Подумалось, что... |
* * * Ничего не терпи до тех пор, пока все вокруг решат, что тебе это нравится. * * * Неприятная правда, которую говорить было необязательно, называется гадостью. * * * Мелкие гадости по-своему гаже крупных: крупные делаются хотя бы из корысти, мелкие – из чистой любви к искусству. * * * Подозрительность верит в зло, еще никак не доказанное, – тут она удивительно доверчива. «Отелло не ревнив – он доверчив». Ревнивец не любит, а именно ревнует – это его форма любви. Если Отелло убивает Дездемону, то уж, ясно, что Дездемону он не любит – ему важнее его право собственности на нее, чем она сама. Он мстит за оскорбленное право собственности. Любви, прозревающей в другом святое – то есть такое, что не может быть собственностью – для него не существует в принципе. Невозможно удовлетворить ни жадного, ни деспотичного, ни ревнивого. Порок требует пищи, насытить его раз навсегда невозможно. Так, ревность к особям своего пола – это только начало; не будет этого повода – появится ревность хотя бы (как поется в одной стародавней песне) – «к книгам, заседаньям и стихам» и т.д. Деспотизм, в пределе, хочет убить. Ревность, в общем, тоже самое. Путем полного поглощения. Повторю свою мысль, ранее уже где-то высказанную. – Самый пошлый тип ревнивца: такой явно или подспудно верит, судя по себе, в то, что каждый безусловно готов к измене, и остановить его можно только неусыпной слежкой и насилием. Подозрительный, скорее всего, нечестен. Ревнивый, скорее всего, склонен к изменам. * * * Часто повторяемое утверждение, что вечным в искусстве становится только то, что умело быть современным (классикой становится то, что отвечало интересам своего времени и т.д., в разных формулировках) – будучи очищенным от романтизма – боюсь, значит всего лишь следующее: если что-то в искусстве не стало модным хоть в каких-то кругах в свое время, то для будущих времен оно попросту останется неизвестным; если о чем-то не заговорят сегодня, завтра никто не потрудится это вспомнить; будущему времени все равно придется выбирать из того, что стало заметным сейчас, будь оно и хуже того, что заметным не стало. С Интернетом меняется характер известности и признанности (автора). Раньше ты становился известен (читаем, смотрим и т.д.), если был, вместе с тем, признан (авторитетен). Одного без другого не существовало. Теперь ты можешь быть в какой-то мере известен и при этом никем будто бы и не признан. То есть теперь для того, чтобы кто-то тебя ценил, тебе не обязательно обеспечивать на себя моду. Искусство, в последние полтора столетия, окончательно превращается в самодовлеющий пиар; все его произведения во всех жанрах – это только «перформенсы» (по-русски – публичные выходки). Не существует уже, для культурной публики, искусства писать, рисовать, лепить и т.д., то есть искусства в собственном смысле слова, а есть – все равно лепят ли, рисуют или пишут – одно лишь сомнительное искусство обращать на себя внимание… Подлинное же искусство можно лишь укрыть да сохранить – до лучших времен. И вот Бог послал компьютер и Интернет (сколь бы много плохого ни было с ними связано…). История искусства – это история того, что и когда в искусстве занимало публику, история художественных мод; но и что, в самом деле, может быть доступно историку, кроме этого? Не эта ли сфера и доставляет факты, которые удобнее всего находить, запоминать и пересказывать?.. Но Интернет дает шанс сохраниться искусству самому по себе. Раньше непризнанный художник мог выразить лишь надежду: мое время придет (мода на меня придет)! Теперь он может надеяться даже и на то, что вырастет в конце концов его зритель, независящий ни от какого времени (от мод). * * * Горькое и тяжелое, в этом мире, составляет нечто обычное, а невыносимое и больше того: непреложный закон. И сознание этого – единственное утешение… Если бы было предоставлено выбирать, никто в эту жизнь, на существующих условиях, прийти не решился бы. Но тех, кто уже в ней не своей волей оказался, жизнь, больше или меньше мучая, цепко держит в ловушке инстинкта самосохранения… а затем сама же коварно и жестоко покидает. Инстинкт самосохранения жизни заставляет нас хотеть жить. А смысл это делать, волей-неволей, мы должны придумать сами. * * * Свои лечебные свойства имеет сочувствие, и свои – равнодушие. * * * Пессимизм – это отчаявшиеся ум и доброта. Оптимизм происходит от равнодушия и недостатка воображения. * * * Надежда и вера вещи разные. На лучшее мы надеемся, а верится нам в худшее. * * * «Отчаянный» – значит «готовый действовать безо всякой надежды (чаяния) на успех дела». Тогда как в нормальном, не «отчаянном» случае к действию побуждает именно надежда. Отчаяние – уныние, и, между прочим, отчаянные действия (совершаемые без надежды на удачу) – могут быть не только героическими, но и также совершенно унылыми. Мы живем отчаянно. Кто уныло, кто героически, кто истерично, но во всех случаях – отчаянно. * * * Философствование: так мы будто пытаемся заговорить смерть. Философствование для жизни играет ту же роль, что психотерапия при лечении неизлечимой соматической болезни. И необходимо, и не помогает. * * * Всякий ответ на вопрос о смысле жизни должен быть скроен, по моему ощущению, по типу: «дело не в нас, а в… (тут сам ответ)». Он, перво-наперво, предлагает отвлечься от своего эгоизма. Далеко не каждого это может удовлетворить. «В чем смысл жизни?» – И интонация вопроса сменяется, с возрастом, с взволнованной – через испуганную – на недоуменную. * * * Без какой-то картины мира мы обходиться не можем, но только такой, в которой мы всегда оказывались бы в центре и правы. Можно представить, что не Луна движется вокруг Земли, а наоборот, – ибо Земля описывает относительно Луны тот же эллипс. Но слишком уж замысловатые траектории, относительно Луны-то, должны наворачивать в этом случае Солнце и прочие небесные тела… ну и пусть, если такая «Луна» – это я!.. Даже интереснее… * * * Пишут потому, что «не могут не писать», – графоманы. Писать надо, если не можешь не сказать. * * * «Люди сметки и люди хватки победили людей ума…», – и не суди, ум, теперь победителей, и не маши после драки кулаками… После драки – и правды больше не скажи?.. …Сначала справедливость бывает бита, а затем, если не хочет стать окончательно жалкой и смешной, должна еще и помалкивать. А еще лучше – расписаться в том, что сама была виновата и получила поделом. * * * Почему правду нельзя убить? А – уничтожить архивы, например?.. Конечно, шило в мешке не утаишь и какие-то улики по себе она всегда оставляет. Но тут на помощь неправде приходят всеобщая беспамятность и равнодушие. Ложь побеждает, а правда только не умирает. …Когда уже можно сказать правду, всем это становится неинтересно. * * * Искусство и мораль. – Проституция – это плохо, но Сонечка Мармеладова – святая. Вот чему призвано научить искусство. Во всем ему нужно «дойти до самой сути» – в данном случае раскрыть добро. Но обыватель и фарисей, конечно, так и понимают, что искусство учит: если Сонечка Мармеладова оправдана – как отпущена без наказания евангельская блудница – то этим оправдывается проституция! Обыватель по-идиотски осмысляет свободу искусства, и нынешнее псевдоискусство (то, что сделало себя неотличимым от публичных хулиганских выходок) вполне с ним заодно. * * * Обыватель по характеру своих убеждений близок к фарисею. Для того и другого форма заменяет дух. Различия же, во-первых, в том, что кодекс морали обывателя – общепринятое в его среде, кодекс фарисея – какие-то (исходно – религиозные) прописи; во-вторых, обыватель, в отличие от фарисея, не особенно напрягает себя никакими убеждениями. Обыватель в своей морали – стихийный и нерадивый фарисей. Фарисей – упертый догматичный обыватель. |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу