Подумалось, что… |
* * * «Больше радуйтесь, меньше заботьтесь»: больше радуйтесь тому хорошему, которое имеете, чем заботьтесь о том, чего вам не хватает. (Умейте ценить то, что имеете.) * * * Беспечность дается юнцам, а нужна старикам. * * * Нытики оживляются, только когда кого-то осуждают. * * * Упрямство – уродец воли. * * * Любовь нельзя купить! Дарите, и (может быть) подарится вам. * * * Любовь нельзя купить! Ее надо пытаться вырастить. * * * Ни одна проблема, как сказал Эйнштейн, не решается на том же уровне, на котором возникает: она требует перехода на уровень выше. – Примерно то же и с проблемой смысла жизни. Только эта проблема осложняется тем, что подозрительно легко решается переходом на уровень ниже… * * * «Вот воробышки увидят, что ты себя плохо ведешь, полетят к маме на работку и все ей расскажут». * * * «Права» – это те возможности человека, которые естественно признает каждый, кому совесть не позволяет ощущать себя насильником, и которые закон, поддержанный полицейской силой, призван защищать от бессовестных. «Неотъемлемые права» – они же «естественные» – это такие, которых нельзя лишить человека, не подавив этим саму его природу, «естество», – то есть не став насильником (в какой-то мере убийцей). «Права» – это, как кажется, сокращенное «права членов того социального партнерства, которое являет собою государство». «Права человека», или, что то же, «неотъемлемые» или «естественные права» – это те из прав, которые, по нашему разумению, обязано признавать всякое не-тираническое государство. «Неотъемлемое право» – то, которое обязано признавать любое партнерство, в которое мы вступаем, всякий “contrat social”, любая власть в обществе; если же они их не признают, то выход из это партнерства, силовое сопротивление организующей его силе – власти – справедливо, оправдано. Отношения людей, вообще живых существ – либо война, либо договор (либо, третий вариант, – любовь, эмпатия, – но это тема особая). «Неотъемлемые права» – это пункты, a priori входящие в любой договор, то есть без которых никакой договор немыслим, а наличествует – война. «Какие могут быть права у саламандры?» – вопрошает нобелевский лауреат Уотсон, не признающий прав подобного рода (и кажется себе убедительным). – Можно ответить: разумеется, и саламандра, и еще менее организованные существа рождены со склонностью поддерживать свою жизнь и это их божественное (как божьих тварей) право. Другое дело, что это их право не поддержано никакой полицейской силой – и борьбе более сильных тварей с саламандрами ничто не препятствует. Если Уотсону захочется уничтожить саламандру (создать-то, хотя бы саламандру, не в его силах, зато в его силах ее убить, это много-много легче) – если ему пожелается уничтожить ее «за просто так», с него никто не спросит, сам он никаких угрызений, в силу неспособности к таковым, не почувствует, и это создаст в нем иллюзию, что права на жизнь у саламандры вовсе нет. Но это все-таки иллюзия. |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу