Подумалось, что... |
Субъективность – специфическая глупость эгоцентризма. Объективность (черта характера) – это степень духовной взрослости. То же и справедливость, объективность моральная. Между субъективностью и объективностью помещается «как все». – Субъективный судит не так, «как все», а как ему нравится. Объективный не судит, «как все», а ищет объективную истину, способную и очень ему не нравиться… Субъективность – «когнитивная безответственность». Инфантильность – это эгоцентризм: одновременно пережиток исходного психического примитива и ее, инфантильности, философия. Инфантильность: ответственность за меня и мои поступки лежит на других (как в детстве она лежала на взрослых). Младенчество – это пора, когда существа более значительные (взрослые) служат, угадывая пожелания, существу менее значительному (мне). Вот первое и сильнейшее антипедагогическое впечатление, которое получает явившийся в мир человек, а все последующее воспитание сводится по существу к тому, чтобы нейтрализовать его последствия. Эгоцентризм и стадность прекрасно сочетаются. Ибо эгоцентризм, как неспособность к объективному восприятию мира, есть неразвитая сознательность, а в подсознательном царят инстинкты и в их числе инстинкт стадный. – Но это, так сказать, «биология», а «логика» здесь видимо такая: «если все эти мои образы и подобия, называемые другими людьми, чего-то определенного хотят – то, очевидно, это значит, что Я этого хочу». «После меня хорошо бы потоп.» Всякое благополучие относительно, и чтобы его оценить, надо только отречься от идеи, что ты – абсолют. Категории инфантильности и эгоцентризма, так сказать, параллельны; противоположность инфантильности – взрослость; противоположность эгоцентризма – интеллигентность. Я эгоцентрика по отношению к другим Я – видимо, бог, но жалкий, униженный, бессильный; бог по праву, но не по возможностям… Зато уж по мере возможности он своим правом пользуется без ограничений! Эгоцентрик – он и в бескорыстии эгоцентрик. Это бывает видно по его безжалостной манере расставаться с ненужным. Для эгоцентрика «утраты» – например, близких – только «потери», в общем то же, что ущерб имуществу. Свое страдание по их поводу у него не увеличивается на сострадание. Его «жалко» – видимо, от «жадко»: не боль за другого, а только, именно, задетое чувство собственности. Сострадание безутешно. Вот счастье эгоцентрика: он этого не ведает. Эстетизм эгоцентричен. Воспринимать мир исключительно в качестве моих (моего Я) впечатлений – это ведь и есть эгоцентризм. * * * В жалобах – либо скрытая просьба, либо скрытое обвинение… либо только желание наказать ближнего за то, что ему лучше. * * * Реальное есть часть возможного, а может быть и объективного. Мы живем в реальном мире, а математика – в объективном. * * * Экономика – это товарно-денежные отношения как математическая наука, возможная потому, что факторами альтруизма и нестяжательства, способными спутать расчеты, можно пренебречь как статистически несущественными. Если бы рыночные цены определялись совестью, а не тем максимум, который при всякой данной ситуации можно запросить за товар, науки с именованием экономика не существовало бы. И даже, как это отчасти доказала «экономика социализма», не существовало бы и самой экономики. «Экономический человек» не только совершает поступки, но и мнения имеет те, которые ему иметь выгоднее… И он же – среднестатистический… * * * Существовать – значит проявлять свое существо, проявлять сущность. Каждый акт самоопределения – это акт свободы, или выбор. В каждый данный момент неживой предмет существует единственно возможным для него способом, выражающим его сущность. «Камень, он и есть камень». Живое отличается свободой: то есть тем, что его существование определяется сущностью не однозначно. Задача существования – бороться за сущность. Сделать или «выбрать» ее, конечно, невозможно. Я, вне своих определенностей, неопределимо – свободно. Но принимаемые им определенности не произвольны. Пустая свобода Я в процессе его самоопределения в мире сменяется свободой оставаться собой или лгать против себя. Я есмь, а в мире только реализуюсь (или нет). Меня в мире нет, пока я себя чем-то в нем не сделаю, но это не значит (как полагают дети, истерики и экзистенциалисты), что все, чем я себя сделаю, и будет – Я. Есть внутренняя реальность, моя сущность, относительно которой моя свобода позволяет ошибаться – но – так это и обнаруживается – ошибаться не бесконечно. «Выбирать себя» – это значит только отказываться от чуждого себе. А звучит так, как будто – «притворяться тем-то или тем-то». Быть постоянно неожиданным – это ведь тоже – роль, и причем заведомо фальшивая. Быть постоянно собой – значит не играть никаких известных и признанных ролей, не быть социальной функцией, а действовать от собственного лица, оставаться во всем живым, – и потому никогда вполне не предсказуемым. Если я свободен делать себя, каким пожелаю (как полагают экзистенциалисты), – то, видимо, свободен и делать свои мнения. Свою персональную истину, своего бога… * * * Сумма власти и эксплуатации в обществе – константа. Если попытаться устранить эксплуатацию (такая попытка называется социализмом), то безмерно вырастает власть, то есть полный социализм равен тоталитаризму. А если урезать власть, оставив место правам человека – возрастает эксплуатация. Эксплуатация – это паразитирование сильного на слабом. Эксплуатация слабым сильного – паразитирование в собственном смысле. * * * Секрет – это когда истина известна одним и не говорится другим. А существуют секреты, когда истина как будто известна всем и не говорится никем. Разглашать их – либо глупость, либо подвиг. …Пришло время сказать то, что всем известно. Правда есть неудобная наивность. Всей истины люди знать не могут. Всей правды люди знать не хотят. |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу