Подумалось, что... |
Александр Круглов (Абелев) Доброе намерение и добрый плодЕсли вы лежите, больной, один дома – очень может быть (часто бывает), что ваша кошка поймает и принесет вам мышь. У меня дома возможности изловить мышь, к счастью, не было, и мне кошка в такой ситуации притащила из кухни, из своей миски, кусок обжаренной в масле колбасы. Мурчала, мурлыкала по дороге в комнату тем особенным образом, каким кошки зовут котят, я не понимал, почему бы это, вдруг – прыг на кровать да и – шлеп этот кусок мне на грудь, перед носом, на чистое одеяло!
* * * Главный внутренний конфликт этики, как мне это представляется – это конфликт между приверженностью людей моральной норме в своих деяниях и приверженностью их моральной задаче, реальному доброму плоду деяний. Неукоснительная верность норме может и мешать достижению доброго плода и даже впускать в поступки настоящее зло, а обретение действительно доброго плода может потребовать и отступления от буквы священной моральной нормы, вплоть до святотатства. Первый вариант может быть назван нормативизмом, ригоризмом или фарисейством, второй – ситуативизмом, максимализмом или этикой Христа.
* * * Христос ратует за «добрый плод» деяния. Какой плод явится для ближнего добрым – это определяет не какое-то моральное правило, хоть и ниспосланное самим Богом, а – любовь (любовь-агапе): то есть такое отношение к ближнему, какого бы каждый пожелал самому себе. «Любви же не имея», все претендующее на добродетель – кимвал бряцающий или что-то такое, что следует только «срубить и бросить в огонь». То есть добрый плод есть результат доброго намерения, которое и первично, и существенно. Хотя они неразрывны, как дело делаемое и дело сделанное, но, насколько они (намерение и плод) все-таки вообще различимы, ценность морального поступка скорее определяется искренностью доброго намерения, чем фактической величиной доброго плода: последний зависит от слишком многих случайных и внеморальных причин. Безусловно именно намерение, плод же – имеет ценность относительную.
* * * Абсолютно – намерение. То есть абсолютно – намерение достичь доброго плода. Сам добрый плод, то есть осуществление доброго намерения – во многом продукт случайного и относительного в мире. Ценность намерения, в моральном смысле, абсолютна; ценность плода, в моральном смысле – относительна. * * * Ценность намерения (достичь доброго плода) абсолютна, ценность самого осуществившегося плода – относительна. Но судить о намерении со стороны слишком трудно, читать в душах может только Бог, тогда как судить об итоговом видимом плоде может каждый дурак. Вот поэтому-то, очевидно, и предпочитают говорить – о плоде. «Плод» – это сокращенное «искреннее и ответственное намерение, ведущее к реальному добру».
* * * О лже-добрых намерениях. – Вот, говорят, подлинный случай: лаборантка одного ученого, влюбленная в него, подтасовала результат его опытов – так, чтобы тому было приятно. И привело это к его самоубийству… – Вот, казалось бы, доброе намерение, приведшее к ужасному результату. – Но было ли это намерение действительно добрым? Очевидно, что любовное чувство лаборантки к ученому не включало в себя ни капли уважения к тому, что было для него так важно – то есть, значит, и к нему самому. Можно предположить и то, что лаборантка и не рассчитывала на его прочную любовь – союз, если бы и получился, то скоро распался бы, и на этот случай было готова и месть (вскрылась бы подтасовка)… * * * …Будто бы отец одного кавказского поэта, когда тот, совсем молодым, умер, сжег чемодан с его стихами: «горите, проклятые стихи, из-за вас я потерял сына!..»
* * * Знаю по меньшей мере три случая, когда родители уговаривали военкомов забрать их сыновей в армию, вопреки медицинским показателям – для того, чтобы те не женились по неразумной любви на неподходящих, с их точки зрения, женщинах. К счастью, все эти отпрыски остались живы, но для одного их них это закончилось тяжелой хронической болезнью. – То, что насилие над душой человека, плюс риск самим его существованием, никак не сочетается с добротой – и говорить нечего… * * * Истинно доброе намерение есть намерение начать и довести дело до доброго плода. В этой формуле, казалось бы, зазора между намерением и плодом нет. Этой-то формулы, на практике, и надо держаться; первый добрый импульс должен быть поддержан последующей ответственностью, и проблема несоответствия доброго намерения и доброго плода будет снята…
* * * «Намерение» есть «намерение плода», «плод» есть «плод намерения». Делать что-либо сознательно – например, делать доброе дело – значит делать это по некоторому замыслу, именно, намеренно. Не разрывает намерения – внутреннего расположения совершающего поступок – и плода поступка, конечно, и Христос. «По плодам их узнаете их», это так, но «плод» противопоставляется тут, ясно, не намерению, а фарисейской нравственности богопослушания, не имеющей в виду ни доброго плода поступков, ни тем более доброты намерения. * * * Претензия Христа к фарисеям – в том, что их этика богоугодности не есть еще этика добрых дел («плода доброго», в его терминологии).
* * * Поступок, его свершившийся «плод» – это только некоторое событие, благоприятное для кого-то или неблагоприятное. Собственно моральный аспект поступка – это намерение, – внутреннее расположение того, кто его совершил. * * * «Доброе намерение и добрый плод» и «цель и средства».
* * * Что «дорога в ад вымощена благими намерениями» – это все-таки неправда. Истинно благое намерение остановилось бы в самом начале этого пути, даже если бы в силу каких-то предрассудков или заблуждений и заступило на него. Правда состоит в том лишь, что несущимся в ад приходится энергичнее прочих убеждать других и себя в особой доброте своих намерений. * * * Действительно доброе намерение – не великое, не прекрасное, не благородное, а именно доброе – захочет ли воспользоваться злыми средствами? * * * «По идее», доброе намерение вполне оправдывает даже неудачный плод деяния! (То есть снимает вину за него.) Другое дело, что о действительной доброте или недоброте намерения, на практике, слишком трудно судить – ибо ни уверения того, чье намерение неудачно воплотилось, ни даже его собственная вера в исходную доброту своего намерения еще не суть доказательства. Вот если бы можно было достоверно доказать, что намерение было истинно добрым, то виноватого в дурном исходе – оправдал бы каждый. «Виноватыми», ясно, в этом случае были бы только обстоятельства, которых нельзя было предвидеть. * * * «Добрых дел не бывает. И злых не бывает. Бывают только добрые или злые намерения, вот и всё» (Марк Твен). * * * Богу важно только наше доброе намерение, как единственно безусловное и достоверное для Него, а реальность – ведь это всего лишь мир случайного (по крайней мере управляемого не нами).
* * * Бог будет судить нас по намерениям. Ему одному это вполне под силу, а мы обречены о чужих намерениях только догадываться, фантазировать и заблуждаться («чужая душа потемки»). Нам доступнее более грубый и приблизительный способ судить – по плодам. Март 2012
|
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Намерение, цель, средства, плод, последствия
в нормативной этике и в этике ситуативной
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу