Александр Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссеСЛОВАРЬНа главную страницу сайта | Приобрести Словарь | Гостевая книга А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О Па Пр Р Са Со Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ПРИЛОЖЕНИЯ: Что такое 1) гуманизм 2) разум 3) достоинство 4) призвание 5) природа человека ИЗБРАННОЕ СЛОВНИК ЕВГЕНИКА | ЕДИНИЦА | "ЕДИНОЕ" | ЕДИНСТВО | ЕРЕСЬ | ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ | ЕСТЕСТВЕННОЕ | ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО | ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ | ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР | "ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК" | ЕСТЕСТВЕННОСТЬ | ЕСТЕСТВО
ЕВГЕНИКА– идея, что человечью породу следует улучшать примерно теми же способами, что и любую другую (породу скота, например); и попытка соответствующей науки. • …Впрочем, если бы как-нибудь да случилось так – само как-нибудь, – чтобы жестокие люди не размножались... Оно бы хорошо, да через малое время то была бы другая цивилизация. • «Этих вымыть или новых нарожать?..» (анекдот о цыганке, глядящей на своих чумазых
детей). – Вот так и человечество ныне: «этих накормить или новых нарожать?..» • Самый трудный вопрос евгеники – философский, неразрешимый: что именно, для человека, в его генах хорошо… ЕДИНИЦА– «целое, которое уже не делится, а только дробится». «ЕДИНОЕ»– принцип и предел понимания, – логический эквивалент «Бога». • ... «Благодаря чему все есть то, что оно есть»: благодаря чему, в восприятии и уме, все может быть нами увидено и осмыслено. ЕДИНСТВО– зависимость от целого;
• Скажем, мораль – означает человеческое единство. Архаичная мораль – зависимость каждого от обожествляемого целого, подлинная – взаимоприемлемая зависимость каждого от каждого. • Единство: совместно достигнутая индивидуальная непробиваемость. ЕРЕСЬ– покушение на установившуюся монополию на истину (идеологию) – проект другой монополии; вообще, всякое сомнение в идеологии с точки зрения этой идеологии. • Еретик – человек, высказывающий взгляды пока что столь мало отличающиеся от официальных, что мысль о возможности придушить их в корне, то есть вместе с ним самим, напрашивается сама собою... • Понятно, идея ереси могла возникнуть лишь у бесконечно далеких от истины людей, так как худшее, что можно для истины сделать – это объявить, что она уже найдена, и взять ее под защиту. • Всякой идеологии, имея в виду только свое влияние, приходится говорить якобы об истине; кто проявит такую наивность и поверит, что речь действительно об истине и идет – уже еретик. • Не каждому сразу дается понимание, что истина – только разговоры, и что эти разговоры – своего рода молитвы, клятвы в верности порядку; что лицемерие – мораль. – Не каждому, но это в человечьей природе... • Не злите иерархов вашими умствованиями. И так им приходится нелегко – толкуя о власти, влиянии, подчинении, именовать это Богом, истиной, добром... • ...Этим борцам за истину кажется, что с истиной они уж управились, осталось лишь одолеть непокорных людей. На самом деле, истина им больше всего и мешает. • Дух истины – сомнение, дух власти – незыблемость. – «Ересливый хуже пакостливого»: последний только не подчиняется власти, первый расшатывает ее основы. • ...С истиной и вообще хлопотно – ее заведомо больше в сомнении, чем в убеждении. («Столп истины»: предприятие безнадежное.) «ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ»– религия, возникающая вместе с человеком, «естественно», – религия дикаря (?); это неверное определение легко переходит в следующее, верное, если началом собственно человеческого считать пробуждение в человеке разума; то есть – – религия, представляющаяся естественной – не противоречащей разуму или даже обосновываемой, востребованной разумом; вариант такой веры – – то же, что деизм. • Какая-то религия разумом даже и востребована, вера в чем-то и естественна, коль скоро не все в картине мира может быть доказано, а так или иначе отображено в ней должно быть все. Но попытка придать «естественной религии» статус официальной – ясно, должна была провалиться, так как тем самым делала ее именно противоестественной. Для разума не естественно верить, не убеждаясь лично, для варварства естественней верить так, как для него естественно, – в сверхъестественное... • ...В общем, если б не знать, что именно так называется, «естественная религия» – либо нонсенс, либо – сам разум. Но тогда уж не религия. ЕСТЕСТВЕННОЕ(от «есть» – как оно есть само по себе) – «природа вещей», – так сказать, рациональность всего сущего, – здесь мы не касаемся, конечно, вопроса, исчерпывается ли сущее рациональностью или
нет. – проявляющееся согласно своей природе – предоставленное самому себе; не тронутое воздействиями, кажущимися нам почему-либо этой природе чуждыми; проявляющееся так, как только и может проявляться данная вещь при данных воздействиях на нее, – в общем, проявляющееся для нас понятно. Следующие определения пересекаются с только что приведенными, но, может быть, покажутся четче: – вытекающее из сущности; необходимое;
а также – – противопоставление насильственному; искусственному; чудесному;
• «Естественно»: синоним – «в природе вещей». • «Это естественно»: «это понятно». – Все ли в естественном нам сразу понятно? Конечно нет, а что-то, возможно, останется непонятным и вовеки, – но этим говорится: «трансцендентное (все равно верим мы в его власть или нет) в это не вмешивалось». • Вера рациональности: если природа предоставлена самой себе, у нас есть возможность ее понять. • ...Потому и «свет разума» – «естественный» свет, что освещает сущность – естество
предмета. • Противопоставляя естественное чудесному, противопоставляют его и божественному. Тогда как естественное – весь чудесный божий мир. • Естественное – это как пространство, в котором мы живем: если и есть иные измерения, то не за его пределами, а тут же... И сверхъестественное ищите – в естественном, а не в неестественном. • Естественное – постижимое уму. – Это о нашем человеческом уме; но пусть даже главное ему непостижимо, Бог все же не делал ничего неестественного, он сам – естество всего. • Божественное естественно, – разделиться же эти два понятия могли лишь по слабости нашей, для которой что-то доступно, а что-то – нет. И вот, все недоступное нам становится «божественным», а с этим и само божественное определяется, как недоступное, – сверхъестественное. По глупости, отлучаем Бога от мира. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО– право, данное нам самой природой;
Более конкретно – – право, вытекающее из самой природы человека –
Впрочем, последнее – – то же, что вообще – право. • Естественное право человека, как существа биологического: например дышать. Если же
это естественное право «всей природы и, следовательно, каждого индивидуума простирается так же
далеко, как простирается их мощь» (Спиноза) – то кому-то дышать как раз не дадут! • Естественное право: право на жизнь (как существа биологического), и право на личность (как существа разумного). – «Естественное право!» – звучит так вдохновляюще, – ведь этим выговаривается: право на личность так же естественно, как право на жизнь! • Между прочим: право собственности относится к разряду естественных прав. Как иначе признать личность, если не признать ее власти над собственным поведением, собственными мнениями, собственными вещами – слышите? – неотъемлемое собственное уже заключено в понятии личности. • (Личность не есть только ее собственность – скорее наоборот, она все то, что не собственность; едва ли не ярче проявляется она в том, как отказывается от своих прав, чем в том, как их реализует. – Но что и значит – признать личность, если не признать ее права?) • Личность – это и ее самостоятельность, – но как быть с теми личностями, которые самостоятельно не смогут выжить, – реализовать свое естественное право есть, пить и обогреваться? «Что с того, – рассудит кто-то вполне логично, – право – только право, а не гарантия; ведь, скажем, и право на образование не означает, что в институт возьмут без экзаменов; нет сил жить, так и не живи – почему за тебя другие должны трудиться? Это было бы нарушением их прав, насилием над ними...» – Вот – миссия социализма в правовом обществе: защита самых естественных прав против прав вполне естественных. • В идеале – не должно в системах права оставаться никакого другого права, кроме естественного. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ– сфера индуктивных истин: однозначно устанавливаемых опытом. • ...Конечно – «науки о природе». Природа же дается нам в опыте, а опыт осмысляется – индуктивно; и коль скоро ценность опыта в его воспроизводимости, ценность индукции – ее однозначность. • ...Только «однозначность» – «точные науки». Только «индуктивность» – «гуманитарные». ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР– представление о биологических видах, как о ступенях и тупиках эволюции, двигателем которой является систематическая гибель наименее приспособленных особей. • Особо важно отметить, что отбором объясняется не только прогресс видов, но и их деградация. Так что даже если бы прогрессивное, как многие полагают, уже тем самым означало добро – этот закон природы тут не при чем. Морального смысла он, отбор, не может иметь. • Распространяют идеологию естественного отбора на духовное, тогда как этот самый естественный отбор не распространяется даже на все биологическое. – Разве и в биологическом – уж не знаю, почему, но факт – разве в биологическом его действие не исчерпывается минимумом, строгой достаточностью? Скажем, преимущество разума разве не отняло у человека преимуществ силы, шкуры, выносливости? А ведь это последнее куда как облегчило бы ему борьбу за выживание. Зато самого разума дано ему в таком избытке, что, кажется, всю жизнь человек тем только и озабочен, чтобы его не слышать, – каким отбором объяснить это расточительство?.. • ...Находятся такие, что верят, будто из человека еще должен образоваться новый вид – следующая ступень эволюции. – Почему только их не тревожит подозрение, что он сойдет на ступеньку ниже? Естественный отбор, как будто, ведет именно к этому. От ума человеку только горе, – так, может – ... • Гибель не сумевших приспособиться: причина возникновения человека из обезьяны, скотины из человека... • В теории естественного отбора, может быть, нет ничего ложного, кроме ее пафоса, – извлекая моральный урок из того, что никакого отношения к морали не имеет, освящают зло. • ...И нечего ссылаться на «природу»! Природе добро безразлично, но она же делает нас такими, что нам оно не безразлично. Добро – в природе! • ...Кстати, групповой отбор действительно объясняет кое-что в примитивной морали; ее жестокость, например. Да вот человек, по природе – существо не только групповое. • Идея, что межплеменная рознь, война, способствовала выживанию сильнейших и тем самым совершенствованию человеческого рода вообще – очевидно идиотская. (Видимо, предвзятая...) Задачу отбора совершеннейших решают только те трудности, которые доставляет нам объективность, природа. Но уж никак не смерть, свирепствующая в первую очередь среди боеспособных (сильных), дающая, в смышленой человеческой среде, фору коварнейшим, и косящая небоеспособных (не обязательно слабых) не различая достоинств. С точки зрения отбора, война – это междоусобица, поражающая стадные виды в их борьбе за выживание и совершенствование. • Фальшивый моральный эквивалент теории естественного отбора – дух «приспособленности». Хоть и не просто силы, но и не эволюции, – скорей деградации. • Приспособленность – в стаде – это неотличимость. А как же эволюция? Более совершенные виды?.. «ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»– представление о человеке, каким он был до наступления цивилизации, точнее – до «социализации», – эпоха, которой не существовало, ибо, как известно, человек изначально как раз предельно социализирован, и, шаг вперед – два назад, движется все-таки к индивидуализации, от племенного стадного естества к разумному личностному. – Но зачем представлять себе этот «золотой век» человека позади? Разум – наше неотъемлемое, хотя и далеко не конца проявленное, естество. «Вперед, к природе!» ЕСТЕСТВЕННОСТЬ– непосредственное отражение, в поведении человека, его внутренних состояний, – в пределе, как если б он был вполне необозреваем. Но такое поведение похоже на невменяемость. Коль скоро кто-то тебя окружает, ощущать это и соответственно реагировать абсолютно естественно. Так что здесь не обойтись без противопоставления, – примерно такого: – «неучет воспринимаемости»;
Хотя «учет» звучит, как «работа», – да и есть работа; и что значит – работать на окружение? На публику?.. Тогда как естественность, это и – – непринужденность, обратное деланности; обратное демонстративности; обратное фальши, – естественное должно быть человеку только естественным... Итак, более точно, естественность – – непосредственность в проявлениях;
особо же, это последнее – – искренность в проявлениях человека здравого. Иначе – – адекватность; со стороны глядя – понятность. • ...Итак, естественность – форма искренности. Вещи такой же принципиально неисчерпаемой и неуловимой, как истина. • «Естественность, искренность здравого». То есть, естественного. Получается круг, да и не может не получиться: ясно, мы естественны лишь для тех, для кого наша естественность естественна. Для себе подобных. Естественность – понятные нам проявления понятного нам человека... • Хорошо быть тому естественным, у кого «естественное не безобразно»... Или в этой максиме то самое и утверждается – «будешь естественным, не будешь безобразным»?.. • В обиходной естественности две стороны: что ты, проявляясь так-то и так-то, правдив; что ты, стало быть, хорош, если твоя правдивость не отталкивает. • Разумно называть естественностью – естественность в чем-то хорошем. (Естественность в злом – порок естества, болезнь его... Воспринимается, как мистика!) • Естественность – непринужденность. – Ибо непринужденность вызывает доверие – к естеству. • Естественность – понятность. Хотя как раз усилия сделать себя понятным и заставляют подозревать, что нечто скрывается, – сами и приводят к неестественности. Опять же, – принужденность... Выходит, если естественность – понятность, то лишь в сфере чего-то достаточно расхожего. • ...Точно, – неестественность подозрительна. Похожа на заискивание: ведь других учитываешь и работаешь на них тем меньше, чем меньше от них надо. • Кому общение трудно, редко бывает естественен – деланность неизбежна. Такому следует мобилизовать всю свою искренность, весь ум, чтобы в деланности его не было ничего нечестного – и прийти к естественности парадоксальной: в которой непринужденность можно только имитировать! • ...От сокровенного требуют стать доступным и притом – естественным?.. Естественна – известная доля поверхностности. • Общество распределяет роли, так что естественность в нем – задача. Почти как на сцене! Отсюда, можно дать и такое определение естественности: сила характера, независимость, – подлинность. Неприятие ролей. • Артисты уверяют: в жизни трудней быть естественным, чем на сцене. Естество тех, кого мы осмысляем, получается лишь из доступных нашему разумению частиц нашего же собственного бездонного естества. (И оно, это собственное естество, отходит у артиста на второй план? – Вот уж вредная профессия!) • До конца – не вытравишь из себя оглядку. Да и как бы звучала эта безоглядная, абсолютная, не слышащая сама себя искренность? Не так ли, как голос глухого – звук, будто вытолкнутый из придавленной балкой груди – страшно?.. А как бы выглядела? Может, так, как поразившая Дарвина встреча туземки с любимым сыном, которого много лет уж считала пропавшим: остановилась на миг – и дальше? Кто заглянет ей в душу?.. А – слова? «Мысль изреченная» есть кокетство, – коль скоро слово само – средство сообщения о внутреннем вовне, уже – для других, уже – оглядка... • ...Так что искренностью в проявлениях мы называем лишь убедительность в проявлениях. А убедительность основана не только на искренности, но и на общих представлениях о том, на что эта искренность должна быть похожа: многоэтажная условность... • (Настоящая-то искренность – вдруг покажется и странной. Что мы ценим в искусстве? – Самобытность и то, что оно делает нам что-то понятным. Иначе, искусство – искренность, заглянувшая глубже, чем обычно доступно не-художнику, – странность нового понимания.) • Наиболее естественен не тот, у кого вовсе нет оглядки, а тот, чья оглядка естественна. • Если не можешь, выражая себя, учитывать чужое восприятие верно – тогда лучше и не стараться учитывать его. Не можешь быть по-настоящему естественным – будь хотя бы непосредственным. • Естественность – то, что не от ума. Но это, как будто, сам ум. • ...И еще. По сути, «естественность» должна бы прямо означать – самобытность. Каждый из нас неповторим, и должен бы быть неповторимым во всем, что делает... Должен, но именно это оказывается всего труднее (слишком многому приходится учиться от других? слишком страшно поверить себе?..). И талант – это то, сколько б оно ни требовало от нас трудов, поисков и мук, в чем мы наиболее естественны. ЕСТЕСТВО– «плоть», ее потребности;
• Естество не чаще приходится отстаивать от морали, чем от аморальности, и от разума не чаще, чем от идиотизма. • Конфликт эгоизма и добра в нас – это внутренний спор естества с собой же, который развитое естество решит справедливо. • «Признать право за естеством»: чем яснее поймешь, что это то же, что признать дважды два четыре, – что можно отбросить лишь постольку, поскольку заведомо с этим не споришь, – тем ближе окажешься к сути. Здравый, т.е. не горячечный, смысл – и только; первое условие любого мышления. • «Права естества»: можно уточнять, в чем оно, естество – но уж никак не сомневаться в его праве. Естественное – право! • «Естественное»: оправданное естеством. • В конце концов, искренне верующий в Бога-творца должен был бы воспринимать естество, как первейшую его заповедь! • ...Конечно, если человек в своем эгоизме доходит до пакостей, его к этому тоже подвигает нечто в его естестве; вот он и валит все на естество – а что остается делать? – Так и повелось: как воюют за «права естества» – значит, скорее всего, это корысть отстаивают от совести... А совесть лишают ее законного места, которое – в самой глубине естества. • Кошка охотится на мышку, и для первой это естественно, а для второй – нет: иначе чего бы ей было спасаться? – Так что насилие даже в неосмысленной природе отнюдь не целиком естественно. Ровно настолько, насколько насилие вообще можно оправдать естеством, настолько же самим естеством оно должно быть отвергнуто. Насилие – трагедия живого, а не естество живого. • Насилие: все то, что против естества. • Естество – то, к чему глупо подходить с моральными мерками, хотя мораль – в естестве. • «Дух» – это дух чего-то, – но чего именно? Видимо, природы. Так что «дух» – это о естественном, дух – само естество и есть... • И плоть, и дух – естество. – Дух борется с плотью? – Это он, в лучшем случае, борется с чем-то в себе самом. Восстает, против духа, плоть? – Себя губит... |