Подумалось, что... |
Учение – гипотеза, пожелавшая власти. Учения не доказываются и не опровергаются, они – работают или не работают. Учение, как и всякая религия, не может быть ни доказано, ни, соответственно, опровергнуто. Опровергает учение неэффективность либо катастрофа. …Заведя миллионы людей в болото, неумирающее учение, с видом неоцененного достоинства, ретировалось на книжные полки. Задача учения – объять необъятное; способ, каким это достигается – принять за целое только часть (аспект). Обыватели не видят на шаг вперед, творцы учений – на шаг влево или вправо. За неимением зрячих, слепых ведут самоуверенные слепые. Незнающий ориентируется на знающего, глупый – на самоуверенного. Существуют на свете: правда, предположение и ложь. * * * Если Бог захочет чего-нибудь сделать, он найдет для этого естественные причины. Каждый миг – чудо: совпадение бесчисленного количества обстоятельств. Религия – это попытка сообща соорудить Истину, имевшую бы власть над самой объективностью. Иллюзии приходится питать ложью. Всякая неправда жива только верой. И потому склонна обращать в свою веру: врать. * * * Честный человек не соврет другому, не соврав сначала себе. Враль, в отличие от жулика, врет и себе. Он перемещается в вымышленный мир, где все устроено так, как ему хотелось бы; а столкновения с реальным миром воспринимает как несчастливые случайности, от которых никто не застрахован. * * * Спорщик не хочет прийти к согласию, он хочет настоять на своем. Если вам нужно, чтобы он поменял свое мнение, скажите, что думаете так же. В споре у каждого рождается своя истина. * * * Философия необходима каждому! Но каждому своя. * * * Факт – это «что» без «почему» и «зачем». Обнаруженные и сформулированные нами законы природы – это, по большому счету, только факты: мы знаем, каким образом природа действует в определенных случаях, но не знаем, почему она так действует. Однако эти законы – факты, в свете которых можно интерпретировать другие факты. Можно сказать даже, что науку интересуют «только факты», а не интерпретации. Но ее интересуют факты, интерпретирующие факты. Умная голова и из ложных фактов сделает правильные выводы. Интуиция открывает сразу вывод, а потом уж ищет себе доказательств; оттого-то так часто светлые головы опираются в своих выкладках на ошибочные или несознательно искаженные факты. * * * Раньше буржуа был «сытый» и «добропорядочный». Нынешний буржуа ненасытный и недобропорядочный. * * * Нынче прославиться – значит оказаться в очень сомнительной компании. Раньше слава означала – признание всех, в том числе и обывателей. Нынче еще и принадлежность к ним. * * * «Нравственные устои» – это недискутируемые базовые принципы поведения, определяющие наши «можно и нельзя» независимо от «приятно и неприятно», «выгодно и невыгодно», «целесообразно и нецелесообразно». Человечность, в ее отличии от нравственности, принципиально открыта сомнениям, и является ее настоящим внутренним врагом – имея в виду только добро, она расшатывает сами нравственные устои. Все в нас, что пожелает во что бы то ни стало сохранить свою неизменность, в конце концов потеряет смысл. Так изо всего святого выветривается смысл и остается форма: вот что такое традиции, ритуалы. И что такое «устои». За пределами разума – только глупость и насилие. Сакрализация морали, табуирование ее для критического рассудка, предполагает и ее неадекватность, и ее жестокость. Процесс сакрализации морали превращает ее в моральный формализм, в котором уже отчетливо проглядывают отдельные составляющие: благочестие и черствость (глупость и жестокость). Злой человек и из нравственности своей сделает орудие пытки. Нравственность злого человека не сделает его, конечно, добрым, но сделает хоть в какой-то мере предсказуемым – и то хлеб. Будь благословенна, в хищнике, глупость. Теистическая мораль – попытка обратить нашу глупость против нашего же эгоизма. * * * Глупее, чем осуждать молодежь, может быть только – тянуться за нею. Всякому поколению достаточно своей дури, и из нее следует вырастать, а не перенимать еще и чужую. Мир не хочет умнеть. И не успеет одно поколение пожать плоды своей прежней глупости, как новое поколение начинает разрабатывать новую. Молодежь и вправду плоха: ничем не лучше нас прежних… Но особенно раздражает тем, что плоха на какой-то свой особенный, незнакомый, нам не понятный манер. Наша дурость молодежи привычна, а ее дурость нам – нет, – и отсюда то чувство превосходства, которым она нас так донимает. Настоящим жизненным опытом не загордишься: это скорее ученое незнание, чем какое-то положительное знание. * * * |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу