Подумалось, что... |
Всей правды о своих чувствах мы и сами не знаем.
Искренность с ближними – естественна, это и есть выражение близости: «искренние» ведь и значит «одного корня».
Откровенность человека с неприятными ему людьми – проявление той крайней степени неуважения к ним, когда уже перестают стесняться. С неприятными людьми, конечно, нужно быть честными, но откровенность с ними – попросту неприлична. * * * Вульгарными или утонченными можно быть только в игре, в лицедействе. К искренности ни та ни другая категории неприменимы.
* * * «Как мы думаем, так и живем»? – Мне так не кажется. Скорее, большинство из нас, если вообще всерьез думают – то, наоборот, так и думают, как живут: то есть в оправдание того, как живут (в оправдание своих потребностей, инстинктов и импульсов). Лишь некоторым свойственно думать более широко, глубоко и высоко; но тут, к сожалению, приходится констатировать, что в жизни и они далеко отстают от того, как думают… * * * Мировоззрение – дело вкуса! То есть отнюдь не произвольно: вкусов мы себе не выбираем. Определенное мировоззрение не может быть вменено никому ни в обязанность, ни в святой долг. Его нельзя и выбрать по желанию. Оно – это мы. Мировоззрение, мы сказали, не может вменяться человеку в долг. А – нравственность? – А нравственность и не мировоззрение, не дело предпочтений: она – разумный вывод, объективность. Если только понимать под нравственностью элементарное, оно же «золотое» правило (поступай с другими так, как хочешь, чтобы они с тобой поступали).
Предположить, что чье-то мировоззрение (которого мы не выбираем) включает в себя пункт: «меня вполне устраивает мой образ как человека, поистине заслуживающего отвращения, если мне это обеспечит какие-то материальные выгоды» – пожалуй, слишком трудно.
Впрочем, бывает и такое; люди с подобным мировоззрением называются подлецами, негодяями и т.д.
Подлец таким родился; что ж, его участь достойна сожаления, поскольку родился он, значит, для заслуженных наказаний. Которых ему разумнее избегать: быть нравственным хотя бы из страха. Религия – это мировоззрение, которое именно и тщится вменить себя в долг. Это возможно в случае, когда разум, идея объективности, еще не играют никакой роли в человеке: возможно с дикарем. С ним оно и оправданно, ибо и нравственность дикаря может быть только насильно поддерживаема, существовать в виде правил, вменяемых в долг. * * * Если никак не поймешь, что человек хочет сказать, попробуй догадаться о том, чего он сказать не хочет. * * * Жизнь приходится тратить всегда на то, что ее не стоит. И потому, проходя, кажется напрасной. …Особенно наглядно это показывает смерть. * * * Не беспокойтесь о том, что будет, – будет другое или не так. * * * «Понять – значит простить», и, значит, «нет в мире виноватых», и наказание ничем не отличается от преступления…
Виноватых, может, и нет. Но есть действия, которые не могут быть терпимы, и их называют преступлениями; совершение подобных действий называют винами, а меры по недопущению подобных действий – состоящие главным образом в причинении чего-нибудь неприятного тому, кто их совершил – заслуженными наказаниями… Совесть учит остерегаться обвинять других.
Мало кто умеет обвинять себя, а общество потому только и может существовать, что каждый умеет обвинять других. И что достаточно таких, кто, сам не без греха, вполне готов запустить в грешника камень. «Не пойман – не вор», и непойманные воры судят пойманных. «Царство Мое не от мира сего»: учение Христа не антиобщественно только потому, что оно вне-общественно, оно – касается лишь счетов каждой отдельной души с нею самой. * * * Недовольство жизнью, у вашей жены, выражается в недовольстве вами. * * * Верится скорее в худшее, поскольку мы в нем не чувствуем себя заинтересованной стороной. Но, как говорила Галина Старовойтова, мыслить можешь и как пессимист, но действовать – только как оптимист. Практика выдвигает лучшие предположения. Помогают практике лишь лучшие предположения – такой вот, у оптимизма, «критерий практики». То, в чем мы страстно заинтересованы, невольно толкает нас к самообману, – это так. Но сам факт страстной заинтересованности в чем-то есть тоже факт – свидетельствующий в пользу этого. «Истина – разновидность благого»? – Так мыслить – как будто считать, что целое (мир) можно запихнуть в его крошечную часть (в нас).
Объективность как свойство характера – в том, чтобы признавать факты, нравятся они нам или нет.
* * * Иллюзии были бы реальностью, если бы не разбивались о реальность. * * * «Очевидность»? Она побеждается другой очевидностью, и так до полной немыслимости!
«Очевидность» – за самым плоским материализмом.
Еще две-три человеческих жизни назад здравый смысл сказал бы, что все, чего нельзя пощупать руками – выдумки. И это же, по существу, и было сильнейшим аргументом против существования Бога. Наука продемонстрировала, что «невидимые силы» в мире существуют, и действуют, и с ними можно вступить в контакт и даже заставить себе служить.
Реальность от выдумок, конечно, отличается. Но материальное давно уже не «материально». Нет ничего, кроме материи? – Значит, вся она – одушевлена. * * * Мир так огромен, а мы так ничтожны? Так малы, что вряд ли можем иметь какое-то значение?..
* * * Когда время остановится, мы воскреснем: все станет раз навсегда. * * * Радость и удовольствие. –
Удовольствие – касается тела, это ощущение прибавления здоровья. Увы, тут тело может ошибаться.
Радость – ощущения прибавляющегося бытия. Само бытие, частица которого (называемая душой) была связана телом, и которое когда-то примет эту частицу обратно – знает только радость. * * * У исторических событий нет «центра» – разве что их «гуща». То есть те, кто их творит, еще меньше их понимают, чем сторонние наблюдатели. * * * Не надейтесь выяснить у ближнего, зачем он совершил то или другое. У него тоже на этот счет – только мнение, а не знание. * * * Чем очевиднее заблуждение философа и чем он в этом заблуждении последовательнее, тем он популярнее. * * * «Участвовать» – значит делать не то, что хочешь, и отвечать за то, чего не делал.
В каждом своем поступке я отвечаю за мир. Но это не значит, что я разделяю его ценности. Скорее наоборот, в большинстве случаев это значит – идти этим ценностям наперекор. Мир управляется глупостью и постоянно создает ситуации, в которых и нам поневоле приходится действовать, выкупая каким-то меньшим злом большее, – то есть – мир шантажирует нас; уступка шантажу не может составить нашего призвания.
«Царство Божие», которое «внутри нас есть» – то есть наше разумное бытие – «не от мира сего», конечно. * * * |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу