О современном положении
Императорского Московского Технического Училища.
1905 – 1908 г.

Записка Учебного Комитета.


(Рубрики IV и V, посвященные введению предметной системы в ИМТУ. Стр. 8–18)


IV. Введение нового академического строя в Училище,
в 1905 – 1908 гг.

Общие
начала
действий
Учебного
Комитета.
Приняв в силу Высочайшего Указа 27 августа 1905 г. на свою ответственность поддержание правильного хода академической жизни Училища в том печальном состоянии полного разложения академических начал, в котором постепенно очутились все русские высшие школы к 1905 году, Учебный Комитет, естественно, должен был направить все усилия к поднятию этих начал и культурного значения самой школы. Для этого нужна была такая академическая обстановка, которая, содействуя поднятию в представлениях студентов ценности науки и значения академических интересов и самой школы, повысила бы плодотворность научной и учебной деятельности и устойчивость академической жизни относительно политических воздействий на нее извне, откуда бы таковые ни исходили. Опыт прошлого дал исчерпывающие отрицательные указания относительно путей к этой цели, – все возможное в направлении формального, механического ограждения школы от внешней жизни было испробовано, и недвусмысленная оценка результатов, как указано выше, была дана самим Правительством. Но Высочайший Указ 27 августа 1905 г. открыл высшей школе иной путь, – проведение начал автономии и академической свободы, и Учебный Комитет в своей самостоятельной деятельности стал на этот путь, стремясь, в соответствии с условиями времени и с пониманием своих полномочий, к созиданию и упрочению академического строя на этих началах и к укреплению его внутреннего авторитета. Учебный Комитет имел в виду, что отсутствоваший в прошлом внутренний авторитет школьного строя является основным и непременным условием здоровой академической жизни и должен направлять ее течение всеми признаваемой внутренней необходимостью своих требований с наименьшим внешним принуждением. Только при этом условии функции управления и регламентации естественным путем приходят к минимуму затраты сил на них, разногласия между различными группами академических работников смягчаются, и максимум их свободных сил может тратиться по своему прямому назначению, – на научную и учебную работу.
Проведение
преобразования
учебной
системы
в направлении
академической
свободы.
Исходя из этих взглядов, Учебный Комитет провел, с одной стороны, преобразование учебной системы в духе начала академической свободы, поскольку это осуществимо в школе, дающей права и дипломы. Введенная предметная система прохождения курса свела принудительность и срочность учебных норм к минимуму, логически вытекающему из требований дела, а широкое развитие научно-технической специализации предоставило самостоятельности студентов выбор предмета работ в последней части учебного курса, соответственно их склонностям. Преобразование учебной системы было облегчено той предварительной подготовкой дела, которая восходит еще к 1901 г., когда в своем мнении по вопросам, предложенным г.-ад. Ванновским, Учебный Комитет подробно сформулировал некоторые основные положения новой системы. Затем, представив Министерству выработанные в заседаниях 23 и 25 февраля 1905 г. соображения о необходимости преобразования высшей школы на началах автономии и академической свободы, Учебный Комитет весной того же года занялся разработкой предметной системы и специализации. Составленные на этих основаниях учебные планы были тогда же представлены на утверждение Министра Народного Просвещения, и последний "признавая в общем вполне допустимым распределение учебных занятий по полугодиям на основаниях, выработанных Учебным Комитетом", ограничился лишь некоторыми частными замечаниями 1). Затем, осенью 1905 г. Училищем были разработаны общие учебные правила для новой системы и с пояснительной запиской представлены в Министерство на утверждение 2). Наконец, в течение весеннего семестра 1906 г. преподавательской коллегией была проведена большая работа выработки и взаимного согласования всех деталей новой учебной системы в форме программ, общих учебных планов, частных планов специализации и различных правил по учебной части. Весь этот материал составил содержание впервые изданного Училищем в 1906 г. и с тех пор ежегодно переиздаваемого "Обзора", по содержанию аналогичного "Программам" германских технических школ и необходимого для студентов при распределении ими учебных занятий по новой системе 3). В дальнейшем происходила лишь некоторая дополнительная разработка деталей и естественное развитие новой учебной системы соответственно требованиям жизни. Все вызванные этим изменения в учебных планах представлялись на утверждение Министерства и не встречали с его стороны препятствий; и ныне учебная система представляется достаточно выработанной, являясь развитием тех начинаний учебной коллегии Училища, которые были сформулированы еще при прежнем строе, но тогда не могли осуществиться.
 
1) "Известия И. М. Т. У-ща", том I, стр. 8-9
2) "Известия И. М. Т. У-ща", том I, стр. 31-40
3) Некоторое представление об объеме этой работы, потребовавшей от преподавательской коллегии многих десятков различных заседаний, дает вторая половина I тома "Известий И. М. Т. У-ща" (стр. 181-398), почти полностью посвященная этому делу.
Приложения
начала
автономии
к организации
и приемам
управления
Училищем.
С другой стороны, к организации и приемам управления Учебный Комитет с возможной последовательностью прилагал начало автономии, при котором все управление должно быть построено на чисто академических основах.

Для этого, во-первых, принудительность мер поддержания порядка была сведена к логически вытекающему из задач школы минимуму, а самым мерам был придан академический характер; прежний орган надзора, – инспекция, по своим целям, а нередко и по образу действий чуждый задачам школы, – отстранен от дела 1).

Во-вторых, для сообщения своим действиям и решениям большей авторитетности и правильности, Учебный Комитет соблюдал возможную гласность, предоставляя заинтересованным в них академическим группам известную свободу предварительного обсуждения и выражения их мнения. К обсуждению и предварительному решению вопросов учебного дела Учебный Комитет привлек преподавателей, придав существовавшим и при прежнем строе особым комиссиям механического и химического отделений постоянную форму собраний отделений, установленных уставами всех более новых технических школ, но в составе не только профессоров, но и самостоятельных преподавателей 2). Предварительную разработку и обсуждение вопросов более общего характера, непосредственно касающихся студентов в учебном или бытовом отношении, Учебный Комитет передавал, вообще, смешанным комиссиям из избранным им членов и избиравшихся студентами представителей, оставляя за собою решение вопросов. С целью осведомления преподавательской коллегии и студентов о жизни Училища, а также и для облегчения контроля над ней со стороны Министерства и общества, Учебный Комитет установил с 1905 г. печатание в "Известиях" Училища протоколов своих и Собраний Отделений 3).

В третьих, Учебный Комитет предоставил студенчеству автономность в устройстве его внутреннего быта, вынеся из опыта прошлого твердое убеждение в том, что опека или стеснительная регламентация в этом отношении способны только отталкивать студенчество от академических интересов, неизбежно вовлекая его даже в борьбу против школы 4).

1) Осенью 1905 г. Учебным Комитетом было направлено ходатайство об уничтожении самого института инспекции, ввиду его бесполезности и необходимости экономии в расходах, а затем повторно еще ввиду близкого введения нового устава, но дважды было отклонено. Однако, уничтожением служителей инспекции и незамещением нескольких должностей помощников инспектора расход на инспекцию был сокращен Учебным Комитетом; так в 1907 г. вместо 19400 р. было израсходовано 11833 р., а остаток пошел на другие нужды Училища.
2) "Известия И. М. Т. У-ща", том I, стр. 40-44, том II, стр. 23 и 100.
3) "Известия И. М. Т. У-ща", том I, стр. 3-4.
4) "Известия И. М. Т. У-ща", том I, стр. 46-48.

Предоставляя студенчеству выработку форм своих организаций, Учебный Комитет при их допущении или утверждении руководился, во-первых, требованием соответствия их задачам школы и непротиворечия существующим узаконениям, а во-вторых, неуклонно с 1905 г. проводил фактически тот взгляд, что начало академической свободы исключает какую бы то ни было обязательность организаций для всех студентов и признает за отдельными студентами право стоять вне всяких организаций.

Условия
проведения
в жизнь
Училища
новых
начал.
Направляя таким образом жизнь Училища, Учебный Комитет пользовался дружной поддержкой всей преподавательской коллегии и встречал содействие со стороны значительной части студенчества, оценившей значение более свободной академической жизни. Существенную помощь училищу в организации управления учебным делом и хозяйством и вообще в регулировании академического быта оказал Проект устава высших технических школ, выработанный в 1906 г. совещанием их представителей под председательством Министра Народного Просвещения, графа Толстого. В этом проекте Учебный Комитет нашел готовые нормы для разрешения многих вопросов академической жизни, которые в силу изменения ее условий не могли быть предусмотрены действующим Уставом, причем самые нормы во многих случаях практики оказались весьма целесообразными и значительно содействовали закономерности жизни Училища. Первые шаги Учебного Комитета по проведению в жизнь Училища новых начал, ввиду кардинального значения и ответственности дела и в высшей степени неблагоприятной академической обстановки при его начале, естественно были возможно осторожны. Вся академическая обстановка осени 1905 г. была такова, что несмотря на желание значительной части студенчества вести занятия 1), несмотря на все усилия преподавательской коллегии, почти безвыходно находившейся в Училище, несмотря на твердую решимость Учебного Комитета устранить из Училища митинги 2), – занятия, едва начавшись, прервались, и академическая жизнь вновь замерла. Однако, уже с 17 апреля 1906 г. в Училище возобновились частичные занятия, в коих принимало участие около 1/3 студентов, а с осени 1906 г. академическая жизнь восстановилась в полном объеме и до истекшей теперь студенческой забастовки правильный ход ее не был нарушен ни на один день. При этом непрерывность и спокойствие хода учебной жизни и плодотворность ее развития постоянно подтверждали правильность избранного Учебным Комитетом направления. Основные результаты, достигнутые Училищем как в отношении учебного дела, так и в области регулирования отношений студентов к школе и вообще академического быта, настолько показательны, что заслуживают более подробного изложения.
 
1) "Известия И. М. Т. У-ща", том I, стр. 45.
2) "Известия И. М. Т. У-ща", том I, стр. 52-54.


V. Результаты учебной и научной деятельности.

Положительные
и отрицательные
условия
учебной
деятельности.
Введение новой учебной системы, встретив один благоприятный фактор, – вызванную долгим перерывом жажду занятий со стороны студентов, должно было, однако, считаться с целым рядом отрицательных влияний в школе, причем и вся внешняя обстановка после 1905 г. не могла, конечно, благотворно действовать на академическую жизнь. Материальная нужда студенчества очень усилилась как вследствие затруднительности заработков, так и вследствие того, что вдвое уменьшилось обеспечение стипендиями и пособиями, благодаря увеличению числа студентов 1); перерывом занятий обострились стремления части студентов к скорейшему получению диплома; возросло, наконец, и многолюдство Училища, благодаря усиленным приемам в студенты. И, однако, вся совокупность неблагоприятных влияний не могла существенно ослабить плодотворного действия новой системы.
 
1) Среднее за 1904 г. число студентов Училища – 1208, а осенью 1908 г. состав студентов превысил 2500 чел.
Отношение
студентов
к нормам
учебной
системы.
Переходя к результатам действия предметной системы в Училище, надо указать, что ее ограничительные нормы сводятся к некоторой обязательной последовательности экзаменов и работ, к определенным экзаменным периодам в начале и конце каждого семестра, к недопущению повторности экзаменов в каждый период и к очередям для записи на практические занятия, при отсутствии какой-либо срочности в прохождении курса. Однако, и эти немногие ограничения вызвали первоначально отрицательное отношение к себе со стороны студентов, отчасти вследствие воспитанного прежней искусственной учебной системой отрицания всяких норм, отчасти под влиянием стремлений к диплому значительной доли студенчества. Явились упорные и грозившие осложнениями требования свободной сдачи экзаменов в течение семестров по примеру других школ, почему Учебный Комитет, во избежание нежелательных при первых шагах нового дела обострений, разрешил осенью 1906 года каждому преподавателю установить 2 таких промежуточных срока экзаменов по соглашению со студентами. В весеннем семестре 1907 года вместо этого был назначен уже один общий для всех предметов промежуточный срок, а с осени 1907 г. – экзамены производились уже вполне согласно правилам, несмотря на очень настойчивые вначале требования прежних льгот. Таким образом, соответственное требованиям учебного дела разрешение этого временно обостренного вопроса было достигнуто без какого-либо конфликта, хотя все смешанные комиссии из преподавателей и студентов, неоднократно его обсуждавшие, не приходили вообще к согласию во мнениях. Остальные ограничения учебной системы не вызывали к себе и сначала такого отрицательного отношения, а теперь вся система в этом смысле может быть признана достаточно устойчивой и внутренне-авторитетной, причем результат достигнут без всяких резких столкновений или активных противодействий студентов, нередких при курсовой системе.
Продуктивность
обязательных
учебных
занятий.
При указанных особенностях системы можно было бы опасаться, что понизится достигавшаяся строгой принудительностью курсовой системы продуктивность обязательных учебных занятий. Некоторое представление о количестве занимавшихся студентов и напряженности их работы можно вывести из следующих данных учебной статистики  М е х а н и ч е с к о г о  О т д е л е н и я.

В 1906/7 учебн. году 1218 студентов получили 8109 отметок, а 370 студентов, составлявших 23% общего числа, не получили ни одной отметки. В 1907/8 учебн. году на 1519 студентов приходится уже 10255 отметок и 214 студентов, составлявших 12½% общего числа, не получили ни одного зачета. Таким образом, процент абсентеистов значительно уменьшился, средняя же интенсивность работы, поскольку она характеризуется числом полученных за год отметок, выражается 6,66 отметки в 1906/7 учебн. году и 6,8 отметки в 1907/8 учебн. году на каждого занимавшегося студента.

Полное сопоставление этих данных с результатами курсовой системы было бы затруднено различными основаниями учета отметок и недостаточной продолжительностью настоящего опыта, но во всяком случае можно утверждать, что относительно процента абсентеистов обе системы довольно близки между собой и что ожидавшееся при предметной системе замедление в прохождении курса осуществилось далеко не в полной мере. Зато в качественном отношении между результатами обеих систем можно уже установить разницу: по единодушному свидетельству преподавателей механического отделения существенно улучшилось качество знаний и работ, повысился уровень требований. Ввиду необязательности упражнений по предметам, заменивших прежние обязательные и срочные репетиции, можно было бы опасаться падения посещаемости упражнений; на деле для упражнений по некоторым предметам студенты вынуждены устанавливать очередь посещений, ввиду избытка желающих работать, а вообще упражнения посещаются лучше и используются интенсивнее прежних репетиций. Можно было бы опасаться затруднений в ведении групповых практических занятий от накопления массы малоуспешных студентов; на деле принятая Училищем система очередей для записи на занятия позволяла устранять затруднения от недостатка мест, несмотря на удвоение общего числа студентов сравнительно с курсовой системой. Таким образом, опасения относительно падения продуктивности занятий и накопления малоуспевающих студентов при предметной системе жизнью не подтвердились, но вместе с тем оправдались надежды на некоторый подъем уровня общих занятий студентов, несмотря на всю невыгодность внешней обстановки.

Формы
специализации
и отношение
к ним
студентов
Еще большие результаты в учебном деле были достигнуты введением свободной научно-технической специализации, которая, ввиду требований диплома и необходимости для всех инженеров общей технической подготовки, была проведена на основе обязательной для всех студентов общей части курса длительностью в 8 или 7 семестров, причем для специальных занятий студентов было освобождено от 2 до 3 семестров при помощи некоторых изменений учебных планов. Значительно пополнив за эти годы преподавательский состав, Училище смогло открыть до 25 новых специальных курсов почти во всех практически важных отраслях техники, относящихся к механическому и химическому отделениям. Соответственной разработкой частных планов специализации, концентрируемых около весьма разнообразных специальных проектов в форме группы специальных курсов, лабораторных занятий, дополнительных сокращенных проектов и внешкольной практики, Училище смогло предоставить студентам до 40 различных планов специализации, из которых многие оказались весьма жизненными. Такого характера специализация, не только содействующая утилитарной цели приобретения знаний, но и привлекающая учащихся к возможно самостоятельной и законченной разработке жизненных научно-технических задач, сразу приобрела себе симпатии студентов. На первых порах обнаружилось, однако, весьма понятное стремление лиц, пришедших в школу за дипломом, выбирать наиболее "легкие" специальности; затем, по приведении требований по разным специальностям к большей однородности, это стремление исчезает и интерес к делу становится главным стимулом выбора специальностей.
Продуктивность
специальных
учебных
занятий.
При таком общем отношении студентов к специализации большинство из введенных специальных курсов приобрело себе прочную аудиторию, а относительно некоторых из них студенты обнаружили из ряду выходящий интерес и настойчивость в изучении предмета. Специальные лабораторные работы, по мере своего развития, вызывают все растущий интерес студентов и нередко выходят далеко за пределы обычных учебных работ, принимая характер научных исследований, исполняемых совместно с преподавателями; некоторые из таких работ уже вышли из печати, а гораздо большее их число находится еще в стенах лабораторий. Отсюда видно, что экспериментальный метод, – одно из важнейших орудий современной научной техники, нашел себе твердую почву в студенческих работах Училища, благодаря предоставляемой специализацией свободе углубления в предмет. Выполняемые студентами специальные проекты достигают теперь такой сложности задач и законченности в их разработке, каких не бывало при прежней системе, и сопровождаются иногда самостоятельной разработкой хотя и детальных, но все же новых для технической литературы вопросов. Параллельно с ростом интереса студентов к техническим вопросам обнаружился интерес к углублению знаний в области чистой науки, и теперь Училище, следуя плодотворному примеру германских технических школ, могло ввести несколько специальных курсов из области физико-математических наук, нашедших достаточную аудиторию, на что в практике прежнего учебного строя никак нельзя было рассчитывать. Растет, вместе с слушанием специальных курсов, и серьезный интерес к научной литературе, изучаемой теперь многими студентами по своему почину параллельно с курсами; читальный зал библиотеки Училища, рассчитанный на 25 студентов, нередко должен вмещать теперь от 50 до 75 человек. Наконец, за последнее время, ввиду столь ясно выраженного интереса студентов к серьезной технической работе и столь очевидных из жизни недочетов в образовании русских инженеров, Училище начало серьезно развивать экономическую сторону в технических курсах, вводя также разработку экономических вопросов отчасти и в специальные проекты; и это повышение требований было встречено многими студентами сочувственно. Кроме всего изложенного, показателем плодотворности начала специализации служит и тот факт, что значительная часть студентов бывших III, IV и даже V курсов, которые могли бы соответственно их учебным планам уже окончить Училище, оставались и остаются еще лишние семестры и целые годы для более широких занятий по специальностям. При этом, крупный и даже неожиданный успех дела характеризуется по внешности как бы отрицательным признаком, – понижением числа оканчивающих курс, особенно ярким для механического отделения, где специализация поставлена наиболее широко и где окончили курс: в 1904 г. – 107, в 1906 г. – 136, в 1907 г. – 70 человек.
Общий вывод
из результатов
учебной
деятельности.
Таким образом, наиболее яркие результаты новая учебная система дала не в той области, где студенты являются более или менее пассивными участниками восприятия научного знания, но там, где они становятся более самостоятельными работниками в применении научных методов и где иногда сами активно участвуют в живой научной работе. В этом, бесспорно, надо видеть залог укрепления в высшей школе того научного духа, который необходим не только для ее участия в развитии самой науки, но и для выполнения ее прямой задачи, – сообщения высшего научного образования, который неотъемлем от высшей школы, поскольку она служит творческой культурной силой в жизни нации. Между тем, при прежней учебной системе этого в училище не было и не могло быть, ибо тогда студенческие работы за очень редкими исключениями не выходили из обязательных программ, а научные стремления проявлялись лишь исключительными лицами.
Условия
и результаты
научной
деятельности.
Установление научного духа не только благотворно повлияло на занятия студентов, но, несомненно, содействовало и оживлению научной деятельности преподавателей, вопреки целому ряду неблагоприятных жизненных условий и поглощению большой доли преподавательского труда на организацию учебного дела и участие в многочисленных заседаниях Учебного Комитета, Собраний Отделений и самых разнообразных комиссий 1). Упомянутое оживление выразилось не только появлением в печати ряда научных работ, но и постановкой целого ряда экспериментальных исследований, рассчитанных на обширную программу, а потому еще и незаконченных; оно проявилось и в инициативе введения, а затем и чтения ряда специальных курсов, частью в России еше нигде не читанных и требовавших немалой предварительной научной обработки материалов.
 
1) Общее число заседаний Учебного Комитета и Собраний Отделений – Механического и Химического по учебным годам было соответственно: за 1905/6 уч. г. – 39, 17 и 14, за 1906/7 уч. г. – 25, 21 и 16, за 1907/8 уч. г. – 22, 20 и 15. Число заседаний комиссий как преподавательских, так и смешанных, с участием представителей студентов, не может быть точно установлено, но оно в сумме значительно превышает все официальные заседания в совокупности; по некоторым вопросам, например, по распределению стипендий и пособий, по обсуждению экзаменной системы и т. д. бывало в год от 10 до 25 заседаний в смешанных комиссиях по каждому.

 

•  На страницу Адольф Августович Цибарт

•  На главную страницу сайта (Александр Круглов...)
•  На страницу Памяти Э.А. Абелевой
•  К Очерку 25 Волчкевича по истории МВТУ им. Баумана (об А.А. Цибарте в МММИ) Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru