...Как задачам, так и природе». Потому, хочется упомянуть и –
– умение не ставить перед собой непосильных или ненужных по-существу задач.
Верная интуиция на свойственное себе – а постольку и на лучший индивидуальный путь к
истине; даже то, что мудрость,
но все это очень сложные материи. Кое-что о них говорится в следующей статье,
«Здравый смысл».
Теперь. – Что в особенности мешает здраво мыслить? Страсти, понятно, а главное – заранее
усвоенные идеи, не дающие уму нормально слышать самого себя. Отсюда, важные синонимы
здравости суть –
– трезвость;
– непредвзятость.
Если же в требованиях природы основным считать благополучие, тогда здравость – есть и
такое значение –
– то же, что «благоразумие».
Впрочем, кажется, значений нашего слова вполне исчерпать невозможно.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ 
Переход к тексту статьи «Здравый смысл» (в рубрике «Словарь. Избранные
эссе»)
ЗЛО 
– вред жизни (всякой жизни – и чужой, и будущей, и собственной, и природы, и
жизни души – того, что нам дорого); все прямо или косвенно ведущее к такому вреду, все его
признаки и симптомы (например, страдание). Чинимый вред, особо – чинимый сознательно.
Жизнь на нашей планете не живет в мире со всякой жизнью – увы. Но зло остается злом,
даже если оно вынуждено. Это надо сознавать хотя бы для того, чтобы в перспективе уменьшить и
это, вынужденное.
Вообще, жизнь – это самодеятельность существа, воля, свобода; соответственно, зло в поступках –
– это, по существу, всегда и только насилие:
сказать, что «насилие – это зло» не неправильно, но – именно – глупо, – ибо нет зла, кроме
насилия. Хотя поверхностность наша во многих проявлениях зла насилия и не усматривает, а наши
недобросовестность и предрассудки признают злом и многое такое, в чем насилия нет, – что не
зло.
Так, с авторитарно-религиозной точки зрения, зло –
– то же, что грех, – ослушание Бога,
хотя бы этот Бог требовал от нас и насилия. Бога не судят...
• Зло своей жизни не имеет, и «дьявол», корень зла в нас – ничтожество, вакуум. Какие-то
агрессивные, мстящие за себя изъяны.
• «Зло» – будто от «зело» – «очень» (на самом деле оно не так). «Понятно, что каждый за
себя и во вред ближнему, – но пусть хоть не слишком! Не зело!»
• Большего зла приходится избегать меньшим злом; тогда меньшее, при всех признаках
зла, отказываются так именовать; тогда и вообще выходит, что зло – относительно, что его и не
существует... Вот и третье, самое худшее недоразумение.
• Зло абсолютно: не в том смысле, что не может быть большим или меньшим, даже не в
том, что не может быть чем-то оправданным, – а в том, что, будь оно больше, меньше или даже
неизбежно, оно все равно остается злом. И нет безгрешных. «Мир во зле лежит»...
• Зло абсолютно, но адресно. Зло – зло кому-то. То не зло, от чего никому нет зла. –
Впрочем, не так легко судить об этом «никому»; чаще всего это значит – «никому в поле нашего
зрения», а то и – «слишком многим»...
• «Из двух зол...» – Но кто бы предпочел из двух неприятностей большую? Нет, речь идет
о случае, когда выбирают не из того, что неприятно, а именно из того, что дурно; и когда выбор
необходим. То есть: цель не оправдывает злых средств, но иногда их требует. (Точнее, их
оправдывает необходимость. Проверьте на необходимость цель...)
• ...Целями хотят оправдать ведь не «средства» – а самое зло!
• «Раз зло в иных случаях бывает необходимо, его во всех подобных случаях нет вообще»:
так зло пытаются оправдать злом. Скажем, когда вам бросают что-нибудь из серии: «а мясо ешь?» –
бывало ли иначе, чтоб этим не вынуждали принять какую-то жестокость в отношении животных, в
которой нет и малейшей необходимости?
• «Зло есть и в самой природе человека»: существу плотоядному не следует этого
отрицать. Если мы призываем доверять собственной природе – то потому, что сама наша природа и
способна на такую констатацию, что в ней же самой добро побеждает, хочет победить зло.
• Наши предки – каннибалы. Что каннибализм имел характер культовый, не украшает его,
а развенчивает культы... Ну что бы нам произойти от более мирных существ! Какое тяжкое испытание
добру в нас! – Но само добро, как и разум, во всех существах одно и то же. Одомашненный волк,
собака, часто уже не переносит вида насилия...
• «Не будь зла, – есть такой софизм, – не было бы возможно и добро». – Ну да: если бы
задачей и радостью доброго человека было «делать добро», то, ясно, когда бы зла не было, ему бы
приходилось его выдумывать. Но только задача доброго – прекращать зло... Просто – боль оно ему
причиняет... И его задушевная мечта – чтобы можно было уже не делать добра!
(Как страдающий человек хочет избавиться от страдания, так и сострадательный хочет, чтобы не
было причин сострадать. Для лишенного сострадательности эта задачи, конечно, не стоит: есть
причины, нет их – ему-то что? Соответственно, он воображает, что сострадание сострадательному
просто нравится. И философствует: «не будь зла – и добра бы не было! Как бы тогда вы могли
наслаждаться своей сострадательностью!»)
• «Не будь зла – и добра бы не было!» – Ладно, допустим. Но зачем все-таки нужны злые?
Зла в этой жизни, не могущей смириться со своей конечностью, и так предостаточно! Можно
позволить себе, всем поголовно, становиться добрыми.
• То не зло, от чего никому не хуже. Назовем это – личное дело.
...Но (частный вопрос): зло себе никогда не бывает вполне личным делом. О том уж не говоря, что
зло себе – это чаще всего зло другим, которое пытаются оправдать тем, что пострадали и сами.
• Зло – вред. Правда, иной вред бывает и на пользу; зло – это «вредный вред». Все, что
хотят именовать злом помимо этого «вредного вреда» – скорее, какое-то неугодное добро. (К
примеру, учат, что без соответствующей веры сама ваша добродетель – едва не грех...)
• Страдание – зло? – Конечно: само по себе, страдание зло. Хотя не всегда оно выступает
само по себе. Оно ведь – цена всякой радости. Да и «нет худа без добра». Но вершащему это худо,
причиняющему страдание, конечно, воздаваться должно как за зло.
• Творимое зло абсолютно, испытываемое относительно.
• Заветное желание злого – чтобы все пошло в тартарары; за сим, правда, поневоле должен
будет проследовать и он сам, – но он-то за что?! Ну как тут не злиться!
• Злобность – потребность остаться одному в универсуме, сдерживаемая корыстью и
страхом...
• Человек, бывает, зол, а верит – что только груб.
• «Не делай зла». Предполагается, может быть: «все мы хорошо знаем, что такое зло»?
Или, еще трактовка: «если только ощущаешь нечто как зло, не делай, – и этого будет достаточно»?
• «В первую очередь не навреди»: хорошо – «делать добро», но «не делать зла» – в первую
очередь.
• Бессовестность изворотлива. «Кому от этого плохо?» – спрашивают обычно не тогда,
когда уверены, что никому плохо не будет, а когда почему-то нельзя ответить на этот вопрос. «Вот
ему, – но с ним не положено считаться; вот нам – но вы ведь то и хотите сказать, что наши интересы
для вас принципиально не существуют...» Так что зло можно с успехом чинить не только, «делая
добро», но даже и скрупулезнейшим образом «не делая зла».
• Власть – может, необходимое зло, но зло. То самое «дурное средство» к доброй цели, да
еще и забывающее о самой этой цели.
• Приписать Богу власть над естественным ходом вещей – значит сделать его
ответственным за все ужасное, что происходит в мире, – сделать из него насильника.
«Неограниченная воля, всесилие – абсолютное насилие, абсолютное зло. Прояви Бог волю и он
превратился бы в демона» (Л. Облога).
• ...Бог попустил конечность, а там уж и зло.
ЗЛОПАМЯТНОСТЬ 
по звучанию, вроде –
– неспособность забывать зло (действительно, существует и способность его
забывать), –
но по существу –
– неспособность прощать зло; то же, что мстительность;
– свойство таить зло.
Обычней же всего «злопамятность» применяется в значении –
– память на ссоры (в которых ведь зло всегда обоюдно, и справедливость требует
здесь большей отходчивости); неумение мириться; неостывающая злость.
• Как заметил классик, зло забывают часто по той же причине, по какой забывают и добро
– всего лишь по недостатку душевных сил. Соответственно, как неблагодарность есть нечто худшее,
чем только отсутствие ожидаемой благодарности, так и настоящая злопамятность – не просто цепкая
память, это – зло таимое... (Другой вопрос – а вообще, хорошо это или плохо – прощать зло? – Есть
зло и есть зло; наши силы и справедливость в том, чтобы одно уметь прощать, а другое, напротив,
наказывать едва не без срока давности.)
• Справедливое – не зло. И все же... «Он затаил на него справедливость.» «У него
справедливость за пазухой.»
• Расплата, как будто, может оставаться справедливой и по прошествии любого времени, –
но особое, «внутреннее» зло злопамятности в том, что его это время – таят. И потом – по
прошествии-то времени, мстить приходится уж и не совсем тому, и не совсем за то... И сдача все
больше походит на нападение...
• Итак, по-настоящему злопамятный – не тот, кто помнит, а тот, кто держит зло.
• Злопамятность, как временное измерение обидчивости – одно, и совсем иное – как
количественное измерение скрытной злобности. Обидчивые-то часто как раз и отходчивы, – отнюдь
не злопамятны.
• «Я не злопамятен, но помню!» – Звучит забавно, но психологически верно. Отличный и
всеми признанный афоризм – «умею прощать, но не забывать» – по сути, то же самое.
• «Вспыльчив, но не злопамятен». – Навевает подозрения; как в той шутке: «незлопамятен
– не помнит зла, которое причиняет другим». Но смысл все же понятен. Речь о человеке, горячо
ссорящемся, но чувствующем, что обиды наносились не только ему.
• ...Обиды в конфликтах взаимны, потому время и справедливость склоняют прощать их и
даже забывать – но только не злопамятных. Последние, именно, забывают лишь зло, которое чинили
сами.
• ...А может, даже: кто все забыл – тот и больше виноват? Ему ведь оно выгоднее?
ЗЛОСЛОВИЕ 
если не просто клевета, то –
– худшая разновидность морализирования, гибрид морализирования и клеветы,
– наказание порчей репутации;
злословие – отрыжка добропорядочности.
ЗНАК 
– нечто доступное (и собственным содержанием которого мы не интересуемся),
заместившее в нашем сознании нечто для нас существенное (имеющее содержание проблемное
или даже неисчерпаемое), и сделавшее последнее годным для манипуляций с ним, –
то есть сделавшее его предметом мышления, а не воображения только. – Кстати, к
вопросу, можно ли мыслить без метафор, переносов: знак – вот уже первая метафора.
«Протометафора».
Абстрактное мышление – знаковое мышление, именно – речь. Знак в этом плане –
– неразложимый элемент высказывания, – указание на нечто, берущееся
целокупно, как достаточно известное (знакомое), хотя и сколь угодно проблемное.
Так сказать, знак – упаковка для знакомого, в которой его неисчерпаемость можно
игнорировать.
Слово – такой «социализированный», общий всем посвященным, знак; вообще,
«социализироваться» – в природе знака, ведь то в знаках и главное, что лишь в них аккумулируется,
делается пригодным для передачи, опыт.
Близкие значения «знака» –
– то же, что примета; то же, что имя; то же, что символ.
• ...Ну да, за знаком – «знакомое». Что уже можно, если не понять, то как-то обозначить.
Обозначив же, можно постигать предмет в его отношениях к другим предметам, – оставив, вольно
или невольно, его внутреннюю суть сокровенной – сокрытой – в постулированной знаком цельности.
• «Взятое целокупно» – значит, обладающее цельностью. Но каким образом можно в ней
удостовериться, в такой цельности, если все мышление с установления этих цельностей только и
начинается? – Знаем мы еще до осмысления, знание и меньше осмысления, и больше его...
• В знаке становятся явными глубокое различие и глубокая связь «известного» и
«понятного». – Наше понятное всегда разложимо до какого-то множества непонятного известного, –
до знаков. Или, что то же, до констатаций. Аксиомы – вот, тоже, такой вид знаков.
• Знак – продукт произвольного соглашения, истина – непроизвольного. (О чем
соглашения? – О возможности коммуникации.) Аксиомы: мнились истинами, оказались знаками.
• Знакомое, обозначаемое знаком, должно быть нам в чем-то яснее понятного. Загадки
заставляют нас ломать головы – они вне нас, – тайны же, как будто, в нас самих, это будто мы сами.
• Обозначаемое известно настолько, по меньшей мере, что к нему можно как-то
применяться. Давно открытый удивительный факт – умеем мы больше, чем понимаем! – Что и
утверждает философия прагматизма – наши истины, в конечном счете, это только наши умения.
• Ум – способность оперировать знаками, а способность за знаками ощущать собственное
бытие обозначаемого – наверное, сама мудрость.
• «Главное – не проблемы, а жизнь»: вот глупость. Если только не имеют в виду: главное –
не знаки, а значения.
• Мелодии, цвета, формы: все это – не знаки, а значения.
Вообще, суть искусства в том, что оно оперирует исключительно только значениями; оно значит, а
не обозначает. Так что даже, если говорят, что «стихия поэзии – слова», то самое и имеют в виду:
слова для нее – не обычные знаки, отсылающие к каким-то содержаниям, а сами сущности и
звуки.
...Почему «эстетическое познание» и не ошибается. В знаках, ясно, всегда можно что-то напутать,
а вот в значениях... Либо они существуют для тебя, либо – нет!
...Почему искусство ничего не может доказать, если только не есть – сама истина.
• Последняя истина – под каждым знаком. Сам же знак уже маркирует возможность
заблуждения.
• Что именно другие обозначают данными знаками – узнать можно лишь из контекста. Так
что язык, в первую очередь – не слова, а «контекст». Философия, иначе говоря. (Язык – все же не
истину в себе заключает, но – учение.)
• Под знаком – «имеют в виду»: усматривают. Знак – граница между интуитивным и
логическим.
• Название: знак некоей данности, несводимой – или которую мы в данной связи не
намерены сводить – ни к какой другой. – В конце концов определения сводятся к названиям, к знакам,
– к признанию тайны данности, факта бытия.
• Знак – ну, скажем, ларец, в который мы замыкаем тайну и тогда можем взять ее прямо в
руки, и она не расплывется, не улетит, не просочится сквозь пальцы, – и все же руки касаются не ее, а
ларца... Знак, приближая, сам же и запирает тайну.
Вот, говорят: чем ближе к истине, тем ближе к тайне, – и верно так. Можно и добавить: чем ближе
к знакомому, тем ближе к тайне.
ЗНАНИЕ 
– достоверное мнение; вера, к которой приходят необходимо, поскольку знакомы
с ее предметом.
• Знание – это, бесспорно, знание истин, но истин относительных – раз, как выяснилось,
оно не может обойтись без каких-то изначальных недоказуемостей; выходит, это такая вера. Знать –
верить в основания верить. Знающий – это не сомневающийся.
• Если вы отрицаете знание, то уж никак не можете сделать это в пользу веры, ведь знание
– ее идеал и предел, – веру вы этим отрицаете тем паче. Вы говорите: «верить нельзя ничему».
Впрочем, логика тут такая – мало лестная для веры: «верить нельзя ничему, значит, верить можно
чему угодно, то есть чему только мы захотим». Добавлю: коль скоро сама возможность знания, как
независимого суда истины, исключается, можно утверждать свою веру и силой. Внушать ее себе;
принуждать к ней других...
• ...Есть и противоположный взгляд: не идея веры, а как раз идея достоверного знания,
окончательных истин, независимых от нашего произвола необходимостей – суть проявление чьего-то
деспотизма... – Так, ясно, для насильника самое ужасное чинимое над ним насилие – это закон, не
дающий ему чинить насилие. Кто хочет помыкать другими, в конце концов самое логику будет
ощущать, как ярмо, – хотя бы уж потому, что справедливость логична...
• (Окончательная истина сферы социального – право: в т.ч., право каждого исповедовать
свои истины.)
Другие значения «знания»:
– воспринятая информация – осведомленность, знакомство (в отличие от
понимания); «памятование знаков»;
– усвоенный смысл – глубокое понимание; «ощущение значений»;
– владение.
• ...Вот «владение»-то и составляет всю суть, и тайну, и противоречивость «знания». –
«Владеть» – это «иметь в собственности», помнить, не заботясь о понимании. «Владеть» в
противоположном смысле – именно не просто помнить, а понимать, – понимать так полно, что, в
пределе, иметь возможность предвидеть или даже управлять. «Владеть» – это и больше того, это –
исполниться духом, это – быть тем, чем владеешь; так мы владеем своим поведением; но –
обнаруживается – притом можем далеко его не понимать! – И круг замкнулся...
• Как точно заметил Фромм: глупый ученик ждет, чтобы знания ему «давали»: для него
знать – это «иметь», а не «быть».
• «Лишние знания горбом за плечами не висят». – Да, но, если уж сравнивать: они скорее
вроде лишнего жира. Мускулы – это понимание.
• Настоящему знанию еще нужно научиться. – Скажем, «знать человека»: для этого, как
известно, требуется съесть с ним пуд соли, – жить с ним одной жизнью, именно – выучиться ему.
Поскольку же это слишком трудно достижимо, «знанием» здесь называют простое знакомство. «А,
знаю его: это Вася.»
• Знакомство – узнаваемость незнаемого.
• «Любят знания» скорее те, для кого они – не смыслы, а информация. Доискиваться
смыслов – занятие слишком тяжелое.
ЗНАЧЕНИЕ 
– подразумеваемое (под знаком); исходный элемент устанавливаемых сознанием
связей, отношений, – но и – характер самого отношения (значение одного для другого);
от этого последнего, значение –
– значимость, важность.
• ...Так что же – ничто не мыслимо вне его отношения к чему-то другому? И любое сущее
– это сумма всех возможных его отношений? И это отражается в термине «значение», одинаково
называющем предмет сам по себе и его влияние на другое?..
• Значения подразумеваются. – Разум, заметьте, оперирует под-разумеваемым. (Ведь
значение должно быть как-то дано прежде знака, а значит, прежде самого мышления.)
• Значение – «субъект познания». «Я» вещи, ее «в себе».
Значение – это и только «место одного в другом». Например, в нас.
• Подразумеваемое под знаком, как уже говорилось, оставляет в себе непознанность,
тайну; обозначение, присвоение знака – есть и признание этой тайны, ибо «знак» уже включает
другой нюанс слова «значение», именно «значимость, важность».
• «Значение и значимость»: связь между «постичь» и «оценить». – Есть сферы – искусство,
например – где они и вовсе нераздельны.
• «Постичь» с «оценить» связываются через «испытать». – На протяжении жизни, все те
же знаки и те же операции с ними, значениями же их наполняет опыт. Так постигается всем известное
– вечные истины.
ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ 
– богатство (скрытого) содержания;
– способность (явно) влиять, –
что далеко не одно и то же. Обладает, конечно, какой-то влиятельностью и истинная
значительность, – но ведь далеко не только она...
• Значительность – богатство значений; чем они расплывчатей, тем, конечно, больше их
можно заподозрить, – так что в конце концов остается одна расплывчатость, и слово
«многозначительность» становится синонимом напыщенной пустоты.
• «Богатство содержания». – Никто не знает, как эта значительность выглядит. Одно
можно предположить с уверенностью: всего меньше, как импозантность.
• ...Ценится людьми не значительность, а именно видимость значительности, причем в
особенности видимость фальшивая. Но – раз уж ценится такая видимость, то и влияет, а
следовательно, что-то уже и значит – значительна!
• Ничтожество должно быть величаво, иначе ему не выжить.
• Заметьте: честолюбие считается свойством едва ли не похвальным. Чем иным
заурядность убедит себя в своей значительности, если не собственными же амбициями!
• Зачем злу рядиться в добро? Много чести! У него есть лучшая маска, в которой, к тому
же, почти начисто отказано добру, – маска значительности.
ЗРЕЛОСТЬ 
вообще, понятно –
– достижение «имаго» – образа взрослой особи, как она замыслена Богом, –
и в определении этом сквозят более частные, но более интересные нам смыслы, а именно
–
– полное выявление, для себя, собственной личности; «совершившееся
развитие»;
– сознательный отказ от личностного, убежденная установка на тот или иной социум
(принятое, традицию); завершившееся развитие.
• ...А есть виды, вообще не достигающие своего «имаго», – скажем, взрослая особь
представляет собой нечто вроде головастика, так и не ставшего лягушкой. Не достигает «имаго», в
духовном плане, и каждый человек; может быть, и никто вполне не достигает. Бог от нас, как будто,
желал чего-то большего.
• Зрелость заурядности – в отказе от зрелости; как уже сказано, в установке на принятое.
• Зрелость – завершившаяся борьба за личность: у одних завершившаяся победой, у
других – поражением.
• Путь к зрелости пролегает через кризисы: личность надо отстоять, но это и значит –
переоценивать ценности. (Именно – переоценивать, поскольку невозможно, чтобы до вступления
личностью в свои права мы бы уже не исповедовали каких-то заемных ценностей.)
• Зрелость – как бы сказать? – наш подлинный старт, взрослость же, напротив, финиш;
зрелость – «пора», взрослость – «хватит»; зрелость, поэтому, взрослости не ощущает.
• Зрелость включает в себя молодость, взрослость ее утрачивает. И гордится знаками этой
утраты: степенностью...
• ...Итак, юность – не сохранять в себе надо, – надо другое: не отрекаться, не предавать
сокрытых в ней возможностей восприятия и развития. «Сохранить юность»: тот самый зарытый в
землю талант. Требуется, именно, «отдать ее в рост»...
• Талант в человеке обнаруживается, как непонятно откуда взявшаяся, ранняя зрелость. Со
стороны кажется, что талант обходится вовсе без уроков опыта, – на самом деле он их проходит, но
для других непостижимо быстро.
Из опыта известно, что опыту требуется столько-то времени и никак не меньше, чтобы человека
«пробило» и в нем явился бы его подлинный, зрелый человек. Но у некоторых, в некоторых вопросах,
личность идет опыту навстречу и тут общие правила не годятся, – и это называется – талант.
А вот и еще значение. Сказанное с иронией, в кавычках «зрелость» –
– достигнутый рубеж, в развитии, за которым следует уже только деградация;
исчерпанная возможность развития. Намек, что этот рубеж уж и преодолен...