Подумалось, что... |
«Уметь проигрывать» – имеется в виду проигрывать недостойному. То есть уметь делать вид, при этом, что все справедливо. Уступить достойному значит не проиграть, а проявить уважение, может и восхититься. * * * Никогда ничего не просите. Это стыдно. * * * Каждое ваше сказанное слово может быть использовано против вас!.. А многие ваши несказанные – против других… * * * Нельзя наплевать больше, чем просто наплевать. * * * Лучше быть одиноким, чем лишним. * * * Каждую женщину трогает сочувствие. Но не каждую, увы, именно ваше… * * * Лучше всего понимаешь то, чего тебе не хватает: понимаешь, что это для тебя значит. * * * Бывает ли так: вам кто-то симпатичен, а он вас, оказывается, терпеть не может? * * * Лицо правосудия – это лицо мести, причем мести холодной, не непосредственной, которую мог бы разделить наблюдатель; красивым оно быть не может. Ничего не поделаешь. * * * Рецептов хорошего поступка нет. Есть некоторые правила, но и они для каждого отдельного случая – очень приблизительные, а иногда и негодные рецепты. Не может быть рецептов, как рисовать хорошие картины, нет и рецептов, как совершать добрые поступки. Вот возражение против ситуативной этики (каковой она и должна быть, по нашему разумению). – Нравственный поступок, совершаемый не ради долга самого по себе, как в традиционной этике, а, как в ситуативной этике, ради ближнего самого по себе, приобретает как будто бы характер благодеяния ближнему, характер жертвы, – а всегда ли нам нравится получать жертвы и благодеяния? В обычном случае мы сами предпочли бы, чтобы нравственность ближних по отношению к нам ограничивалась только должным. Не ситуативные решения надо рассматривать как какие-то исключения из нормативных – а прямо наоборот, нормативные как исключения из ситуативных. – Подлинная этика, совесть, решает свою задачу для каждой отельной ситуации – и лишь в случае полной неопределенности последствий вспомнит о норме. Пока не видно цели, сориентируется на общее приблизительное правило. Если действительно не знаешь, как поступить лучше, и если (другой вариант) все равно, как поступить – вспомни о правиле. Ситуативная этика, с Христом, «не жертвы хочет, а милости». Не дани долга, а естественной доброты. Поскольку же «милость», оказанная другим, уже не «жертва», а твоя собственная воля, то она и не обязывает их благодарностью. Ситуативная этика – взаимная доброта и взаимная благодарность, как лучшая среда для доброты. * * * Эмпатия есть большее, чем должное, она – естественное. * * * Цену узнаешь, когда заплатишь. * * * Начальники и нахалы, в знак благоволения, чего-нибудь просят. * * * Бывают, конечно, и исключения, но большинство – как большинство, и хочет таким быть. Люди-исключения верят в исключения, и глубоко правы в этом – ведь исключения случаются, они это знают по себе… Но в большинстве случае эти люди, как и должно быть, попадают впросак. * * * Меньшинство – тоже стадо, и скрепляется стадностью сугубой. Что и называется снобизмом. Снобизм – стадность высшей пробы. * * * Обычно наши достоинства поддержаны в нас сознанием того, что это – достоинства. Тем, что мы себя за них уважаем. Но в некоторых людях их достоинства никак ими самими не поняты – и вызывают тем большее восхищение! – Так, добрые люди из тех, которые именуются «простыми», часто стесняются своей доброты, досадуют на нее… Есть люди, которые не хотят вписываться ни в какое стадо, а есть такие, что и хотели бы, да не могут. Трогательный недостаток, выдающий личность – похожий на талант! Некоторые достоинства суть только востребованные недостатки. Некоторые недостатки суть только гонимые достоинства. Минус на минус дает огромный минус! Тщеславие губит достоинства и делает губительными недостатки. * * * Отсутствие честолюбия – неуправляемость. Отсутствие тщеславия – неманипулируемость. Никто не бывает склонен потакать чужому тщеславию, и все-таки тщеславный, при достаточном упорстве, своего добивается; одно преимущество у него есть – все по крайней мере знают, как ему угодить. * * * Экзистенциалисты требуют от меня «вовлеченности в ситуацию». Если б они требовали – предельного понимания ситуации, в которую я оказываюсь вольно или невольно вовлечен, – я бы конечно согласился. Но понимание скорее исключает вовлеченность, чем предполагает ее. Ибо – как можно быть полностью вовлеченным в ситуации, абсолютное большинство из которых, на большую часть, образовано элементарной людской глупостью? Ситуация и есть – всего лишь ситуация, могущее быть или не быть, или быть такой или иной; то есть ситуация – и значит «все то, что не Я». Не ситуация во мне, а я в ней. Моя задача – остаться в ней собой. Назовите это, если хотите, самоотстранением. …Да, именно так! То, чего в большинстве случаев требует подлинная этика – ситуативная этика – это выбора из нескольких неизбежных зол. Ну, скажем, вы лжете негодяю во спасение его жертвы, потому что не в силах противостоять ему силой; или, скажем, стреляете в него, чтобы он не выстрелил в невинного, и т.д., и глубоко правы в этом! – и что же – вы чувствуете себя в эти моменты именно тем человеком, каким хотели бы быть?.. так-таки ощущаете свою «подлинность»?.. нет, вы чувствуете отвращение или ужас. Не «вовлеченности» в ситуацию требует подлинная этика и подлинное Я, а, когда «припечет», борьбы с ней. Подлинная жизнь именно и страдает недостатком вовлеченности в жизнь реальную и, как следствие, оказывается подчас унылой… Хорошо лечит, от недостатка вовлеченности, увлеченность: творчество. * * * Если бы людей, в массе, можно было вразумить, ими не надо было бы управлять. Если вам нравится управлять – то есть, если вы по призванию политик, – вам, значит, нравится людей дурачить. Манипулировать – насиловать хитростью. В политике вольготно дуракам и тем, кто хочет дурачить (манипулировать человеческим множеством). Кстати, последние – тоже, в общем, дураки. У умных более высокие интересы. Бытие, может быть, бессмысленно – и это вызывает трепет. В теории, глупость самоэлиминируется – глупость есть то, чего нет. Бессмыслица и глупость – вот то, из чего состоит называемое в обиходе «жизнью», так что подлинная жизнь, та, которая без кавычек, вынуждена идти «жизни» параллельно… …Глупость, как всегда, восторжествовала, и проигравшим остается лишь искать в этом высшую мудрость. Что нам полезней: смириться перед превосходящей силой глупости или вести с ней заведомо проигранную борьбу? Все действительно для обывателя действительно разумно: надежды, что он станет выше, нет… Но это не значит, увы, что оно ему действительно полезно… «Все действительное разумно»? В наше время мудрецу пришлось бы дополнить этот тезис обоснованиями того, что сия разумность все-таки не приведет к апокалипсису. Чудеса природы превосходят наше разумение – потому-то, чем разумения в человеке больше, тем больше и его удивление… Самая большая проблема бытия – бессмыслица. |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу