Словарь. Б

  Рейтинг@Mail.ru

Александр Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе

СЛОВАРЬ

На главную страницу сайта  |  Приобрести Словарь  |  Гостевая книга

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  Па  Пр  Р  Са  Со  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   ПРИЛОЖЕНИЯ: Что такое 1) гуманизм 2) разум 3) достоинство 4) призвание 5) природа человека   ИЗБРАННОЕ  СЛОВНИК

БАНАЛЬНОСТЬ | БЕЗВКУСИЦА | БЕЗДАРНОСТЬ | БЕЗОБРАЗИЕ | БЕЗОГЛЯДНОСТЬ | БЕРЕЖЛИВОСТЬ | БЕСКОНЕЧНОСТЬ | БЕСПЕЧНОСТЬ | БЕСПРИНЦИПНОСТЬ | БЕССЛАВИЕ | БЕССМЕРТИЕ | БЕССМЫСЛИЦА | БЕССТРАШИЕ | БЕССТЫДСТВО | БЕСТАКТНОСТЬ | БЕСЧИНСТВО | БИОГРАФИЯ | БЛАГО | БЛАГОДАРНОСТЬ | БЛАГОДАТЬ | БЛАГОРАЗУМИЕ | БЛАГОРОДСТВО | БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ | БЛАГОЧЕСТИЕ | БОГ | БОГАТСТВО | БОДРСТВОВАНИЕ | БОЖЕСТВО | БОЛЕЗНЬ | БОЛТЛИВОСТЬ | БОЛЬ | БОРЬБА | БРАТСТВО | БУДУЩЕЕ | БУРЖУАЗНЫЙ | БУНТ | БЫТ | БЫТИЕ | БЮРОКРАТИЯ

БАНАЛЬНОСТЬ

– разочаровывающая обычность;
– плоское осмысление;
– слишком понятное; слишком известное, – то же, что трюизм.

• Банальность как разочаровывающая обычность. – «Муж ушел к молодой: вот такая банальная история.» Банальная – потому что достаточно обычная, и, по мнению рассказчицы, демонстрирующая победу элементарного над духовным, – разочаровывающая. Она, рассказчица, может быть и права. Хотя герой рассказа, неверный муж, наверняка воспринимает свой поступок иначе, ему он банальным не кажется.

• Чем банальнее само восприятие, тем больше для него на свете банального.

• Банальна – сводимость человеческого к стадному, или животному, или корыстному. Но все это куда хуже, чем просто банальность! Это – зло...

• Банальность – в наших умах, в истоках же все исполнено значения. Банальность – это самые настоящие зло, добро, ложь, истина – слишком привычные для того, чтобы выступать под собственными именами!
Это только способ восприятия жизни, в которой все чудо и оставалось бы чудом, если бы сам этот способ не определял и способа жить...

• Банальности противостоят – романтизм, эта, своего рода, с обратным знаком банальность, – либо – подлинность и глубина, – свойства, рождающиеся не из противостояния банальности, а скорее из искренности, ничего не знающей о том, банальна она или оригинальна.

• «Не банален ли я?» – «Как я выгляжу?»
Фальши боятся меньше, чем банальности, – признак последних полутора столетий.

• Что понимают те, кому всегда все слишком понятно? – Подозреваю, им неведомо, что это значит – понимать.

БЕЗВКУСИЦА

(о вкусе речь пойдет особо)

– отсутствие собственного определенного вкуса; такое отсутствие, ведущее к способности или даже страсти сочетать несочетаемое;
– чей-то собственный вкус, который нам претит;
– особо: вкус, выдающий пошлость;
– отсутствие чувства красоты; настоящего интереса к красоте, –

последнее определение перекликается с первым, – это недостаток «вкусовых рецепторов».

• Безвкусица как нечувствительность, слабость вкусовых рецепторов, обычно выдает себя в эклектике – идее, что если все хорошее собрать в одну кучу, то должно получиться нечто уже совсем превосходное. И получается – «колбаса в шоколаде»...

• «Строгий вкус» – может, и правда вкус, может, отсутствие вкуса, а может, и полная, прячущая себя безвкусица. Когда боятся себя выдать чем-нибудь определенным и держатся за подчеркнуто-никакое.

• Да, вкус – это наличие определенного отношения. Но любопытно: почему те, у кого вкуса нет, всегда определенно предпочитают худшее?
Ответ в следующем. Вкус – тот же талант. И зритель без вкуса потому предпочитает плохие картины, почему художник без таланта их плохо пишет: оба, не чувствуя ничего сами и по-своему, воспринимают – один произведение, другой натуру – через очки каких-то общих представлений. Известно: закат красный, море синее, тело бежевое... Когда такой зритель видит на картине этот яркий закат и выкрашенное в телесный цвет тело, он чувствует, что ему все понятно – и это ему нравится. (В поэзии или музыке все обстоит, ясно, примерно так же.)
Иной вариант – когда критерием «нравится – не нравится» выступают некие условные, кружковые представления снобизма. Этот случай наиболее тяжкий, поскольку снобизм верит, что «круг» и воплощает вкус.

• (Всем известно, что какого цвета, – всем, кроме художника: он-то в каждом предмете различает все цвета радуги.)

• Чтобы пейзаж понравился не имеющему вкуса, пиши его дома.

• Не подбивай не имеющего вкуса проявлять собственное отношение, – как не открывай бессовестному, что жить надо по собственным меркам.

• Возможны утонченная безвкусица и грубый подлинный вкус. Образцы первого нам доставил, в особенности, конец прошлого века, а народ постоянно (хоть не всегда) доставляет образцы второго.

• Развивать вкус, приучая себя к хорошему, – возможно. – Развивать вкус, приучая себя к тому, чего не любишь, по той причине, что оно считается хорошим – чушь!

• ...Дутых величин столько, что уже по одному этому «развивать вкус», учась на авторитетах, значит прививать себе полнейшую и непоправимую безвкусицу.

• Безвкусица – это такой вид глупости. «Способность чувствовать не по существу».

БЕЗДАРНОСТЬ

– неспособность доходить в деле, в котором пытаешься проявиться, до его сути (аналог глупости);
– неспособность, соприкасаясь с самой сутью, находить ей достойное выражение (отсутствие самокритики, аналог невменяемости);
– безнадежно малые природные данные к чему-то, делающие талант в этой сфере – возможность в ней выразиться – немыслимым;
– самоутверждающееся непонимание, не-чувствование.

• Бездарным делает тщеславие: что еще заставило бы человека проявляться в деле, которое ему чуждо, к которому нет настоящего интереса? – Во всем же остальном каждый даровит.
Бездарным делает зависть: что еще заставит человека проявляться не в собственном амплуа, а в том, в котором кто-то другой уже добился успеха? – А в собственном амплуа даровит каждый.

• ...Бездарность от неспособности ко взгляду изнутри, иначе – собственному взгляду или взгляду по существу, – и бездарность от неспособности ко взгляду на себя со стороны. – Первую трудней распознать, она ведь, как может, мимикрирует под талант, так что находит и поклонников. Вторая явнее; но...
Бездарность-невменяемость себя не видит – в этом она похожа на гениальность. Если тот уровень, что со стороны виден без труда каждому, принять за нулевую отметку – эта бездарность есть гениальность с обратным знаком. – И не всегда, ей-богу, различим знак!

• Графомания – бездарная гениальность. Графоман – гений по призванию, но не по факту.

• Мера ослепления к плодам собственного творчества: отношение между тем, что человек чувствовал, и тем, что из этого передал. – Слишком остро чувствовал?.. Или слишком неспособен, хотя и способен чувствовать?..

• Судить о подлинности чувств художника по тому, насколько хорошо ему удается их выразить, разумно. Критерий, что и говорить, объективный. Но проницательный может судить и по степени его ослепления к этому; чувствительного скорее тронут огрехи...

• Конечно, если «спит в тебе внутренний критик» (слова Толстого), то добра не жди; но суть в том, что творит все-таки не критик, что критика – потом. Суть таланта!

• ...Некоторые, понятно, слепы к своим просчетам просто потому, что не считают их просчетами. Но это уж слепота, не ослепление...

• ...Ведь подлинное чувство безоглядно – с трудом замечает, как смотрится. Сами промахи бывают талантливы. Но и глупость не видит, что смотрится глупо. Не чует, где переходит границы, фальшь.

• Разберись, что это: скрытая гениальность? Идиотизм?.. Примитивизм – «идиотизм гениальный»?..

• ...Еще одна причина некритического отношения к своим трудам, – довольно тонкая: все, что ни сделается, требует хоть маленькой удачи, все – неожиданно и приходит как будто свыше, – что бывает для автора новостью и что рождает в нем чрезмерное к себе доверие.

• Талант должен победить в себе бездарность. (Душа, так скажем, должна одолеть руки.)

• В некоторых сферах отсутствие природных способностей и бездарность – одно и то же (музыкант без слуха не музыкант), зато в других – зависимости почти нет (хорошо писал Набоков – не то что Толстой...). Так что выявление «способностей» – занятие сомнительное. Лучше бы испытывали на искренность интереса.

• Лозунгом тех, кто разыскивает таланты по тестам на природные задатки – не склонности! не интересы! – могло бы стать: «выше уровень посредственности!»

• Окончательно бездарной бездарность, эту неспособность чувствовать, делает агрессивный заряд возмущения тем, что вообще можно что-то чувствовать, что кому-то это удается. Бездарный хочет утвердиться в своей бездарности.

БЕЗОБРАЗИЕ

– обратное гармонии, – «лик Хаоса»; этический или эстетический аналог абсурда;
– отталкивающее.

Не способное составить образ, гармоничное целое – уж и отталкивающее.

БЕЗОГЛЯДНОСТЬ

– «без-заглядность» (вперед): неспособность считаться с последствиями. Синоним безрассудства – привычка действовать, не задумываясь вообще, или нечто противоположное благоразумию – способность действовать, забывая о своих выгодах и невыгодах, –

то есть либо глупость, либо – масштабность, – для удобства пошляков часто запаковываемые в одно слово, «безрассудство». – Несколько иной смысл –

– «без-оглядность» (на себя, на других): неспособность к рефлексии.

«Оглядка»: ведь это рефлексия?.. Или напротив – это оглядка на других? Но так же, как совесть и убеждения могут в человеке целиком сводиться к правилам и общепринятостям, так и первое, взгляд в себя, может целиком сводиться ко второму – взгляду на себя чужими глазами... И «безоглядность» тогда станет единственным способом вырваться из царства пошлости.

БЕРЕЖЛИВОСТЬ

– так сказать, совестливость по отношению к имуществу.

• Даже в том, что будто бы имеет только цену, есть и свое бесценное: как минимум, чей- то вложенный труд, то есть вложенная душа. Но еще и то, что любое имущество кому-то в мире могло бы подарить жизнь – то самое бесценное, – и потому – чувствуется так! – должно быть уважаемо.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ

– противоречие, к которому приводит рассудок наш способ восприятия мира; прозрение о нашей ограниченности.

• Нечто, за которым нечто, за которым нечто...»Дурная бесконечность»: даже глупо.

• Беда не в том, что границы нашего понимания узки, а в том, что понимать-то мы можем лишь при помощи наведения границ, – и бесконечность, душа всего, и выскальзывает и не вмещается.

• Тайна, которая остается во всем вполне познанном... Можно назвать ее и бесконечностью.

БЕСПЕЧНОСТЬ

– разумная не-забота о возможном, умение не давать возможному отравлять реальное, – свойство обратное мнительности; обратное суетности;
– неразумная, – «глупость характера», ощущение всего возможного, как призрачного; то же, что легкомыслие.

• Беспечность, спасающая от мнительности: сама здравость. Беспечность, спасающая от суетности: своего рода мудрость.

• Ум ни в коей мере не беспечен, а мудрость умна – и беспечна.

• Недостаток беспечности карается судьбой едва ли не хуже, чем сам этот порок: если можно проморгать будущее, то можно, непрерывно о нем хлопоча, прозевать и всю жизнь.

• Оценка вероятности того или иного возможного зависит от емкости той части души, в которой помещаются наши заботы. – Беспечность о вероятном не тревожится: эта емкость слишком мала. Напротив, мнительность – вся в вероятностях: слишком велика.

• Вероятность любого возможного обратно пропорциональна количеству возможностей; возможного от возможного – произведению уже двух дробей, и так далее. – Человек здесь, как кошка, едва считает до трех. А человек беспечный не считает и до двух.

• Беспечность: малая оперативная память. Узкая сфера учитываемого.

• Беспечен: безразличен, может быть? Или слаб?

• Беспечный по легкомыслию равнодушен.

• «Давайте переживать неприятности по мере их поступления». – Это говорил человек далеко не беспечный. Беспечный, по мере поступления неприятностей, их только и обнаруживает.

• Деловой человек: максимум ответственности при максимуме беспечности. Заботится, но не волнуется, а главное не огорчается неудачам.

• Беспечный живет в более коротком, чем это естественно, отрезке времени. Его «настоящее» менее вместительно, чем у других: события неожиданней возникают и быстрее канут. Он короче загадывает и короче переживает.
Как «до» беспечный ничего не способен предвидеть, так и «после» ни в чем не способен себя обвинить. Бояться совести ему приходится меньше, чем другим, потому что и воображение и память для него – призраки; его там нет, нет и ответственности.
...То ли он жесток по беспечности, то ли по жестокости беспечен.

• «Дуракам везет». – Точнее: везет беспечным.

БЕСПРИНЦИПНОСТЬ

– отсутствие четких позиций;
– принципиальная корыстность, бессовестность.

• ...Дело не в принципах ведь, а в способности к добру... Но, полагают, само отсутствие четких позиций непременно приведет к предпочтению корысти.

• Сказать, что беспринципность обратна принципиальности, неточно. Ибо она – очень- таки четкая установка. Вот принципиальность, та обратна беспринципности, но лишь постольку, поскольку означает способность отступать от своих интересов.

• Можно ли осуждать отсутствие жестких установок в том, что всегда и по существу проблематично? Один есть принцип – совесть, а ей уже никто не укажет принципов. – Так что не беспринципности следует бояться, а бессовестности.

• Некто, желая помочь кому-то справиться с колебаниями, советовал: подходи к проблеме, как к моральной... Что не значило – в морали сплошная ясность, – значило другое: если в деле есть моральная сторона, все прочие соображения должны быть отброшены.

• ...Итак, дурная беспринципность – это вполне принципиальная бессовестность. Попросту подлость. Не будь эта беспринципность принципиальной, в худшем случае она именовалась бы слабостью или глупостью.

• Беспринципность бывает больше, чем принципиальна – бывает идейна. (Пример? – «Революционное правосознание», – лучше не придумаешь.)

БЕССЛАВИЕ

– позор, слава о ничтожестве; дурная слава.

• ...Ну, скажем, слава Герострата. Бесславие, как всякая слава, может быть кому-то желанным. Как желанен бывает и позор.

• Тщеславие бесславием не гнушается.

БЕССМЕРТИЕ

– название самых разных идей, вытекающих из ощущения неадекватности наших представлений о жизни и смерти;
– представление о жизни, после смерти, в какой-то иной форме.

• Слишком неполны оказались наши наиочевиднейшие представления о времени, пространстве, энергии, массе, о чем там еще, – чтобы можно было верить в полноту наших представлений о жизни и смерти – вот начало, вот конец, ничего кроме (и это замечали еще до Эйнштейна)...

• Мы так и не знаем, что такое – существовать, зато, видите ли, знаем, что такое не существовать...

• ...Есть, правда, какой-то алогизм в том представлении, что самое достоверное для нас бытие, наше собственное («я мыслю, следовательно существую») – может когда-то обратиться в небытие.

• «Бессмертные на время». – То есть, пока мы еще во времени, бессмертие открывается нам лишь на какие-то миги. Бессмертие – наша причастность вечности, ощутимая иногда и при жизни.

• Любой вариант бессмертия воспринимается лишь частью того целого, что есть жизнь. Как его ни представишь, все кажется – чего-то главного будет не хватать. Тогда как, возможно, эта наша жизнь – только частица бессмертия.

• Инстинкт самосохранения, косвенно свидетельствующий в пользу индивидуального бессмертия, сам же удерживает нас и от того, чтобы мы вполне в это бессмертие поверили. Не пренебрегали бы своей земной оболочкой.

• Жизнь со смертью не смиряется. Потому идея бессмертия не обесценивает эту земную жизнь, но дает ей настоящую цену. Никто еще, ощутив – «один раз живем!», не обустроился на этой земле фундаментальнее.

• Земное бессмертие (в памяти других): а что в нас мы предназначаем для него? – Вот пункт, в который вкладывают, бывает, весь возможный максимум суетности. (Согласны, как в том анекдоте – если предложат место на Новодевичьем, «лечь завтра»...)

• ...Ты любишь эти улицы, эти слова, эту природу, как любили их другие до тебя и будут любить после, испытывали и будут испытывать с тобою одно, воспроизведут в тебе лучшее – твою любовь, – и значит, чем больше ты умел любить, тем больше тебя в этом бессмертии.

БЕССМЫСЛИЦА

– не имеющее смысла, – случайность; напраслина;
– то же, что абсурд; зачеркивающее смысл, – глупость, безобразие, зло.

• Жизнь души – «борьба за мир», за гармонию: борьба с бессмыслицей. Оттого не бессмыслен даже и бред.

• Человек – разумный. Потребность в смысле – главная человеческая потребность.

• Живу, следовательно, осмысляю. Ищу смысл; придаю смысл.

• Судьба: смысл бессмысленного. Точнее, впрочем – незамысленного.

• Несчастье – не несчастье, если в нем есть смысл. За каждым подлинным горем множитель – убивающая душу бессмыслица. Неутешным, в горе, делает именно его бессмысленное.

• Горе – «наказание», радость – «заслуга»: как не можем мы примириться с бессмысленным, и как, незаметно для себя, подменяем его другим, худшим – несправедливостью.

• Вера не верит в бессмыслицу. Правда, для этого ей приходится верить в невероятное.

• Теодицеям, пожалуй, следовало бы в первую очередь объяснить – бессмыслицу; тогда и безобразие и зло не составили бы вопроса. – Только, увы, она слишком объяснима...

БЕССТРАШИЕ

(если не просто то же, что смелость)

– способность не бояться (или неспособность бояться) того, чего только принято бояться, – пока не убедишься в опасности сам.

БЕССТЫДСТВО

– своего рода бесстрашие: незнание других преград, кроме только физических.

БЕСТАКТНОСТЬ

– обратное такту – неумение щадить чужое самолюбие или раны;
– принципиальное отрицание такта, хамство.

• ...Несчастная бестактность, такая неловкость, когда задевают именно то, что больше всего боятся задеть.

• Обычное недоумение: почему, все-таки, эти всего лишь «бестактные» люди имеют такие обидные для других представления?..

• Бестактность бывает чуть ли не страстью. Это уж не просто неуместность, неумение не тревожить душу другого зря – это, под прикрытием мелкости проступка, зуд ее оскорблять.

• Принципиальная бестактность: то ли в искренность подмешали злости, то ли в злость – искренности. «Искреннее хамство».

БЕСЧИНСТВО

– хулиганство, дебош, как непризнание «чина» (порядка) или «чинов», –

порядок, видимо, мыслился когда-то только иерархическим.

БИОГРАФИЯ

– «посильное изложение судьбы»; личность в зеркале ее дел и событий.

• Биография – никогда не больше, чем «канва».

БЛАГО

– то же, что добро; добро поистине;
– польза, не наносящая ущерба добру;
– полезное, вне моральных оценок (в выражении: «материальные блага»).

• Будем верить, что польза в ущерб добру – не пойдет во благо.

• «Блага цивилизации»: то есть, не просто выгоды, – блага: что обязывает человека к совершенствованию.

• ...А этимология, как обычно, невразумительная. «Блаженство», но и «блажь», и даже – «б...». (Впрочем, говорят, что «блажь» как «дурость» – значение уже позднее.)

БЛАГОДАРНОСТЬ

– способность испытывать расположение за добро; знак такого расположения; долг расположения, которым нас обязывает благодетель;
– отплата;
– отдача.

• ...Способность испытывать расположение за добро, несмотря на обязательный ущерб независимости, который оно влечет и который следует принимать – великодушно.

• Импульс благодарности можно заметить даже у неблагодарного.

• Знаки благодарности – это знаки расположения, а без расположения – это отплата.

• Благодарность, как и надлежит расположению, не в воле, а то, что в воле – сомнительно.

• Надо сказать, добро – услуга – простейший способ вызывать расположение, но самый ненадежный.

• «Любовь нельзя купить.» Благодарность нельзя купить. И даже заслужив их, можно лишь только надеяться. Но и то и другое надо вызвать. – Вообще, эти две вещи чем-то схожи, особенно у женщин.

• Не делайте добра, чтобы вызвать расположение. Это, правда, смахивает на торг или шантаж. Надейтесь на расположение не в ответ на ваше добро, а в ответ на ваше расположение, которое заставляет вас это добро делать!

• ...Хотят расположения за расположение, и не несправедливо, а не встречая его, припоминают свое добро, – и очень несправедливо, и очень недостойно.

• ...Так значит, благодарность – это долг расположения... Немыслимая вещь! И вот откуда большинство ее проблем...

• Справедливость не ждет благодарности, хотя, в наше время, ее заслуживала бы.

• Не обременять благодарностью – вот тоже задача. – «Пожалуйста, мне ничего не стоит!» – еще и обидишь. – «Ну нет. Раз уж мне все равно приходится быть благодарным, так поплатись же и ты хоть чем-нибудь за это – пусть что-нибудь да стоит!»

• Неверно ждать в благодарность – единомыслия. Хотя возможно и это.

• «Благодарный труд»: труд с отдачей, то есть – удающийся. – Не так-то легко сделать действительное добро. Будем считать того благодарным, кому наше добро идет впрок.

• Может быть, долг благодарности кому-то не показался бы таким обременительным, если бы он предположил – а ведь так оно часто и бывает – что не благодарности от него ждут, а поощрения.

• Благодарность – великодушие принимающего.

БЛАГОДАТЬ

– «чего человек не в силах заслужить у Бога, но заслуживает того, чтобы Бог ему подарил».

БЛАГОРАЗУМИЕ

– способность не вредить себе понапрасну;
– способность при любых обстоятельствах не упускать из виду собственное благо, – осторожная корыстность.

• Сомнительное, которое нам хочется оправдать, непременно получит самое красивое наименование. Слово, объединившее в себе «благо» и «разум», могло бы означать и что-нибудь более привлекательное...

• Благо-разумие: все-таки, не «благо употребления разума», а «употребление разума во благо себе».

• ...Собственными ушами слышал – мать наставляла сына: «если тебе что-то нужно, а другому нужно больше, это не значит, что ты должен отказаться». – Может оно и так, но, согласитесь...

• Уже одно требование конформности ясно указывает на то, что благоразумие – реликт первобытной психологии. Но как характерны еще, в благоразумии, эти описанные этнографами черты дикарского мистицизма. – «Распознавать счастливцев и злосчастных, дабы держаться первых, а вторых бежать», ибо невезение – «прилипчивый недуг» (Грасиан). – Это ли не известное представление о заразности свойств? – Не страх ли «порчи» и в правиле «выбирать все самое лучшее»? Или – «святилище благоразумия» – правило «действовать скрытно»? Слишком уж глубоко укоренилось это правило в рефлексах, чтобы быть всего лишь рациональным, – скорее, под ним страх «сглаза»...

• Практически искусство благоразумия сводится к трем умениям: не выделяться; не доверять хорошему в других; не поддаваться хорошему в себе. А вся его мораль – в максиме: не стыдись быть корыстным!

БЛАГОРОДСТВО

– мораль самоуважения, – культ собственной личности, требующий от нее всего высокого, воспрещающий низкое; моральное самолюбие,

когда дурного не позволяют себе не потому (или не только потому), что оно дурно, а потому, что находят это ниже собственного достоинства. – Близкое значение –

– то же, что рыцарство.

• Издавна в кодекс благородства входят великодушие и жертвенность – то, что возвеличивает. (Когда-то, стало быть, самоуважение еще требовало жертвенности.)

• Самоуважение благородных требует – дарить, наделять, – низких – не упускать своего. Первое выше корысти, второе ею измеряется. Идее благородства прямо противостоит идея престижа.

• На месте добра и зла у политика – удача и провал, эстета – красивое и жалкое, благородного – достойное и постыдное.

• Не все пороки, конечно, одинаково отвратительны благородству: в первую очередь принижающие самолюбие, то есть, как раз, наиболее простительные.

• Благородство, этот цветок самолюбия, выглядит архаично: само достоинство справедливо отучилось собой гордиться, а недостойные перестали достоинство уважать...

• «Я это не из благородства, но...» – Благородство заставили себя стыдиться: воистину, рвут его с корнем! Благородство – вопрос чести, а ведь честь – это достоинство прежде всего во мнении.

• Благородство: бессовестное – стыдно. Вырождение благородства: дело не в том, что бессовестно, а в том, что стыдно. Гибель благородства: быть благородным – не модно, стыдно...

• «Какая может быть благодарность? Я это делаю, прежде всего, для себя...» – Прекрасно. Но это же и почва для формализма. «Я делаю это прежде всего для себя; собственно вы меня интересуете мало...»

• Мораль благородства, служение собственному достоинству, легко формализуется, – как всякое служение легко переходит в обряд.

• Поскольку грешит оглядкой на других самолюбие, и чем больше в нем гордости, тем больше, может быть, грешит – постольку же не свободно от нее и благородство.
И все же благородство – из числа высших свойств. Ведь эта же зависимость от чужих мнений заставляет большинство не благородства искать, а – преимуществ!

• ...В общем, благородство – из самолюбия, но у благородных это самолюбие благородно.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

– добро как общественная деятельность,

это понятно, – а еще можно сказать –

– «дополнительный расход на то, чтобы все остальные расходы шли нам впрок»:

стоны голодающих не мешали бы пищеварению, и т.п. Не такая уж никчемная вещь, если учесть, что пищеварению многих эти стоны никак не мешают, а у кого-то даже и способствуют.

• Завещание – список благодеяний, которые я совершил бы, если бы помер. (Потребность в благотворительности.)

БЛАГОЧЕСТИЕ

– видимо, попытка превратить жизнь целиком в богослужение или обряд.

Действительно: если Бог вообще может от нас чего-то требовать, то требует, видимо, всего, – а остального от нас хочет дьявол...

БОГ

в наиболее архаичном понимании – божество, едва ли не то же, что фетиш, тотем или дух –

– одна из действующих в этом мире сакральных (живых и невидимых) сил,

откуда, с развитием разума и, затем, под давлением просыпающейся человечности –

– высшая (главная, по сути единая) сакральная сила;
– высшая святая (сакральная благая, в отличие от сакральной злой) сила.

Такая сила (сакральная или святая), как –

– личность, – творец и куратор (вседержитель, промыслитель) всего сущего;
– или, согласно известной поздней гипотезе, только творец, «первотолчок»;
– или, как в древности, скорее только куратор, властелин (Господь).

Ныне представление о Боге постепенно порывает с понятием силы. – И Бог –

– то же, что абсолют или «Единое»; исток, дух и смысл всего сущего;
– или только исток;
– или дух, «живая вселенная»;
– или смысл, искомая суть всего; возможность всякого понимания,

а также, в противовес последнему –

– «нечто высшее непостижимое, о чем нельзя и судить».

БОГАТСТВО

– «имущество, переходящее в могущество». Собственность как власть.

БОДРСТВОВАНИЕ

– открытость нашего внутреннего существа миру.

Открытость миру – это и открытость себе, ведь, наглухо отгороженное от внешнего (впрочем, подобный эксперимент в чистоте можно проделать лишь мысленно) – отгороженное от внешнего, внутреннее оказалось бы запертым и от самого себя, – исключило бы собственный сторонний на себя взгляд, объективизацию себя, самоотчет: синонимы сознания.

Так что, по-разному расставляя ударения, бодрствование, это –

– самосознание;
– сознание реальности.

На практике же эти два разворота одного и того же воплощаются в прямо противоположные жизненные установки:

– постоянное обнаружение себя в реальном (или, иначе, своей реальности); рефлексия; самореализация;
– постоянное забвение себя в реальном; безотчетность; самогипноз.

• ...Пробужденность к жизни, или, напротив, загипнотизированность жизнью, сон.

• «Обнаруживать себя в реальном»? – Это – осмысливать: находить свое личное отношение к происходящему; осмысленно воспринимать и осмысленно реагировать. – «Забывать себя в реальном»? – Воспринимать происходящее так, чтобы только не осмыслить его, – заменять осмысление реагированием.
...Так кто «соня»? Созерцатель? Или деятель?

• Подсознание – наше внутреннее неподконтрольное Я – реагирует на мир и без участия сознания. Бодрствование же – это сознавание. – Так вот, сознание либо все больше и полнее пробуждает это глубинное Я к жизни, либо, напротив, фальсифицирует или заглушает и те безотчетные, растительные, но хотя бы подлинные его реакции...

• Бодрствование: прорыв к подлинности – или способ ее избегать; умение слышать себя – или прием, чтобы себя не слышать.

• Сравнение неуклюжее, и все же. – Сознание – мост из глубин нашего существа в реальность; и у этого моста лишь одна опора несет всю нагрузку. У тех, у кого опора – на собственное существо, пробужденность к сознанию и пробуждает это существо; их бодрствование – сама жизнь, реализующаяся жизнь личности. У тех же, у кого опора – на внешнее, сознание служит тому, чтобы растворять эту тревожащую глубинами докучную личность в реальности, смене впечатлений и завораживающей активности; тут бодрствование – даже не сон, а душевный анабиоз!

• (...И конечно, подсознание можно только не выпускать на свет, но нельзя выкинуть его из себя; в заключении же оно только дичает, – читайте психоаналитиков.)

• ...Еще пример этой удивительной двойственности. – Вершащему бессовестное хочется сказать: проснись! услышь себя! – хотя в буквальном-то смысле, именно спать он и не в силах, и вечно стремится бодрствовать – спать энергично; находиться в таком состоянии, когда не чуешь внутренних голосов.
Бодрствование: когда бодрствует совесть – или когда спит?..

• ...Вот и искусство: одним затем, чтобы «постигать», другим, чтобы «отвлекаться». Постигать, в конце концов – свою душу, и отвлекаться в конце концов от нее же; пробужденность или самозабвение; явленность яви – или сфера грез.

• (Задавался ли в тестах, коих такое множество, подобный вопрос: смотрите ли вы телевизор, входя и выходя из комнаты, занимаясь другими делами – или интересные вам передачи смотрите, стараясь не отрываться от экрана, а неинтересные выключаете? – Это был бы тест на осмысленное или только реактивное отношение к жизни. Впрочем, как и все тесты, с погрешностью до наоборот.)

• ...Бдят, чтобы нечаянно не проснуться.
А вот Плотину удавалось пробуждаться даже «от своего тела к себе самому»! – «Я становлюсь недосягаем для внешнего мира, я внутри себя; я вижу красоту, исполненную величия; тогда я верю: я прежде всего принадлежу к высшему миру...»

БОЖЕСТВО

– представление об истинном Боге, превосходящем наши ограниченные представления о нем

(у Экхарта: божество выше Бога); или, напротив –

– обожаемое, занимающее место Бога, – кумир; то же, что идол, фетиш или дух.

• Бог открывается уже в божестве. «Не сотвори себе кумира» – не сотвори кумира недостойного.
Архаичное божество просвечивает в том, что называют Богом. «Не сотвори себе кумира из Бога!..»

БОЛЕЗНЬ

– так сказать, вторжение хаоса – в то, что существует лишь благодаря гармонии.

БОЛТЛИВОСТЬ

– «недержание информации» (тайна, видимо, составляет некий душевный груз);

болтун – невольный зачинатель интриг и часто первая их жертва.
Есть и еще вид болтливости – скорее, «недержание смысла» (патологическая обстоятельность, дотошность) –

– «вера, что сказать можно все». «Что точность сообщения может быть беспредельна и собеседнику почему-то необходима».

БОЛЬ

– «доказательство бытия плоти» («душевная боль» – «доказательство бытия души»). Сигнал обратной связи жизни с миром, касающийся самой возможности жизни.

• ...А «больное место» – это такое, где боль вызывает одно прикосновение. «Больное место» в психике – так сказать, кнопка для вызова неуправляемых реакций.

БОРЬБА

если не то же, что драка, то – скучное определение –

– преодоление трудностей в движении к цели:

кто говорит, что «жизнь – борьба», считает, видимо, что настоящая жизнь – это только такое движение к целям. Или же то, что без трудностей не сохранить и физической жизни, и даже – что хорошего на всех не хватит, а уступать – грех, и тогда «борьба» –

– «это дань жизни дьяволу»...

БРАТСТВО

(кроме значения «коллективная дружба»)

– общество, построенное на принципах духовного единства и взаимозависимости. Тоталитарный идеал, полностью идеологизированное общество.

• Коллективная духовность неминуемо – духовное насилие. Отчего она и ополчается так на правовой принцип.

• Коллективная духовность есть подчинение. Так, монастырские братства свою духовность определяют очень точно – послушание. Патриотические топят ту же самую суть в пафосе: преданность.

• «Духовное, превысившее юридическое». – Первая ассоциация: Икар.

• Эпохи принудительного братства тоже, бывает, не стесняют личность – по той причине, что личность в них уничтожена, и по ней не испытывают даже тоски.

• Личное братство, дружба, может быть и не «по отцу» – вопреки этимологии и вопреки Федорову – но братство общественное, государственное, только так: по фюреру. Общественное братство обязательно иерархично: вышестоящие несут здесь родительские, воспитательные функции. Без патернализма оно – только концлагерь.

• «Свобода, равенство, братство» – не то что не сочетаются втроем, – любая пара из них не сочетается.

• Подлинным братством хотелось бы называть братство личностей. Но общество, ставящее перед собой идеал братства – тоталитарное – губит те самые личности, что являются его, братства, субъектом.

• ...Какое ж вы чувствуете, видно, опустошение, если так боретесь за эту вашу «духовность», – общеобязательный духовный паек...

• Замечено, что по мере выхода человека из первобытного состояния, кровное братство уступает место духовному. – Кто же принуждает общество к духовному братству, загоняет его обратно в первобытное состояние: делает его как бы кровным, ибо – не предметом выбора.

• Для дикаря братство – родство – это все, потому что духовных различий для него еще нет. – Желая братства – чего мы желаем? Согласия? Или одичания?

• ...А кстати-то, кстати! Ведь воистину светлый идеал родственных, братских отношений являет собой – правовое общество! И как только не видят это поборники всякого «братства»... Они хотят оставаться в эпохе доисторической, – но с некоторых пор быть хорошим родственником – значит уметь мириться и с чуждыми взглядами, значит с готовностью становиться на почву справедливости и человечности, во всем остальном держась собственных непохожих позиций, – все то, что составляет душу и плоть правового устройства, и что называется – терпимость.
Так что попробуем предложить и такой смысл «братства», тем более, что он точно соответствовал бы его буквальному смыслу «отношения, естественные между братьями» –

– «общество, основанное на базовом принципе добрососедства (не предполагающее обязательного духовного единства, терпимое). Идеал демократический – неидеологическое, правовое общество».

• Терпимость – и есть братство. Но мы уступили этот термин, братство, толкующим его по-варварски – не как согласие, а как единомыслие...

БУДУЩЕЕ

– «направление движения универсума»;
– область «конечных причин» нашего поведения.

• «Светлое будущее» – материалистическая аналогия «спасения».

• Поведение живого вполне детерминировано, – но детерминировано возможным больше, чем реальным, – и это называется свободой воли.

БУРЖУАЗНЫЙ

– гражданский; правовой;
– мещанский.

• ...Да, если то, что у нас называли и еще называют «буржуазное общество», есть, конечно, не что иное, как общество гражданское, или иначе правовое (а презрительный оттенок клички выражает лишь ненависть к свободе), – то категория «мелкобуржуазный» есть понятие скорее психологическое, точно, и этимологически и по смыслу, переводящееся на русский словом «мещанский».

• Буржуа, бюргер, гражданин – «звучит гордо», – а если не звучит, то в этом вина самих буржуа, бюргеров и граждан. Ну, и еще тех, кто специально об этом заботился.

БУНТ

– взрыв социальной иерархии – между прочим, закономерно возвращающий эту иерархию к самой примитивной форме

(так, монархию, без пяти минут конституционную, сменяет простая диктатура...).

БЫТ

– привычное русло нашего бытия, созданное в основном не нами – и не замечаемое; или помогающее; или, напротив, насилующее. «Насилующее привычное». Сфера насущно необходимого, в отличие от сферы желаемого или от сферы духовного; необходимое ежедневно в отличие от необходимого вообще – и способное не оставлять последнему места.

• ...Святой «хлеб насущный»; но «не хлебом единым». – Святое, но не достаточное.

БЫТИЕ

– существование (вообще; чего-либо в частности);
– действительность, – в отличие от предполагаемого или ложного;
– отчасти то же, что быт, образ жизни.

• Бытие – существование, – того же корня, что «сущность»: сущность всех сущностей – бытие.

• В существовании чего угодно в частности, главной загадкой остается существование вообще – собственно бытие.

• Тайна бытия: мир почему-то есть. – Постулат действительности, бытие.

• «Не существует» – это значит: представляет собой плод воображения. Небытия не существует, оно тоже – невообразимый плод воображения.

• Бытие называют действительностью: бытие – то, что действует? И само наше Я – существует, лишь действуя? Это хотят сказать?.. Или же бытие – то, что воздействует, – воздействует на нас? А за собой, за этим самым Я, мы нескромно признаем уже какое-то высшее бытие?..
А можно назвать бытие действительностью в таком смысле: бытие – вечный акт творения (вечное деяние Бога).

• Быт возводят в ранг бытия, чтобы разрешить ему «определять сознание».

• Даже и бытие, определяя сознание, его не исчерпывает – открываются сознанию и те истины, к которым оно явно не было предназначено, – куда уж там – быту!

• ...Величают быт и «действительностью», намекая, что прочее – выдумки.

• ...Из тех людей, у которых бытие определяет сознание.

• Бытие определяет, скорее, подсознание.

• Сначала вытравим из своего бытия сознание – тогда в нем, и правда, останутся лишь корысть да рутина, – а затем препоручим сознание этому неприглядному остатку. Так наше бытие может определять наше сознание, и никак иначе, коль скоро мы обратили внимание на их связь... Какая насильственная процедура!

• Снобизм, стиль, интеллектуальные моды – это, тоже, то самое определяющее сознание бытие. (Варианты рутины.)

• Небольшая классификация. – У одних бытие и есть их сознание. У других намечается сознание, но оно еще определяется бытием; у третьих, недалеко от них ушедших, сознание – на то, чтобы самим определять свое бытие (это последнее допускали и авторы знаменитой формулы). И только у некоторых оно бывает и свободно.

• ...Да, именовать быт бытием совсем не стоило бы. Поскольку именно быт, определяя сознание, отгораживает его от бытия.

БЮРОКРАТИЯ

– власть чиновничества с ее характерными признаками: в пределе – когда все зависит от чиновников, каждый из которых, завися от вышестоящих, ничего сам не решает, так что всякое живое дело оказывается погребенным в формальностях:

«дайте мне справку, что вам нужна справка, что вам нужна справка...» Бюрократ – ни за что не отвечающее ответственное лицо.

• Бюрократия – это и есть социализм.

 

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz