Подумалось, что... |
Элемент – простейшее, оно же – воплощающее тайну. Ибо объяснить – значит разложить на элементы (и увидеть их связь), но как объяснить сами элементы? Элемент – предельно частное и постольку предельно общее: на что нельзя посмотреть иначе, как в общем, потому что на части мы его уже не способны разделить. Элемент неопределим, на него можно только указать – назвать. Всякое целое распадается на элементы; а элементы, видимо, уже неисчерпаемы. Это – то, перед неисчерпаемостью чего наш разум останавливается, в бессилии. Если элементы (неделимости) существуют объективно, они – субстанции, и значит субстанции множественны. А если элементы – лишь условности, пограничные знаки наших аналитических возможностей, то субстанция – как Бог у Спинозы – едина. Элементарное – такое, что остается только понять, потому что разъяснять это далее невозможно. Элементарное – то же, что аксиоматическое, – очевидное недоказуемое. Ум понимает сложное, мудрость и гениальность – элементарное. Гениальное элементарно. * * * Эмансипация – это женское движение против пережитков патриархата. Эмансипация – это нежелание женщины смириться с навязываемыми традицией половыми социальными ролями – наполовину патриархальными и дискриминационными, наполовину естественными – а, соответственно, наполовину справедливое, наполовину нелепое. …К примеру, одна сторона (мужчина) «выбирает» другую (женщину), и не наоборот, то есть одна роль активная, другая пассивная – и это может казаться дискриминацией; однако «выбираемой» стороне должен быть этот выбор желанен и потому, обычно, этой же стороной и предопределен, – следовательно, по существу нельзя сказать, кто кого в действительности выбирает… Но по форме все так и должно оставаться, ибо эта форма – в наших инстинктах. Иначе, как правило, ничего хорошего не получается. Как будто неравноправная социальная роль – она же естественная половая. В «войне полов», женщина лучше мужчины вооружена психологически – так оно сложилось, видимо, в ходе эволюции, при необходимости для женщины выживать в условиях физической зависимости от мужчины; потому, как только под натиском культуры власть грубой силы отступает, мужчина, как правило, оказывается в полной власти у женщины… На этом фоне эмансипация – борьба за одинаковость во всем – на руку скорее мужчине. …Зачем им равноправие, когда у них власть?.. Любая социальная роль (в частности мужская или женская) не может лишать человека прав – но каждая накладывает свои обязанности – и, скорее, дает свои привилегии. * * * Эмпатия – это стимулирующие друг друга сочувствие и понимание ближнего, которыми определяется и соответствующее – в высшем смысле слова нравственное – поведение по отношению к нему. Эмпатия – сочувствие другому человеку через понимание его, и понимание другого через сочувствие к нему, плюс естественно вытекающая из этого тандема человечность – невозможность не учитывать его интересы. Жестокость есть упоение властью, своей возможностью подавить чужую волю вплоть до последнего предела, и, соответственно, есть упоение несочувствием (антоним эмпатии), – и вот, как ни страшно это наблюдать, для слишком многих она тоже заразительна (толпа, наблюдающая за дракой, всегда на стороне побеждающего…). – Назвать ли сочувствие насильнику тоже – «эмпатией»?.. Эмпатия – это сочувствие понимающее, то есть сочувствие по истинной шкале чувства, в которой абсолютна воля живого к сохранению жизни, и важность всего прочего определяется степенью отношения к этому абсолюту; соответственно, она – сострадательность. Эмпатия – это и есть человечность. Подлинно нравственное (человечное) отношение к ближнему строится ни на чем ином, как на сострадательности. Действительно: чем менее приходится ближнему, буквально, сострадать, тем менее мы ему обязаны вообще каким-нибудь отношением, а в основном должны воздерживаться и от всякого участия в его судьбе – уважать его свободу… Добрый человек сочувствует и тем, кому в общем лучше, чем ему самому. Они ведь не виноваты, что ему еще хуже… * * * Призвание писателя – «виждь и внемли»; «пиши» – это призвание графомана. Талантливый писатель далеко не всегда, буквально, «графоман». «Не может не писать» графоман. Писатель остается писателем и тогда, когда не пишет. Писать свое имя на видных местах – начало графомании. Страсть оставить именной след, все равно какой. Бездарность есть удивительная способность делать то, чего не умеешь, и радоваться результатам. Талантливый в своих произведениях умнее себя, бездарный – глупее. Бездарность есть форма самовлюбленности: когда человеку все, что от него исходит, кажется тем самым прекрасным. (Благодарю за подсказку Л. Облога). Когда вступает в дело стихия творчества, она сметает сознательность, опыт, критицизм – и это та пропасть, которую перелетает талант и в которую рушится неталантливость. Призвание? – Это дело, в котором вполне являешься самим собой. А следовательно, перед своим собственным судом, не можешь делать кое-как. Талант – это призвание. Призвание – это перфекционизм. Призвание – это сила, которая требует от тебя лучшего в том, что тебе свойственно. Существует, собственно, не призвание, а обостренная ответственность перед собой. Она-то и заставляет, во-первых, упорно искать дело тебе одному свойственное, а во-вторых – и неотделимо от этого – добиваться в этом совершенства. (Благодарю за подсказку Л. Облога). * * * Когда случай выпадает счастливый, мы верим, что это восторжествовала справедливость. |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу