Подумалось, что... |
Терпеливость – настойчивость булыжника. * * * Публика – плохой судья, но исправный палач. Прием никак не подготовленной публики – это первое впечатление скучающего обывателя. Общественное мнение создается: то есть одурачивается. Все решает общественное мнение, организованное кучкой прохиндеев. * * * Филистерство, или мещанство – жизненная установка на благополучие по общепризнанному
образцу. Уж точно, что благополучие у каждого в значительной мере свое; но обыватель жертвует коллективному представлению о том, в чем состоит благополучие, собственными вкусами. Обыватель – утилитарист, но принципиально не философ. Желать осмыслить свою жизненную позицию – значит уже придавать какое-то значение истине самой по себе, то есть не быть обывателем. * * * Самоуверенность – это глупость решительная. Между глупостью и самоуверенностью трудно провести границы. Если глупость сомневается, это уже не глупость. Если самоуверенность не от глупости, это уже не самоуверенность. Самоуверенность недооценивает трудности, вера в себя готова взять их на себя. – Вера в себя так необходима, что иногда выручает и простая самоуверенность… Осуществлять задуманное надо со всей энергией, необходимой для успеха, и особенно в случае, когда результат никак не гарантирован: то есть когда это особенно трудно. Тут не обойдешься без «веры» – веры в успех, веры в себя. * * * «Хочу» всегда, в конце концов, уступит «не могу иначе». Наша сила должна быть в союзе с нашей слабостью. «Найти себя» – это посвятить себя такому «хочу», которое совпадало бы с «хочется». * * * Никакой обезлички Золотое правило не предполагает. Относись к чужой уникальной личности так, как хочешь, чтобы относились к твоей, и поступай соответственно. * * * Судить – значит зарекаться. Не зарекайся, а особенно не суди – за первое будет стыдно, а за второе еще и совестно. Не суди, да не опозоришься сугубо. Не судите, ибо себе, по совести, уже придется отмерять двойной мерой. В этом несовершенном, и к тому же плотоядном мире мы не можем быть вполне добрыми. Моральная задача – определить наименьшее из зол… * * * Только то человечество и спасает, что злоба – тупа. Подлость – ум негодяя. * * * Салтычиха, возможно, была неплохой соседкой для окружающих помещиков. В конце концов, у каждого свои недостатки: тот пьет, тот волокита, а этот плохо обращается с крепостными… – Сколько есть самых милых людей, таких, однако, что не дай Бог оказаться в их власти. * * * Фарисейство – это религиозное или моральное рвение, пошедшее по пути дотошного формализма и тем самым освободившее душу для тайной недобросовестности. * * * Всякая ситуация состоит из обстоятельств и из характеров людей, которые в них попадают, и
потому в большей или меньшей мере их устраивает. Дело не в правиле, а в цели, которую оно имеет в виду. Но, конечно, «не уверен – не нарушай». Абсолютно моральное требование, а не моральная норма. То есть не буква, а дух. Конкретно – необходимость иметь в виду не только законность поступка, но и его реальные пользу или вред. Абсолютизировать моральную норму – значит абсолютизировать приблизительность; на моральном
языке – косность. Абсолютность моральных норм, за которую держатся фарисеи, должна означать, что определенные поступки хороши или плохи всегда, независимо от того, есть ли от них кому-нибудь польза или вред, или больше вреда, чем пользы и т.д. – Это, конечно, нелепо и чревато всем самым худшим. Однако «рациональное зерно» есть и в такой абсолютизации: оно – в том, что истинная польза нравственного поступка не измеряется его прямой практической пользой, но есть польза и вред собственно «моральные». Понятнее выражаясь, это польза и вред примера; эта польза и вред от взаимного доверия или недоверия, поддерживаемого или разрушаемого твоим отношением к общим моральным нормам; в конце концов, трудно нарушить свои обязанности, не лишив кого-то того, на что он мог рассчитывать, имел право… В общем, куда как худо, когда за формальной моральностью укрывается недобросовестность, но и совести надо стараться действовать, поскольку возможно, по правилам. * * * С возрастом, когда наша физическая материя начинает доставлять нам все больше неудобств, становится все ощутимее, что душа – не материальна. Душа не стареет, скорее, она погибает и воскресает. Душа не стареет, но, если ее в человеке мало, видно и слышно только стареющее и ропщущее тело. * * * Лежачего не бьют, и он побеждает. * * * Интересно: как бы мы отнеслись к человеку, который бы по своей прихоти отнял у нас столько здоровья, который мы отнимаем у себя сами, скажем, курением? Или столько вреда, сколько мы причиняем себе беспечностью, ленью и т.д.? Не поступай с собой так, как не хотел бы, чтобы другие с тобой поступали. Вред, который мы причиняем себе, не то чтобы морально допустим – он им самим и наказан. * * * Всякое теоретическое знание есть предположение, с достоверностью от минимальной (вера) до
максимальной (силлогизм, тавтология). «Фаллибилизм». – Это идея, что всякое разумное познание, включая научное, принципиально допускает возможность ошибки, однако это не делает разумное познание идентичным вере, так как в отличие от веры, необходимо догматичной, познание есть процесс: оно не останавливается ни на какой вере и даже ни на каком знании (которое тоже, как допускающее ошибку, есть в какой-то мере вера) и систематически исключает ошибки и повышает собственную достоверность. * * * Когда ошибается вера, виновата вера. Когда ошибается разум, виноват не разум, а его недостаток. * * * Что философия дает практике? – А что дает практика философии? * * * |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу