Подумалось, что... |
Вполне понятно только чистое ничто. Вполне непонятно – само бытие. Бытие как таковое есть непостижимость. Бог – дух универсума. «Бог», конечно, не объяснение, а всего лишь персонификация тайны универсума. «Материя» – мертвый бог материалистов. Причинность означает определенное русло, следовательно, границы. Душа есть привязанная к телу Свобода. Душа – дух, организовавший и ожививший кусочек материи, и связанный им. * * * Жизнь не так уж коротка, кое-что успеть можно. Трагедия в другом: в том, что она – миг. * * * Оскорбление (намеренная попытка унизить) – это святотатство, покушение на святыню личности. Всякое не корыстное преступление должно содержать в себе какую-то месть, и за подобное мстят подобным; унижение – это месть за свою низость. Каждый, кто хочет унизить – хочет унизить до собственной низости. Ибо ничто, кроме низости, не может подвигнуть человека на преступление этого рода. Низость хочет унижать, это естественно. Унизить подлинное достоинство в человеке не может ничто. Тем большие негодяи те, кто пытается это делать. Тот, кто хочет унизить, хуже того, кто хочет ударить. С непризнанием, как и со всяким другим унижением: подлинного достоинства оно не затрагивает. Унизить тебя могут, но главное не унизиться! Унижение надо переносить с достоинством… * * * Утилитаризм – это идея, что истинный общий мотив всех наших мотивов, разглядеть который нам мешает лишь глупость или неискренность с собой – польза (благополучие). Причем, по-видимому, польза личная, ибо польза чужая или общая в моих мотивах означает уже добро, и в качестве главного мотива уже отрицала бы сам утилитаризм. Что никому не вредит, то не порок, и что никому не приносит пользы, то не добродетель. – Назовите это утилитаризмом, если хотите, но я назову это преодолением ханжества. Польза – не добро («не хлебом единым»), но она есть плод добра, по которому-то, согласно Христу, его и распознают. Самодовлеющий долг (противопоставляемый утилитаризму) – это и есть то самое добро «без плода доброго», злополучная смоковница, которую «срубают и бросают в огонь». Нас все еще сбивает с толку унаследованная от дикаря эгоцентрическая установка, в которой
«польза» синонимична «моей личной пользе». И в этой установке, конечно, пользу и добро отождествлять
нельзя. В разумной же, собственно человеческой установке они отождествляются: добро – это польза
вообще. * * * Совесть не знает срока давности. А хуже того – не признает даже того правила справедливости, что за одно преступление можно наказывать только один раз. Травмы совести – незаживающие. Этим и страшны. Тут даже и царапину приобретаешь на всю жизнь. Здоровая совесть болит. * * * Пока мы ждем, что жизнь наступит, она проходит. * * * Упорство есть способнсть вкладывать силы в негарантированную цель. Эта-то негарантированность результата и отличает упорство от простого трудолюбия. Талант - это, конечно, не трудолюбие. Это упорство. Постоянство паче упорства, как упорство паче силы. Постоянны мы в том, что мы есть, а упорны в том, чем только хотим стать. Упрямство – это упорство из самолюбия. Упорство – залог удачи, упрямство – предвестник поражения. Упорством можно продолбить стену, которая на тебя и обрушится… * * * Идеальных людей нет; отчасти потому, что не может существовать одного на всех идеала. * * * «Уравниловка»: в системах, где все заработанное людьми экспроприируется властью и затем распределяется между ними по ее усмотрению – уравнительный, т.е. игнорирующий заслуги, принцип этого распределения. Зло коренится не в уравнительном принципе как таковом – в определенных ситуациях он бывает
и справедлив, и даже единственно приемлем – а в той социальной системе, которая присваивает себе право
все отбирать, чтобы потом все самовластно «давать». Власть отбирать и делить – это власть тотальная. При социализме, уж пусть лучше будет «уравниловка». Самое отвратительное в нашем социализме и было как раз (кроме самого факта властного насилия) – это искусственно создаваемое неравенство. Кстати, именно это, а не столь осуждаемая уравниловка, и было на устах недовольных («закрытые распределители», «пайки цекашные» и т.п.). …Итак, зло не в уравниловке, а в тотальной отбирающе-раздающей системе. Социальный принцип, противоположный коммунистическому уравнительному – это правовой
принцип «каждому – свое». Неравенство талантов, вообще говоря, явно не самый сильный аргумент в оправдание неравенства состояний. Иначе экономический талант следовало бы ставить на много порядков выше таланта ученого, художника… |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу