Александр Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссеСЛОВАРЬНа главную страницу сайта | Приобрести Словарь | Гостевая книга А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О Па Пр Р Са Со Т У Ф Х Ц Ч Ш, Щ Э Ю Я ПРИЛОЖЕНИЯ: Что такое 1) гуманизм 2) разум 3) достоинство 4) призвание 5) природа человека ИЗБРАННОЕ СЛОВНИК
Ш: ШАНТАЖ | ШАРЛАТАНСТВО
| ШИРОТА (ДУШИ)
| ШИРОТА (УМА)
| «ШКОЛА»
| ШОВИНИЗМ
| ШОРЫ
| ШТАМП
| ШУТКА, ШУТОВСТВО
ШАНТАЖ– моральная ловушка: принуждение к злу путём создания ситуации, в которой жертве придётся его совершить, как наименьшее из неизбежных.
«Зло» – это может быть какая-то нежелательная жертва, например потеря денег или репутации, а может быть и преступление. Соответственно и шантаж бывает разным: – когда заставляют выбирать – между меньшей и большей жертвой; между жертвой и преступлением; между меньшим и большим преступлением. Худший шантаж, очевидно, – когда на «весах» появляется преступление. Таков – террористический акт, захват заложников. Ведь даже если за жизнь заложников требуют лишь материальной жертвы, награждать того, кто подвергает непричастных людей риску, есть уже вынужденное преступление. Так что и здесь шантажируемому приходится выбирать между большим и меньшим преступлением, совесть шантажируется совестью же. Что и говорить о теракте, когда за жизнь заложников требуют какого-то политического решения, принятие которого повлечёт риск для других людей… • Шантаж – преступление сугубое (именно, двойное). Если даже не говорить о теракте (в котором шантажист полностью отрекается от морали, оставляя всю ответственность за любой исход на шантажируемого), а взять лишь такой элементарный случай, когда, под угрозой огласки какого-то преступления самой жертвы шантажа, шантажист вымогает у этой жертвы деньги – то и здесь, мы видим, что шантажист одновременно и присваивает чужие деньги, и становится соучастником того преступления. • Террор с шантажом неразличимы.
• Правление Сталина – не «строгое», как любят говорить сталинисты, а террористическое. Он знал, что настоящего страха не посеять, если даже самые жестокие меры будут в хоть самом ограниченном смысле законны, то есть обращены против действительно нарушивших какие-то известные, пусть и несправедливые, установления. Репрессии, однако, касались главным образом полностью невиновных даже и перед произвольными сталинскими законами.
ШАРЛАТАНСТВО– вид мошенничества: практика ложных специалистов. • Наука не так уж нуждается в том, чтобы опровергать шарлатанов от науки – их «открытия», не воспроизведённые теми учёными, кто желал бы идти в том же направлении, отпадут от ствола науки сами собой и забудутся. Наука, как известно – система самоочищающаяся, науку нельзя испортить (можно навредить лишь развитию науки в какой-то стране и в какой-то период, но это вред той стране, а не науке, – это понятно). Другое дело искусство – и вот в чём его трагедия! «Раскрученный» шарлатан в искусстве уже занимает в нём свое место, уже – портит само древо искусства, мешает его развитию, калечит или обездушивает его вплоть до полной его гибели, до «дегуманизации»… • Надувательство в науке раньше или позже погубит самих надувателей. Надувательство в искусстве, добившееся широкой благосклонности, в большей или меньшей степени губит искусство. Ибо истине до нас нет дела, а прекрасное требует нашего участия. • Когда дурное добивается признания, это преступление – ибо оно делает публику слепой к хорошему. • История науки может быть забыта и наука от этого не пострадает. Искусство живёт неразрывно со своей историей, и написанное кистью сумевшего стать модным шарлатана не вырубишь топором… • Истине до нас нет дела; красота существует наполовину в нас; добро осуществляется только через нас.
ШИРОТА (ДУШИ)– масштабность, сложность, – способность личности вмещать в себя (понимать и чувствовать) многое, а также оставаться адекватной в непохожих обстоятельствах; по-своему «широки» бывают поверхностность и/или внушаемость, – свойство всякую позицию принимать за собственную, а также терять свою идентичность в непохожих обстоятельствах. • Быть «разным» – быть никаким. Быть широким – значит быть сложным.
– способность на доброе и злое в одном человеке, – например на сострадательность и жестокость, благородство и низость, великодушие и мелочность... Такая «широта» столь же удивительна, сколь и трудно найти человека, который бы ей хоть в малой мере не обладал. Добро и зло антонимы, но нет людей только добрых и только дурных. – Видимо, добро и зло исключают друг друга как понятия, но человеком движут далеко не только понятия, но и импульсы (не только сознание, но и подсознательное). Стало быть, широта – – особая подверженность неосознанным импульсам в достаточно сложном человеке. Кажется, когда говорят о широте русского характера, имеют в виду именно это, и практически все образы Достоевского это ярко иллюстрируют. • Хороший человек от плохого человека различаются в основном своими сознательными установками, а неосознанные импульсы их уравнивают… ШИРОТА (УМА)– способность понимать и то, чем сам профессионально (да и «по жизни») не занимаешься, что находится за пределами твоих интересов; способность видеть интересное (то есть суть) и в том, чему себя не посвящаешь – одним словом, это синоним интеллигентности или культуры. Откуда недалеко и до культуры духовной, которая есть – – способность понимать и тех, кому не симпатизируешь – становиться на чужие точки зрения, сознавать чужие интересы и т.д. «ШКОЛА»– рациональный вариант традиции: определённый подход (набор методов и приоритетов) в какой-либо творческой или поисковой деятельности, сложившийся в поколениях той или иной среды профессионалов – притом, что допустимы и другие подходы. • Как уже говорилось в статье «Традиция», ближайший аналог «школы» – «операционная система». Их главное и существенное отличие в том, что операционная
• Вкус, стиль в отношении единой во всём красоты – примерно то же, что «школа». Но плохо, когда школа становится самодовлеющей. Сначала она отрицает красоту непохожую, потом, глядишь – в ненависти к самой идее объективности красоты – и всякую… • Национальная культура, в своём лучшем смысле – это национальная школа приближения к общечеловеческому. • «Школа» – это подход. Новый подход открывает перспективы, затем исчерпывает себя и закрывает их. • «Школы» – вопрос интересный, но принципиально частный. В конце-то концов дело должно оказаться не в школах. Главное – в дополнении. Школа чего? «научная школа», «школа живописи» и т.д.: была бы наука, была бы живопись, а школа – дело вкуса… ШОВИНИЗМ– патриотизм дикий – коллективный эгоизм, но часто это слово служит патриотизму этого рода, как – – слово-«громоотвод», призванное создать впечатление, что крайности стадного патриотизма – не то, что сам этот патриотизм; что предосудительный патриотизм от вменяемого в первый нравственный долг человека различаются лишь степенью. – Скажем, если бы Гитлер трезвее оценил ситуацию и не затеял войны, а ограничился своей обычной риторикой (неотличимой от той, которую мы повсюду слышим и которая одним нравится, другим противна, но не шокирует никого) – то и был бы не шовинистом, а заслуживающим всяческого уважения патриотом.
• Хорошее воспитание, подлинное искусство, достойное поведение – тем самым уже патриотические. Но то, что специально метят этой маркой – «патриотическое воспитание», «патриотическое искусство», «патриотическое поведение» – воспитание, искусство и поведение именно шовинистические. ШОРЫ– это своего рода синоним «точки зрения»: точка зрения, с которой чего-то не видно… Если быть точным, точка зрения вполне превращается в шоры тогда, когда срастается с нами – когда становится нашим убеждением. Шоры – это наши убеждения, к которым мы не в силах – или считаем себя не вправе – отнестись критически, – и которые, тем самым, делают нас неспособными многое принимать в расчёт. • Наши взгляды, они же – наши шоры. • Всякая точка зрения даёт возможность увидеть что-то ценой невозможности видеть всё. – А можно сказать и так: всякая точка зрения дарит возможность что-то увидеть и чего-то не видеть. И далеко не всегда можно сказать, ради какой из двух этих возможностей человек заступил на свою точку зрения… • …Многого в жизни мы предпочли бы не замечать, и избираемые нами точки зрения дают нам такую возможность. • Всё видеть – слишком трудно и страшно; и наши убеждения призваны подарить нам спасительные шоры. • Понять в мире мы можем слишком мало, а пугает нас слишком многое, так что главное в наших взглядах, пожалуй, всегда именно шоры… • Зашоренность массового человека – не без тоски по кучеру. • Зашоренность – фанатизм равнодушных. ШТАМП– повторяющийся приём – а то и повторяющийся замысел – в творчестве автора (художника, писателя...). • В искусстве, «научиться» почти не отличается от «заштамповаться». Научиться – значит быстрее проходить уже пройденное, чтобы идти дальше, туда, где ты уже ничего не умеешь. А заштамповаться – значит научиться, наконец, всему… • «Заштамповываются» те, чьи удачи случайны, кто и сам не знает, из чего эти удачи выросли – так что им остаётся лишь механически воспроизводить их.
• Не всякое произведение, находящееся в общем русле творчества автора и по видимости ни в чём не превосходящее предыдущие, «штамповано». Хотя и кажется, что во всяком таком произведении автор будто подражает сам себе. Сущность «штампа» – работа на зрителя, а не от души.
– расхожий приём, образ, метафора и т.д., – то есть такой, который автор заимствует, а не рождает. • Штамп – симптом неталантливости. Ибо талант есть неотступное желание прояснить и высказать личное, живое. А живое отторгает всё чужеродное. Оно не захочет говорить чужими словами, пользоваться чужими образами и т.д. ШУТКА, ШУТОВСТВОШутка – произведение «искусства юмора».
Те истины, которые себе позволяет констатировать шутка, чаще всего находятся под цензурой не каких-нибудь, а социальных установок; естественно, что в социальной иерархии склонность шутить будет отмщена. – Истине, которая ведь не зависит от человеческих иерархий, иерархии оставляют место разве что в самом своём низу: это привилегия шутов. Шутовство – склонность шутить (в том числе – говорить неудобную правду) ценой своего социального достоинства. • «Всерьёз говорят только шуты». – «Это настолько серьёзно, что может быть позволено только шуту». «Это настолько страшно, что можно говорить об этом только в шутку». • «...И истину царям с улыбкой говорить». – «С улыбкой» – это чтобы, в случае чего: «я пошутил»?.. • «Шутовство тирана» древние находили столь отвратительным потому, наверное, что полагали: полная власть только тогда хоть как-то оправдана, когда стремится воплотить идею правильности, должного, отличного от дурного «на самом деле». Власть, официоз, не шутит, она вся – в том, чему надлежит быть по самым строгим меркам. Если лицо, находящееся у власти, развлекается каким-то неприемлемым «на самом деле», подобно шуту, – то его власть теряет это своё оправдание, и оно – только узурпатор, тиран.
ЩЩЕДРОСТЬ– умение дарить, отдавать, раздавать даром, выходить за пределы отношений справедливого договора-обмена. • «Щедрость таланта» – это о том, что талант творит как бы «из ничего», – не продолжает рутину, справедливо и предсказуемо отдавая «на выходе» лишь то, что получил «на входе» – а, чудесным образом, даёт внешнему миру больше, чем у него берёт. То есть именно с радостью жертвует – дарит. Дар – это щедрость, умение дарить…
• …Разумеется, продажа плодов творческого труда – способ существовать для делающих этот труд, и об их «интеллектуальной собственности» (на издания, переиздания и т.п.) заботиться надо. Но я здесь толкую о вещах психологических, а не юридических.
• «Я сделал для вас то, чего вам от меня было нужно; платите и забирайте.» Вот позиция во всех отношениях понятная.
ЩЕКОТЛИВОСТЬ(свойство некоторых, внешне незначительных, обстоятельств действовать на нашу волю подобно щекотке, – когда лёгкие прикосновения вызывают непроизвольные нервные реакции) – провоцирующая или разоблачающая неловкость. ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ– моральный педантизм; «мелочная честность» (угнетающая, между прочим, и тем, что требует той же мелочности от партнёров). Всякий педантизм, как страх отступить от формы дела, свидетельствует о некоторой чуждости педанта сущности самого дела; так, для щепетильного его честность – не естественная потребность, а придирчивый надсмотрщик.
– своего рода невроз, «моральный тик», провоцируемый невозможностью строгого определения категории «мелочь» («щепотка»), особенно в моральных вопросах. • …И правда, что такое, в морали, «мелочь»? Разве маленькая нечестность уже не нечестность? Но даже право, эта предельно формализованная мораль, «не занимается мелочами» (римское юридическое правило); при этом оно никак формально не определяет, где кончаются важные вещи и где начинаются «мелочи», которыми оно не желает заниматься.
|