Подумалось, что... |
* * * Если нельзя, но очень хочется, то это порочность. Если нельзя, но иначе будет хуже, то нужно. Если неблагоразумно, но очень хочется, то можно. Если глупо, но очень хочется, – попробуй. * * * Польза – это обеспечение настоящей цели. Но настоящая цель – не польза, а радость (жизнь, радость жизни). Если польза не обещает никакой радости, это не польза. И если учат, что пользу надо предпочитать радости, то это должно лишь означать, что малую сиюминутную радость не следует предпочитать возможности серьезных радостей в дальнейшем. Если неблагоразумно, но очень хочется – то, возможно, вы неправильно понимаете пользу, именно как нечто самоценное. Тогда как польза от пользы – радость. Если овладевшая вами идея полезного губит всякую радость, ее надо отбросить. * * * Если человек систематически нечестен в мелочах, это значит, что в привычках и рефлексах совести у него нет – и, скорее всего, нет вообще. Мелочей в морали нет. Но есть ситуации, когда одно приходится предпочесть другому, и это другое мы называем мелочами. Мораль максимальна: все возможное должно быть исполнено. В самих словах «все возможное» и «максимально» уже содержится указание на то, что всего должного мы не всегда сможем исполнить, и тогда его придется поделить на главное и неглавное, и предпочесть главное… Не нарушить моральный закон, а исполнить максимально, – то есть, в случае необходимости, пожертвовав неглавным главному. Максимализм, в отличие от ригоризма, требует не всего, а максимума – в ясном сознании того, что, если всему придавать одинаковое значение, то не будет достигнуто ничего. «Оцеживайте» и «комара», если это не поведет к «поглощению верблюда». * * * «Найти принцип» – это чтобы можно было больше не искать, не думать, не сомневаться. Другими словами, избавиться от совести. Принципиальность бессовестна. Подлинная мораль принципиальности боится – хоть, может, и не так, как беспринципности. Добро выше принципа. * * * Все хорошее, что с нами случается, мы почему-то воспринимаем как аванс еще лучшего. Тогда как это, как правило – полный расчет. * * * Чтобы поймать журавля в небе, всегда надо выпустить какую-то синицу из рук. * * * «Сволочь», «негодяй» и т.п. – это для чужих, с которыми можешь не общаться или примерно их наказать. А у своих – «такой характер». Вроде как глаза – черные или голубые: уж какие есть, этого не выбирают. Не имеет значения, нравится вам этот цвет или нет. * * * Человек познается в его беде. Малодушие бывает жалко. Это не худший вариант. А бывает злобно и завистливо. * * * Неправильное суждение относительно единичного случая – это только ошибка. Настоящая глупость – это обобщение. Самая большая глупость и косность закрадывается между обобщением и частным случаем. А уж во всем, что касается такой сложной машины, как человек, частное из общего никогда вполне не выводится.
Истина конкретна. А уж добро – и подавно! * * * Точнее – значит глубже. Кто хочет быть глубже и не может, растекается по поверхности в ненужных подробностях. * * * Завистник ревнует всех ко всему. Ревнивец ревнует к особям своего пола, а всему остальному, что есть у партнера – завидует. Завистнику должно принадлежать все. В чужих руках он обнаруживает только пропажи. Ну и, естественно, злится и ненавидит. Завистник, видимо, отождествляет достоинство с обладаниями. А так как достоинство абсолютно, то ему должно принадлежать все, чем только можно обладать. От имущества до талантов. Все, что есть у других, по справедливости должно было бы принадлежать ему! – И он терзается сознанием несправедливости. Завистнику не хватает чего-то такого, чтобы можно было уж никому не завидовать! – Чего именно? – Может быть, его собственного бесценного Я? * * * «Любить, – изрек Экзюпери, – значит смотреть не друг на друга, а в одну сторону». Неплохо сказано, но и тут остается сомнение: а не тот ли это говорит, кто хочет определять за обоих, в какую именно сторону им смотреть? Быть вместе – это и значит по отдельности идти к одному и тому же. Деспот же понимает совместность как «за мной» и «как я». Любовь – это когда имеешь с другим много общего и еще видишь в нем кое-что непохожее, которое тебя восхищает!
* * * Долг – нравственность безнравственных. Отдал и свободен. Для злых людей долг – свят. С одной стороны, не чти они долга, гореть им в аду, и они это ощущают. С другой, именно определяемое как долг и указывает им те сферы, где можно быть злыми безнаказанно или даже с сознанием собственной праведности. Долг – последнее прибежище злого человека. * * * Люди ощущают информацию как собственность. Одни, сознавая, что она ничего не стоит, делятся ей особенно охотно, другие – если у них что-то спрашивают, хотя бы дорогу к метро – жмутся и дуются, будто у них что-то хотят отнять.
* * * Трусость или осторожность, скупость или бережливость, щедрость или расточительность, наглость или ответственная готовность полагаться на себя? Как получается, что достоинства и недостатки оказываются так друг на друга похожи?.. – Очевидно, что речь идет об одних и тех же свойствах, но, так сказать, разного морального качества. Будут ли то достоинства или недостатки, зависит от нас самих – от нашего морального роста. Не существует, кажется, простых обиходных слов для обозначения наших духовных качеств, не включавших бы в себя моральной оценки этих качеств – поощрения или порицания. И это создает иллюзию, будто мы состоим из достоинств и недостатков, странным образом оказывающихся, как замечают, продолжениями друг друга. Тогда как на самом деле «достоинства» или «недостатки» – лишь моральные оценки одних и тех же базовых свойств, проявляющихся в одних людях дурно (с вредом для других), в других – достойно (с ответственностью за других).
* * * «Доверять себе»? – А как же иначе? Разве, родившись на свет, не свою собственную жизнь ты обязан прожить?..
«Доверяй себе», в подлинном смысле этих слов: «удостоверяйся во всем сам». Не «будь некритичен», а, напротив: будь критичен. Не полагайся на чье-то мнение. Живи своим умом. «Доверяй, но проверяй». – «Доверяй себе»: здесь «доверяй» значит скорее – «проверяй». Не надо себе «доверять»! Зачем?.. Себя ты просто обязан допрашивать и дознаваться всей правды! А уж если нашел, что прав, – действуй уверенно. |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу