Подумалось, что... |
Условность – это «произвольно общепринятое». Некоторое положение или правило, оставляющее вопрос о своей истинности или наибольшей адекватности открытым, но составивший пункт общего согласия. Неизбежные в обществе условности – раздолье для человеческой недобросовестности. Ибо тут и неправда получает привилегии и власть истины. Отношение к истине не делает никакого сообщества: к истине доступ труден, но одинаков для каждого. Сообщество, в том числе и любую элиту, делают условности. Этическая условность – этическое правило, делающее совместное существование людей в данном сообществе возможным, хотя и не обязательно оптимальным, наилучшим для всех. То есть оправданное не тем, что невозможно было бы пытаться предложить лучшего правила, но одной необходимостью в существовании определенного и устойчивого правила. Заповедь – это сакрализованная, абсолютизированная условность. Всякое моральное правило есть условность, ввиду моральной цели. Когда видишь цель, ориентиры не только не нужны – они скорее мешают. Добро – не условность, оно имеет свой ясный смысл (пользы другим людям), и, соответственно, в правилах как будто не нуждается. Однако и в условностях есть некоторое добро. Если можно сделать добро без нарушения условностей, то лучше так и сделать. Зло, пожалуй, правил не знает, но, если не хотите за него поплатиться, лучше прикрыться какими-то правилами… Странно, но в точности то же самое можно сказать и о добре. «Да не нарушаю я, а исполняю!..» Условности имеют непременную тенденцию сакрализоваться. Святыня – это апофеоз условности. Ведь свято – то, что не истина, а почему-то выше истины. Так как церковную религию как истину принимать уже невозможно, ее предлагают принимать, видимо, как условность. Истина сомнений не боится. Сомнений не допускает условность, в этом и заключается ее главное условие. Условному хочется стать религией. Если попробовать различить этику условную и безусловную, то первая, очевидно, выдвинет на первое место правило и форму, вторая – цель, содержание, смысл. Иначе говоря, условная этика – это долг, безусловная – «плод добрый». У доброго, то есть истинно нравственного человека, ценности безусловны, а правила – условны. * * * Добро должно быть в бронежилете. * * * Усталость – это состояние, когда пополняющийся запас энергии истощен и начинается потребление неприкосновенного запаса – здоровья. Первое ощущение усталости: «сопротивление материалов». Усталость тайком избавляет нас от задач, оказывая, конечно, медвежьи услуги: выбрасывает за борт все, за чем недоглядишь, не различая важного и неважного. Здоровая усталость – это когда устает тело, но не душа, не воля. Усталость от удавшегося дела похожа на счастье. От неудавшегося – на отчаянье. Пессимизм – усталость питать надежды. Надежду надо питать, безнадега живет сама. И, порой, усталая душа выбирает безнадегу. Пессимизм, в отличие от оптимизма, ничего не дает, но и ничего не требует. Если ваше воображение устроено так, что отдаленные перспективы волнуют вас не слишком, то с ним может быть и комфортней... Самое жизнь – это труд. И иногда это ощущается. Разновидность усталости: не живешь, а функционируешь. Заставить себя еще можешь, захотеть – нет. Жизнь требует энергии и в том, от чего только терпит. Устанешь и (на время) становится легче… Привыкнуть – значит устать сопротивляться не только физически, но и душевно. От себя устать невозможно. Можно только устать притворяться – устать от своей роли. Желания ненасытны, когда их плохо понимаешь. И тогда от них скорее устанешь, чем удовлетворишь. «Своя ноша не тянет». – Которая не тянет – та и своя. * * * Враги делают нам то добро, которое мы никогда не решились бы сделать себе сами. * * * «Ученое незнание» – это сознание сферы незнаемого, которая, благодаря этому сознанию, не заполняется необоснованными представлениями и не превращается в почву для заблуждений. У мудреца и незнание – ученое, у невежды и знание – неученое. Мудрец в древние времена знал меньше, чем нынешний невежда: невежду делает не недостаток знаний, а способ обходиться со своим незнанием. Невежество – это самоуверенность, с которой человек судит о том, чего не понимает. Философия – это о-очень ученое незнание. «Святая простота» – прямая противоположность ученому незнанию. Она, в отличие от последнего, о себе не знает. И представляет собой, скорее, знание, неправильное или очень ограниченное, но такое, которого, предположительно, полезнее всего держаться человеку неумному. * * * Урок – это вывод на собственной шкуре. * * * |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу