Подумалось, что... |
Задайся вопросом, и удивишься. * * * Полезное – истина приятного. Что такое истина? – Это знание о том, что есть, независимое от того, как нам это нравится – и тем не менее важное для нас! То есть, хотя могущее быть и предельно нежеланным, но представляющее ценность. Истина сама есть и ценность, и модель всякой ценности: сколь угодно трудное, и все-таки нужное. Поверять истину на моральность – глупо, но поверять мораль на истинность – долг. Ценность – это самоценное для нас; а таковое есть Жизнь. На последнем отрезке жизни истинна (оправдана и ценна) любая иллюзия, помогающая человеку жить, спасающая от отчаяния. Так как жизнь и вообще ограничена, истинна в этом смысле и религиозная иллюзия. Но в целом задача сохранения жизни все-таки требует того, чтобы приятные иллюзии определяли наше поведение лишь там и постольку, где и поскольку истине это не мешает или она принципиально неизвестна. Так, пусть каждый безнадежно больной надеется на лучший исход своей болезни, но все-таки не забывает принимать нужных таблеток; пусть верит, кто может, и в бессмертие, но не забывает сам и не мешает другим устраивать достойную жизнь уже на земле. Всякая ценность – это некая, вполне объективная, моральная истина. * * * Обыватель хочет быть таким, как все, сноб – таким, как все в его кругу, оригинал – не похожим на всех. А личности только и надо, чтобы ей не мешали оставаться собой. Обыватель хочет быть лучшим среди одинаковых. * * * Плохой человек себя любит, а хороший хочет себя уважать. Подлость в принципе осуждаема всеми. Нет такого подлеца, который бы не возмущался еще большим подлецом. Все мы ненавидим подлость, превосходящую нашу собственную. * * * Эвтаназия – облегчение смерти, а не причинение ее. Если, конечно, сам умирающий расценивает этот акт именно так. «Естественной» смерти не существует, – вот что ужасно. В одном случае убивает зверь или человек, в другом – болезнь или старость. О том, как мы будем умирать, природа не заботится. Природа неистощима добра и изобретательна на помощь тем, кто может выжить, и совершенно равнодушна к тем, кто может только умереть. Смерть в наши планы не входит. Смерть не оставляет никакого утешения. Но она – условие, на котором мы приходим в этот мир. * * * Спор между разумом и верой – нелепость: в любом споре разум, по определению, не сторона, а судья. |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу