Подумалось, что... |
Философия – это жанр художественной литературы, который ближе всего можно определить так: авторские ремарки, прямое изложение позиции автора. Философская система – это авторская мифология, религия, идеология или рисующее картину мира беллетристическое произведение, в форме логически связной научной теории. Философская система – дорисованная до целого картина видимого и доступного нам мира. Все, что мы можем знать о видимом – это физика, все, что остается довообразить – метафизика. Мы в мире – работники. И есть работники, которым достаточно знать, что делать, и есть такие, которым важно сверх того знать, зачем. Последние – это «философы». Если не философствовать – значит, жить ради маленьких преходящих радостей да из-за большого страха перед смертью. Философы живут для смысла. Обыватель для философа – еще не вполне разумное существо. Философ для обывателя – точный
синоним пустослова. Польза – это способствующее существованию. Чего мы вообще хотим от жизни? Пользы, удовольствия или смысла. Обыватель – пользы, эстет – удовольствия, философ – смысла. Если смысл – это только польза, как в то верит обыватель, то философ ищет пользу от пользы. Обыватель потому презирает философию, что уже имеет ее: нет смысла, кроме пользы, о ней и думай. Обыватель – «позитивист не-философ». Позитивист – потому, что вопрос об истине самой по себе для него – «псевдовопрос»; что разум, по его убеждению, дан природой как инструмент приспособления к миру, а не познания его; и что мыслить – значит только искать пользы. Не-философ – потому, что сама потребность привести свои взгляды в непротиворечивую систему уже есть потребность истины, а у обывателя, как позитивиста от природы, этой потребности не должно быть вовсе. Философия вдохновлена несбыточным идеалом постичь – не что-нибудь, а безотносительный смысл всего! – «ценность-в-себе»… Моя философия – это такая картина мира, в которой я оказываюсь прав. …Но что же это значит, что человеку так важны ответы на бессмысленные (нерешаемые, вечные) вопросы? Ответ чисто психологический: он хочет чего-то невозможного. Основной вопрос философии – религиозный: «зачем все это»? Философия – это религия, переставшая быть таковой, поскольку разрешила себе думать и сомневаться. Самоанализ – дело философское. Обывателю важно не «я», а «мне». Философия – это попытка Понять Самое Главное. Философия – это то, что интересно в любом интересном. Это квинтэссенция всякого познания (а наука – его «сухой остаток»). Если бы философия была наукой, жить было бы незачем. Главное дело жизни каждого оказалось бы не его личным делом, а профессиональной обязанностью специалистов. Философия тщится создать доктрину, в которую можно было бы верить, но в итоге – и в этом ее главная польза – научает не верить ни одной. * * * Ни для чего не возникает ничего. * * * Урок – это польза от вреда. * * * Собирательный образ современной публики: 13-летний шалопай, взбесившийся от отсутствия серьезных интересов и неудовлетворимого полового инстинкта. * * * Хорошо бы стать на 20 лет моложе, но совсем не хорошо – вернуться на 20 лет раньше. Как переделать заново всю эту работу жизни, что делал 20 лет. * * * Благотворительность – добрая блажь. * * * Или «никогда ничего не просите», или уж – с ножом к горлу. «Никогда ничего не просите», каждому приятней осыпать кого-то милостями, чем просто выполнить просьбу. * * * Относитесь к иноверцам так, как хотите, чтобы они к вам относились. * * * Очевидное необъяснимо. * * * Формальное – это общее в частном, которое только и берут в расчет, имея дело с этим частным. * * * …Нет, подлинное искусство никогда не занимается изобретением подходящей «формы» для
какого-то готового «содержания» (которое можно было бы изложить, например, в философской или
социологической статье); скорее, оно занимается только прояснением «содержания», вплоть до его
эстетических пределов – единственно возможной его «формы». «Содержание» произведения искусства, которое можно изложить словами – это, скорее, его
форма, и во всяком случае не суть. К искусству (не прикладному) как социальному институту следует относиться так же, как к фундаментальной (не прикладной) науке: нельзя требовать от него общепонятных и ожидаемых «полезных» результатов и бессмысленно предъявлять к нему моральные требования. Результаты будут, если их не планируешь, а что до морали, то ведь не истины следует проверять на моральность, а мораль на истинность. * * * Внешность обманчива, в этом ее назначение. Форма – то в сути, что может ее раскрывать и может прятать. Формализм – односторонность; та сторона, которую он соглашается видеть – внешняя. Ничтожество всегда старается выглядеть значительно, и убеждает дураков. …Что бы они ни делали – они делают вид, и за лицевой стороной у них не содержательная сторона, а сразу изнанка. * * * Вежливость должна держаться формальностей, а потому в близких отношениях бывает и бестактной. * * * Утопающая сущность хватается за видимость. Притворись, что не тонешь, и не утонешь. * * * Формализм – это жесткое именование принципиальности и мягкое именование ханжества. Формализм – это когда за тебя действует долг, а сам, подобно Пилату, умываешь руки. Что добро? – пучина сомнений. Что долг? – это когда не колеблешься. Если ваша моральность начинает приносить вам удовлетворение – что-то не так: рассчитаться с совестью можно лишь формально. Формалист разрешает себе ничего не чувствовать на законных основаниях. «Трудно быть добрым» (говорили древние); проще – быть моральным; еще проще – принципиальным. Совесть – это содранная кожа, принципиальность – броня. Принципиальный пойдет на любые жертвы, лишь бы не затрачивать душевных усилий. «Поза» – формализм, вошедший в азарт. Формализм бывает тупым, азартным и фанатичным. Загнанная глубоко в подсознание совесть делает формализм маниакальным. Формализм – унылый фанатизм. Фанатизм – формализм одержимый. Моральный формализм – какая-то моральная неталантливость. Но часто, увы, упорная и тщеславная. Формализм – великая легкость; для всех жизнь представляет собою задачник без ответов, а у формалиста в руках, напротив, листок с ответами. Опаснее всего человек тогда, когда прав. За то, чтобы всегда чувствовать себя правым, можно и душу продать… что формалист и делает. Сделать что-либо «формально» – значит «чтобы только отделаться». И именно глубинное «чтобы отделаться» составляет секрет таких превращений формализма, как догматизм, рьяная принципиальность, фанатизм. Отделаться здесь хотят от сложности жизни. Но если обычное «чтобы отделаться» подразумевает «кое-как», то «чтобы отделаться» фанатика – «пойти на все». Фарисейство – фанатичный формализм, породнившийся с лицемерием. * * * |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу