Подумалось, что... |
Факт – это и «достоверно существующее», и «достоверное доказанное». Обнаруженные и сформулированные нами законы природы – это, по большому счету, тоже факты и только факты: мы знаем, каким образом природа действует в определенных случаях, но не знаем, почему она так действует. Однако эти законы – факты, в свете которых можно интерпретировать другие факты. Можно сказать даже, что науку интересуют «только факты», а не интерпретации. Но ее интересуют факты, интерпретирующие факты. Всякое, самое чистое описание привносит истолкование, и все же «факт остается фактом». Факт – то, что «остается». Объективность – это то, чего нельзя изменить или устранить одним желанием, исключающее произвол; факт – это фрагмент объективного. Познание делит мир на познающее и познаваемое, то есть на субъект и объект; следовательно, само познание – само явление сознания – предполагает существование внешнего ему, объективного мира. Субъект не порождает объект, а оба они порождаются чем-то – что, во всяком случае, существует. Без теоретической работы к факту не пробьешься. Скажем, что небо «синее» – это не факт (для дальтоника, может, оно и красное). Факт – характеристика световой волны, проходящей через атмосферу. Умная голова и из ложных фактов сделает правильные выводы. * * * Упрощенное – самое изощренное запутанное. * * * У добрых людей нравственность – в союзе с умом. У злых – с глупостью. Традиционная и авторитарная мораль – ясно, одно и то же: та и та предполагает послушание, только первая – механическое, сомнамбулическое, вторая – рабское. – Религиозная мораль включает в себя их обе. * * * Фальшь – не то, что показывается, а то, что напоказ. Фальшь исключительно для личного употребления – это, скорее, мечтательность. Фальшь – это театр в жизни. И в театре и в жизни фальшь происходит от плохого понимания роли и от плохого понимания себя. Всякое поведение – игра, а фальшь – это переигрывание. Фальшь несоответствия Я и принятой им на себя роли – это еще, так сказать, полфальши; ее максимум – гибель Я в роли, то есть скорее полное соответствие. Подлинный вынужден играть роли, фальшивый впадает в них. В аплодисментах особенно нуждаешься, если играешь не свою роль; и первая же неудача – полное фиаско. Эгоизм, и правда, всегда искренен, и эгоист верит, что искренним бывает только эгоизм. Религиозная интонация – фальшь. Не сомневается только глупость или фальшь. Враль врет, даже когда это не требуется. Фальшивый фальшивит, даже когда не врет. Врут из расчета, фальшивят из кокетства или тщеславия. Главная корысть фальши – произвести впечатление. Ложь корыстна, фальшь тщеславна. Фальшь – это не ложь, но где фальшь, там и лжи ждать недолго. Фальшь – это искусство скрывать от себя собственные намерения. * * * «Ненавидеть и презирать» – это все равно что «горячо наплевать». И все-таки это возможно, и даже очень точно. Ибо в истоке зла лежит ничтожество, и когда нам это становится ясно, мы именно ненавидим и презираем. * * * …Вообще-то, «сам дурак» и «от такого слышу» – может быть и вполне адекватным ответом на критику: если критика не предъявляет конкретных претензий. Ибо все наши успехи относительны, и самые уничижительные оценки в общем виде может приложить к себе каждый, – но, чтобы судить об их справедливости, надо посмотреть, от кого они исходят. * * * Удивительно, что уметь, не понимая, можно и творчески, а не только по прописям. Но девяносто девять процентов всех наших умений, если вдуматься – именно такие, что опережают понимание. Несознаваемым умом мы сильнее, то есть на практике умнее, чем в теории, и у некоторых людей это особенно заметно. Высшая степень умения – понимание. Высшая степень понимания – умение. Чем меньше человек сам умеет, тем меньше способен оценить чужое умение. * * * Существуют и «угрызения стыда» (как и «угрызения совести»): стыдные воспоминания,
конечно, тоже по временам «воспаляются» и терзают. * * * «…Препоясав свои чресла истиною, и облекшись в броню праведности…» (Из Павла). – Превратить учение Христа в религиозную догму – значило, по необходимости, фарисеизировать его, направить его букву против его же духа. Когда наша моральность не делает нас чувствительнее, не срывает кожу, а, напротив, одевает в броню – броню на совести – это и есть фарисейство… Истина всегда – вопрос открытый. Потому человек не успокаивается в своих поисках истины, пока не остановится на какой-нибудь лжи. То же и совесть: она тревожит, пока не превратится в мертвую принципиальность, жестокий формализм. Добро всегда проблема, а не решение. * * * Опасно быть удачливым: можно получить то, чего тебе не нужно. * * * Кто ругается, хочет бить, а кто упрекает – пытать. * * * |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу