Подумалось, что... |
Неожиданное происходит постепенно. Мы говорим «вдруг» и тогда, когда изменения происходят медленно и явно. Например, старыми мы оказываемся «вдруг». * * * Сколько мелочей могут составить нечто важное? * * * Если дураков много, то, при условии отсутствия организатора, они, желая разного, по крайней мере ничего слишком ужасного не сумеют натворить; и в этом – если не ошибаюсь – состоит «коллективная мудрость». * * * Где корысть, где любовь? – Любовь рада все свое сделать общим. Но, значит, любовь – не взаимная корысть, а взаимное бескорыстие. «Давать», «брать» – без этого любовь не обходится. Но корысть тут ни при чем. Дающий дает все и для него это пустяк, берущий берет пустяк и для него это все. Корысть же – там, где встает вопрос «сколько?». Кормите собаку, и она вас полюбит. Но полюбит не за кормежку. Ибо полюбит так, что сможет отдать за вас жизнь… * * * Разбираться во всем невозможно, главное – не судить о том, в чем не разбираешься. Невежество – это судить о том, в чем другие уже разбираются, а ты нет. Есть вещи, которые надо просто знать, и есть такие, о которых можно только иметь мнение. Невежда – тот, кто самоуверенно судит о первых, и тот, кто не позволяет себе судить о вторых. * * * Все мы в этой жизни – утопающие, цепляющиеся друг за друга. Когда вам плохо, не хватайтесь за ближнего, как за соломинку – каждый соломинка и есть. Если можете притвориться, что вам хорошо, считайте, что вам хорошо. На самом-то деле – никому не лучше. * * * Деспотизму нет предела. Точнее, этот предел – лишить жизни, как самой возможности свободы, – и если такая задача все-таки не ставится, удовлетворения он не находит. Мужчине-деспоту нравится попирать справедливость. Женщине-деспоту нужно, чтобы ее несправедливость всеми была признана за справедливость. Насильно прав не будешь. Каприз – женская форма насилия. * * * Тщеславие – инстинкт стадный. Стадо хочет, чтобы особи хотели ему нравиться. * * * Отчуждение – это не когда что-то важное у тебя отбирают, а когда оно, оставаясь необходимым, становится постылым. Человек живет чем-то. Отчуждение – когда чуждым становится ему именно то, чем он живет. Отчуждение – это когда ощущаешь себя посторонним в своей собственной жизни. Отчуждению противостоит вовлеченность. Только и видишь, что людей, играющих не свои роли с превеликим увлечением. То есть, значит, притворяющихся – без отчуждения?.. Подлинных – в притворстве?.. Отчуждение – на зов подлинности. Но подлинность – бездна, где-то надо остановиться… Полная подлинность была бы нам самим невыносима: это было бы тотальное отчуждение. Ведь мы не бываем, не можем и не должны быть полностью тем, во что выливается наша жизнь, – «игра» необходима и естественна, лишь бы роли были нам по плечу и не надоедали. * * * Обыватель не верит в искренность необычного в людях, циник не верит в искренность хорошего в людях. И потому бывают, по временам, неразличимы. В чудеса обыватель верит – он не верит в нестандартное. Если ориентироваться на принятое, а не на свою голову – то логика, конечно, будет значить мало: вот почему обыватель, существо как будто приземленное, так легко верит в разные чудеса. Не верит он лишь в то хорошее, что лучше общепринятого; тут он скажет: «чудес не бывает!». В существование того в людях, что хуже среднего и принятого, обыватель конечно верит: на то и существуют стандарты, чтобы отрывать индивидов от их чисто эгоистических страстишек. Обыватель не верит лишь в то, что лучше среднего и общепринятого. * * * Чувство «мы» – это чувство: «меня много; я, стало быть, всемогущ и неистребим». * * * Бог – управа на неподвластное объективное. Божья воля – это объективность и есть. И с ней ничего не поделаешь. Религиозный подход лишь преобразует наши «это невыносимо, потому что бессмысленно» на «терпи, так нужно». Бог – для того, чтобы было кому обратиться, когда обращаться не к кому. Ритуал – для того, чтобы хоть что-то можно было поделать и с тем, с чем ничего не поделаешь. * * * Атеисты – это люди, которым легче не надеяться. Атеисты – это люди, которых иллюзии не утешают, а раздражают. Обманутая надежда – хуже, чем если б ее и не было; вот почему атеисты так злобно настроены против религии. А верующие, видимо, ощущают, что их надежда может продлиться до того самого момента, когда обман уже не вскроется… * * * Есть слишком много вещей в нынешнем обиходе, в возможность которых рационалист двухсотлетней давности не поверил бы. Сегодняшний рационалист должен мыслить так: да, слишком многое из того, что кажется невозможным, на самом деле может быть – но все-таки не все, что нам пожелается. Наука явила чудеса. Это победа рационализма или иррационализма?.. * * * Формальность – это определенность, которой подменили до конца неисследимую истину. Точность уходит в неопределенность. Вполне определенной бывает лишь приблизительность. Принципиальность – определенность, которой подменяют не что иное, как – совесть. Принципиальность знает не истину, она знает решение. * * * «Адекватные реакции» – у камня, который пинают ногой, – его поведение предсказуемо. Живые реакции – «неадекватные», и чем живее, тем неадекватнее. «Неадекватными реакциями» называются болезненные реакции: то есть адекватные болезни реагирующего, а не его интересам в данной ситуации. И они, по сути, гораздо ближе к механическим сверх-адекватным, чем к живым свободным реакциям. * * * «Тупой» – это такой, до которого ничего не доходит. Но, может быть, потому, что он до всего доходит только сам. В этом случае «тупой» – это «раздражающе-самостоятельный». «Тупой» – может быть и тот, кто «тише едет» но «дальше будет». Способных надо искать среди восприимчивых, а талантливых – среди тупых. …Во всяком случае, в какие-то моменты и в каких-то своих проявлениях талантливость выглядит именно тупостью. Всего талант достигает сам, в том числе и то, что до него достигнуто. И на этом этапе сильно уступает просто способным. Способный быстро взбирается «на плечи гигантов», откуда многое видно, талантливый же – всегда на своих собственных ногах, и выглядит, до поры, куда менее убедительно. Если талант – способность удивиться привычному, – он должен выглядеть глупо. * * * Широкий кругозор мешает протиснуться к благополучию. * * * Ошибается не любовь, когда внушает, что некий человек есть чудо; ошибается – привычка, для которой все люди «обыкновенные». Если любовь вас действительно назидает, вы застрахованы от разочарования. В своей любви обмануться невозможно. Разве что в иллюзии, что любят вас. * * * Всего, что следовало бы предусмотреть, не предусмотришь. * * * Предупрежден значит напуган. Не знал бы, где упадешь, может и не упал бы. * * * Обмануть честного человека всегда можно. Ибо все нормальные человеческие отношения зиждутся на доверии. От обмана не застрахован и подлец, потому что вовсе не доверяя общаться вообще невозможно. * * * Существуют объективно лишь факты, а истины – продукт нашего опьянения некоторыми из них, заставляющего прозревать за ними целую картину мира, – «истина в вине». Счастливы вы или несчастны, это в основном вопрос не столько объективности, сколько отношения к ней; так что не врет и вино – с ним беда в том лишь, что объективному оно навредит точно, а в остальном слишком ненадежно. В том, что вам хорошо, ошибиться невозможно. Не врет и алкоголь. Просто неизвестно, надолго ли хватит его правды. * * * Если вам плохо, стоит подумать – может, это вам только кажется. Если вам кажется, что вам хорошо, – вам хорошо. …Это такой «пессимистический оптимизм». – «Плохо» в сей хрупкой и конечной жизни – вопрос реальности, «хорошо» – вопрос отношения. Поэтому, если вам плохо, вы, может быть, еще ошибаетесь, например преувеличиваете. А в том, что вам хорошо, ошибиться нельзя. Если какое-то лицо нам кажется красивым, оно красиво. Здесь иллюзия не отличается от реальности. Примерно то же и с нашим отношением к жизни. Если нам удалось себя убедить в том, что нам хорошо, – нам хорошо. Плохо – это нормально. Хорошо – это чудо как хорошо! * * * |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу