Сто лет Московского механико-машиностроительного института им. Баумана. 1832–1932 : [Юбилейный сборник] / Ред. совет: А.А. Цибарт, П.В. Журавлев, А.М. Аравин, А.И. Фоминых. – Москва : Госмашиздат, 1933 (с. 155–176)
 

Л. Леонидович

МММИ в борьбе за первую пятилетку

В ОБСТАНОВКЕ РАЗВАЛА ЭКОНОМИКИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН, ПРИ НЕБЫВАЛОМ РОСТЕ В ЭТИХ СТРАНАХ БЕЗРАБОТИЦЫ, НИЩЕТЫ, ГОЛОДА – ВЫПОЛНЕНИЕ ПЯТИЛЕТКИ В СССР НЕ В ПЯТЬ, А В ЧЕТЫРЕ ГОДА (ТОЧНЕЕ, В ЧЕТЫРЕ ГОДА И ТРИ МЕСЯЦА) ЕСТЬ ФАКТ, НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩИЙСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ.

Январский пленум ЦК и ЦКК ВКП(б)

 

Дореволюционной формации высшие технические учебные заведения были слабо связаны с хозяйственной жизнью страны. Для получения прав высшего образования практическое общение с производством на протяжении всех лет учебы не считалось обязательным. На школьной скамье полагалось изучать прежде всего теорию, к практике на заводах относились пренебрежительно. Она ограничивалась летними месяцами, и на нее смотрели почти как на экскурсию, тогда как требования к знанию теоретических дисциплин предъявлялись очень высокие. Неудивительно поэтому, что дореволюционное студенчество было очень не плохо осведомлено в области теории, а практике они доучивались уже на заводах в качестве инженеров.

Эта разобщенность теории и практики характеризовала и профессуру и научно-исследовательские учреждения высших технических учебных заведений. Профессура годами преподносила студентам какую-нибудь привычную и удобную, как старый выслуженный мундир, техническую проблему, давно пережитую производством. Теснее было связано с производством МТУ, но в большинстве технических учебных заведений культивировалась пресловутая «чистая наука», которая была характерна для общих путей развития научной мысли в царской России. Это наложило отпечаток и на исследовательские работы дореволюционных втузов, носивших отвлеченный, чисто учебный характер, и на подготовку таких студентов, которые бывали на производстве в качестве наблюдателей, учеников, а никак не организаторов. Дипломы готовились тоже по каким-либо старинным образцам и, исполняемые со всей тщательностью в течение долгих месяцев, складывались в архив. Реальное проектирование не практиковалось все по той же причине – втуз ни в малейшей степени не питался интересами производства.

Высшая школа была недоступна рабочим, они встречались в ее стенах только как исключение. Во втузах учились дети дворян, купцов, заводчиков, фабрикантов, духовенства, и этот социальный состав, как и социальный состав профессуры, выходцев из того же дворянства, буржуазии и духовенства, определял собой политическую физиономию высшей школы, связанной всеми социальными корнями с помещичье-буржуазной Россией. Это же определяло и то, что по самой социальной природе своей высшая школа не могла быть тесно связана с производством и стояла от него на почтительном отдалении.

«Ближе к производству!» – так сформулировала партия задачи советской высшей технической школы, и целый ряд партийных решений о подгтовке кадров наметил новые пути развития высшего образования в СССР. Решения июльского пленума ЦК ВКП(б) (1928 г.) о высшей школе, а затем и решения ноябрьского пленума (1929 г.) со всей ясностью указали пути подготовки кадров для социалистической промышленности.

«Нынешний период остро ставит в связи с новыми требованиями вопрос не только о количестве, но и о качестве специалистов, – сказано в решениях ноябрьского пленума. – Развитие промышленности и сельского хозяйства на основе последних достижений мировой науки и техники, коренная перестройка всего производственного аппарата, сложность происходящих социально-экономических процессов в условиях борьбы между социалистическими и капиталистическими элементами – требуют нового типа технических руководителей и организаторов строящегося социалистического хозяйства (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, финансов, кооперации, торговли и т. д.). Эти кадры должны обладать достаточно глубокими специально-техническими и экономическими знаниями, широким общественно-политическим кругозором и качествами, необходимыми для организаторов производственной активности широких масс трудящихся».

Решения ноябрьского пленума положили начало коренной перестройке высшей школы в соответствии с требованиями социалистической промышленности. Одним из важнейших вопросов перестройки явилось сближение всей системы подготовки кадров с предприятиями. Втузы были переданы в ведение соответствующих хозяйственных органов, а производственная практика стала обязательным условием обучения. Высшая школа сделала крутой поворот на пути к сближению с промышленностью. Этого не было в старой высшей школе, но это есть у нас, потому что в нашем плановом хозяйстве высшие учебные заведения не изолированы от промышленности, а учтены единым народно-хозяйственным планом, как неотъемлемая его часть, и наряду с важнейшими хозяйственными проблемами поставлена и проблема кадров. Это отмечено и постановлением ЦИК СССР (сентябрь 1932 г.).

«Передача вузов, втузов и техникумов хозяйственным комиссариатам содействовала установлению конкретного руководства подготовкой кадров, приближению учебной работы к производству и установлению ее прямой связи с практическими задачами различных отраслей народного хозяйства».

В этом принципиальная разница двух систем. Старая школа не имела общего языка с производством. Это были два несообщающихся сосуда. Мы же учимся быстро переводить продукт теоретической мысли на фабрично-заводской конвейер, и этому во многом помогает наша сеть втузов и их лабораторий. Московский механико-машиностроительный институт им. Баумана доказал это на деле. Далеко не простая задача – подсчитать все точки соприкосновения института с промышленностью, если даже взять только машиностроительные заводы, с которыми наиболее тесно связан МММИ им. Баумана.


1
кадры первой пятилетки


За 3 года самостоятельного существования МММИ дал 955 инженеров. Кто они, эти 955, по своей специальности? 366 инженеров по холодной обработке металлов, 57 дизелестроителей, 47 инженеров-литейщиков, 42 инженера по точной механике и сотни других: паровозников, металловедов, турбинщиков, проектировщиков, теплотехников – всего 15 специальностей.

Еще в 1929 г. партия требовала «...всемерно усилить подготовку новых, пролетарских специалистов, на которых советская власть могла бы полностью и целиком опереться в своей грандиозной работе по строительству социализма, которые удовлетворили бы растущие потребности, могли бы заменить враждебные нам элементы из среды специалистов и коренным образом улучшили бы весь кадровый состав промышленности и хозяйства СССР в целом» (Ноябрьский пленум ЦК ВКП(б) 1929 г.).

С процессом подготовки своих специалистов из людей рабочего класса в институте, как и во всей стране, шел процесс расслоения старых кадров технической интеллигенции, в основной массе своей бесповоротно и окончательно встававшей на путь честного сотрудничества с советской властью. Профессора и преподаватели десятками фактов преданной и самоотверженной работы доказали это. Еще в марте 1932 г. в институте насчитывалось 158 профессоров и преподавателей-ударников; было заключено 300 договоров на соцсоревнование. Профессора и преподаватели взялись за теорию Маркса – Ленина и как в учебной работе, так и в ряде своих научных трудов показали настойчивое желание к овладению марксистско-ленинской методологией (кафедра химии под руководством проф. Герке, кафедра резания под руководством проф. Беспрозванного и др.).

955 специалистов, подготовленных институтом, работают в промышленности. По имеющимся отзывам, в большинстве случаев работают не плохо, а чтобы проверить на деле, как работают, нам пришлось бы последовать на заводы Юга и Урала, Ленинграда и Москвы, на десятки предприятий Советского Союза.

Эти 955 учились и окончили институт в течение первой пятилетки. Вместе с ними училось еще свыше 3000, которые еще не кончили институт и которые учились и учатся не только в аудиториях МММИ: ими руководят, кроме профессоров, ассистентов и преподавателей института, инженеры, мастера, бригадиры предприятий. Институт имеет с заводами более углубленные отношения, чем только учебные. Институт всем фронтом – студенчества и научных работников – не раз в течение законченной пятилетки появлялся на предприятиях в качестве организатора новых производственных процессов.

Основная задача Института им. Баумана – «подготовка специалистов» дополняется прямым участием в заводской практике. На примере МММИ очень выпукло обрисовывается линия взаимоотношений между промышленностью и техническими учебными заведениями.

Институт, обогащаясь опытом производства, не остается в долгу перед промышленностью. Он обогащает ее своими научно-исследовательскими работами, и в сотнях цехов работа студентов помогает выполнять промфинплан. Эти работы, приведенные к одному знаменателю, дают институту право заявить: «В великих работах пятилетнего плана мы не были безучастной академической единицей». Трудно дать исчерпывающее описание всех этих работ. Но в нашем распоряжении есть ряд участков, подкрепляющих сказанное: участие лабораторий института в обслуживании промышленности; работа аспирантуры, НПО и участие студентов в борьбе за промфинплан; техническая пропаганда института на предприятиях и реальное проектирование.

Студенты МММИ им. Баумана не приходили на заводы в качестве туристов и бесстрастных наблюдателей, – они по-большевистски дрались за выполнение пятилетнего плана и каждый на своем участке был настоящим бойцом фронта индустриализации страны. В значительной мере благодаря пролетарскому студенчеству и той большой роли, которую играла и играет в МММИ его партийная организация произошло тесное сближение института, его лабораторий и научных кадров с социалистической промышленностью.

Недаром во втуз, в его аудитории и кабинеты, пришли рабочие, пришли боевые командиры и политработники Красной армии, пришла крепкая и закаленная партийная и профсоюзная тысяча и эти новые кадры принесли с собой богатый партийный опыт, большевистскую железную дисциплину и пролетарский напор.


2
лаборатории и промышленность


Лаборатория рациональной обработки металлов (РОМ) под руководством проф. Беспрозванного, как и другие лаборатории МММИ, не замкнулась в узкий круг чисто учебного обслуживания студентов. Конечно, и с этой своей первейшей обязанностью лаборатория справляется успешно, но коллектив научных работников лаборатории ведет не только преподавательскую работу. Научно-исследовательская работа РОМ питается прямыми заданиями промышленности, и свои работы РОМ настойчиво продвигает на заводы. Проф. Беспрозванный определяет направленность всей научной работы лаборатории так: «Ни одна из научных работ РОМ не носит отвлеченного характера обще-теоретических изысканий, остающихся безо всякого применения». Лаборатория в ряде научно-исследовательских работ ставит своей задачей облегчить машиностроению освоение инструментального хозяйства и провела большую работу в области рациональной обработки металлов: по рациональному использованию твердых сплавов (победит и др.), исследованию действия охлаждающих жидкостей на резец, исследованию плашек и сравнительной оценке сверл. Проведена большая работа в области режима работы при фрезеровании. В результате этой работы в печать сдана статья, вносящая новые научные данные в эту область.

Заводы присылают в лабораторию всевозможные инструменты для испытания их твердости, исследования микроструктуры и пр. Не было почти случая, чтобы задания НИИСТИ или заводов лаборатория не исполнила.

Среди работников инструментального дела получила заслуженное признание работа лаборатории по трехкратному восстановлению напильников. Эта работа началась с небольших опытов и была удачно разрешена, после чего РОМ предложил заводу № 1 им. Осоавиахима использовать на практике ее лабораторную работу, сводящуюся к тому, что сработавшиеся напильники восстанавливаются по новому способу и служат не хуже новых. Впрочем, лаборатория даже утверждает, что совершенно новые напильники бывают хуже восстановленных, и предложила удалять изъяны отделки новых напильников (заусенцы), прежде чем пускать их в эксплоатацию. Восстановление напильников производится до трех раз. Предложение лаборатории, успешно реализованное на заводе № 1, привлекло внимание Наркомтяжпрома, и эта исследовательская работа, так быстро переведенная на язык практики, дает громадную экономию металла. Опыт, поставленный на одном заводе, приобрел значение для промышленности всей страны и сулит миллионы рублей экономии.

Для завода им. Войтовича РОМ силами своих аспирантов провел работу по увеличению эффективности обточки бандажей паровозных и вагонных колес. Заводская установка по обточке бандажей давала 1 1/4 – 2 ската в день. Аспиранты РОМ установили такие углы резания, которые дали возможность обтачивать одним резцом до 5 скатов, причем резцы стоят не 10–15 мин., а по часу и больше. Лаборатория после длительных опытов и изысканий сконструировала и изготовила несколько сложных измерительных приборов. Все они раньше ввозились из-за границы; теперь эти приборы вошли в список снятых с импорта и сэкономлено несколько десятков тысяч золотых рублей. Еще на одном участке страна освободилась от иностранной зависимости и теперь имеет свои советские измерительные столики для фрезерных станков, свои столики для изготовления крутящихся диаметров, трехкратные токарные супорты и другие изобретения молодых аспирантов, которые вели свои работы под непосредственным руководством проф. Беспрозванного.

Мы не будем перечислять некоторые другие работы лаборатории, законченные или заканчивающиеся. Вся работа РОМ говорит об одном: лаборатория очень тесно связана с заводской действительностью, и ценность ее лабораторных работ заключается именно в том, что зачастую они по-новому организуют технологический процесс и энергичным толчком продвигают вперед тот или иной участок инструментальной и металлообрабатывающей промышленности.

В других лабораториях МММИ тоже ведется не менее упорная и эффективная исследовательская работа, целиком направленная на развитие советской техники. Лаборатория паровозов и тепловозов под руководством проф. Шелеста создала и реализовала совершенно новую теорию свободно истекающей струи. Правда, эта теория уже перестала быть только теорией. Она проверена на эксплоатирующихся паровозах и одобрена Комитетом по изобретениям при СТО, который признал эту работу ударной, и внедрение ее на всем железнодорожном транспорте СССР намечено провести в течение 1933 г. Экономический эффект от введения изобретения проф. Шелеста исчисляется не меньше 45 млн. руб. в год. Мощность существующего паровозного парка страны увеличится на 1500 паровозов серии Э.

Теория проф. Шелеста в общих чертах состоит в следующем. До настоящего времени в научных кругах для объяснения многих неисследованных явлений существует специальный термин «рассеивание энергии» или же «увеличение энтропии». Так объяснялась и потеря энергии свободно истекющей струи. В действительности энергия истекающей струи не пропадает, а идет на перемещение молекул окружающей среды с низшего уровня на высший. Если такую струю замкнуть в резервуаре, то получим или эжектор, или сифон, или конус. Если же замкнуть ее перед резервуаром особым раструбом, то получим устройство для нагнетания воздуха. Струя работает с большим эффектом при низком давлении, что является новым словом в технике.

Лаборатория паровозов и тепловозов имеет и еще одну крупную заслугу перед транспортом. Она сконструировала новую форсунку для бескомпрессорных дизелей, и первые испытания форсунки дали возможность высчитать, что экономия от ее применения выразится в 5 млн. руб. в год. При этом дизель избавляется от быстрого износа клапанов и крышки.

Инж. Голованов (кафедра металловедения) спроектировал электромагнитный пресс совершенно новой конструкции по сравнению с заграничными прессами. Чертежи его уже переданы в производство. Этой же кафедрой проведен ряд больших работ по специальным заданиям, разработано оборудование для кузнечных цехов заводов особого назначения, сконструированы и изготовлены гидравлические прессы для тех же цехов. Все эти работы имеют громадное значение для промышленности, дают миллионы рублей экономии и освобождают страну от импортной зависимости.

Химическая лаборатория под руководством проф. Герке произвела только за последний год 90 химических анализов исследований металлов по заданию тяжелой промышленности. Лаборатория произвела анализ импортного свинца и установила причины его коррозийности. Одно время Люберецкий завод давал непомерно высокий процент брака ковкого чугуна. После того как химическая лаборатория МММИ произвела исследование и указала причины брака, он пошел на убыль. Сейчас лаборатория готовит большой труд «Методы экспрессного анализа черных металлов», в котором показывает возможность производить анализ металла во время самой плавки, обеспечивая тем самым необходимое высокое качество металла.

Металлографическая лаборатория под руководством проф. Сидорина провела работы: по разработке производств дюралюминия, ряд исследований в области авиоматериалов, физико-механическое исследование древесных пород и фанеры; выполнена работа по замене оловянистых бронз кремнистыми (работа отмечена НКТП). Разработка проблем производства дюралюминия дала возможность еще шире развить нашу авиопромышленность.

Гидравлическая лаборатория проф. Куколевского провела научно-исследовательскую работу над новыми типами турбоколес, изучены формы всасывающих труб, разработаны типы колес центробежных насосов. В настоящее время лаборатория, по заданиям Насосно-компрессорного объединения, занята исследованием новых моделей центробежных насосов для чистой воды и песковых насосов. Результаты этих работ, а также – колеса турбин «Франсис» и пропеллерная турбина – сданы промышленности, производятся в настоящее время на заводе «Красная пресня» и им. Калинина и дали возможность освободиться от импорта.

Литейная лаборатория под руководством проф. Рубцова и Аксенова впервые в Союзе начала систематические работы по исследованию залежей (карьеров) формовочной земли, установлены рабочие смеси формовочных песков для целого ряда литейных цехов заводов, разработан ряд проектов по заданию промышленности (проекты механизации Людиновского радиоактивного завода, рабочие чертежи шеститонной вагранки для Краммашстроя, проект ремонтно-литейной для завода № 24, проект опытной машины для центробежной отливки). Литейная лаборатория совместно с заводом «Красный факел» принимала участие в разрешении проблемы отливки из чистой меди доменных фурм и холодильников для Магнитогорского завода.

Лаборатория холодильных машин под руководством проф. Цыдзика и доцента Иоэльсона проработала и рассчитала рабочий процесс изготовления холодильной машины, работающей по типу «Мюлтиплэфект». Пробная машина строится на заводе «Компрессор» и является первой машиной на Европейском континенте.

Мы не претендуем на полное перечисление всех работ, проведенных в лабораториях МММИ. Наиболее ценных из них можно насчитать еще добрый десяток, и все они имеют бесспорно большое практическое значение для промышленности.


3
подготовка научной смены


Исследования, проведенные научными работниками МММИ и ставшие в большинстве случаев реальным достоянием заводов, служат одновременно и учебным материалом для студентов. Разумеется, наиболее тесно соприкасаются с научно-исследовательской работой аспиранты МММИ. Большинство из них уже ведет самостоятельную исследовательскую работу. Более того, значительная доля заслуг института перед промышленностью принадлежит именно аспирантам.

В течение прошлых лет институт провел большую работу по укреплению научной смены аспирантов и выдвиженцев. Еще в 1931/32 гг. определенное количество аспирантов было закреплено на научно-исследовательской работе в институтах, на заводах, в заводских лабораториях и лабораториях МММИ. Из 78 аспирантов в научно-исследовательских институтах работало 30 человек, в лабораториях МММИ 16, вело педагогическую работу 32 человека. Было организовано восемь семинаров, в которых занимались 42 аспиранта.

Однако институт в области подготовки научной смены сделал еще не все. Известная часть аспирантуры до последнего времени находилась на административных должностях, что мешало им вести непосредственную научную работу; некоторая часть не имела точных планов своих работ. Постановление ЦИК о высшей школе значительно исправило положение дел и упорядочило работу аспирантов. Сейчас 32 аспиранта работают над разными научными проблемами непосредственно на заводах, 74 учатся в семинарах, 3 аспиранта командированы за границу. Перечень тем, над которыми работали и работают аспиранты, говорит о научной ценности основного (и значительного) ядра аспирантуры. Разработано 45 тем для диссертаций. Проведен ряд самостоятельных исследовательских работ. Многие из них напечатаны или печатаются в качестве научных трудов, заслуживающих внимания. Большая часть исследований явилась итогом продолжительной работы на производстве, и поэтому аспирантские работы прямо примыкают к научно-исследовательским работам лабораторий МММИ и имеют немаловажное значение для производства. Аспиранты работали над такими темами, как производство, конструирование и испытание в работе метчиков и плашек, охлаждающие жидкости в тракторостроении, резцы «победит», классификация и наладка автоматов, состав земли в литейных цехах и еще целый ряд работ.

Эффект от научно-исследовательской работы аспирантов мог бы быть значительно больше, если бы она была своевременно поставлена на более четкие рельсы в недавнем прошлом. Забота о молодом поколении научных работников – забота о будущем института.

Страна вступила во вторую пятилетку, которая «в отличие от первой пятилетки будет по преимуществу пятилеткой освоения новых предприятий в промышленности» (январский пленум ЦК и ЦКК), и это освоение потребует «больше времени для того, чтобы поднять квалификации рабочих и инженерно-технического персонала и приобрести новые навыки для полного использования новой техники» (январский пленум). Тем выше должна быть подготовка тех кадров, которые дает МММИ, тем глубже должна быть подготовка аспирантов, которым предстоит почетная и ответственная работа по освоению новой техники. И на этом участке МММИ ведет подготовку крепкой научной смены, не боящейся трудностей, вооруженной методом материалистической диалектики, методом Маркса – Ленина – Сталина.

Работы аспирантов, их изобретения, их станки и машины – этот конкретный вклад в техническое оснащение страны залог того, что и во второй пятилетке аспиранты МММИ – будут активными участниками великого строительства.


4
в боях за промфинплан


Перечисляя работы лабораторий, кафедр, аспирантов института, мы показали, что богатые научные возможности института были подчинены идее научно-технического обслуживания заводов. Здесь у МММИ есть бесспорные заслуги, и они измеряются не только миллионами сэкономленных рублей и сброшенной с импортных счетов валюты. Эти заслуги науки перед производством имеют глубокое внутреннее содержание: в нашей высшей технической школе не остается и следа былой ее схоластичности и замкнутого существования в себе, рядом с бурно развивающейся промышленностью.

Ленин характеризовал этот разрыв между теорией и практикой как одну из самых характерных и отвратительных черт, которые достались нам от царизма. Действительно, что может быть отвратительнее замыкания науки в скорлупу полной непричастности к живой действительности? Эта скорлупа теперь почти окончательно раздроблена.

Само собой разумеется, что двигают наку вперед те, кто добился достаточно высоких знаний. Но институт им. Баумана кроме вклада в промышленность научных ценностей, кроме отряда своих научных работников располагает еще одним неистощимым резервом – десятками, сотнями, тысячами студентов, которые обслуживают заводы в качестве непосредственных помощников по выполнению промфинплана. Конечно, студенты участвуют в обслуживании машиностроительной промышленности иными методами, чем научные работники. Не раз, когда требовалось, студенты становились за станок, чтобы помочь тому или иному заводу выйти из прорыва. Студенты МММИ не раз показывали высокие образцы умелого сочетания учебно-производственных заданий с активной борьбой за промфинплан завода. Эти примеры бесчисленны. Цехи многих и многих предприятий впитали в себя немало энергии студентов МММИ, работавших на заводах.

В эти страницы истории института последних лет вписано немало славных побед студенчества, неоднократно отмеченных разными заводами красными знаменами, почетными грамотами третьего и четвертого годов пятилетки, ценными подарками и блестящими отзывами. Заводы в многочисленных документах подробно перечисляют, что именно сделала та или иная группа для производства, отмечают инициативу и понимание производственных процессов, проявленные студентами.

Но предоставим слово самим заводам.

Вот что пишут, например, руководители отдела подготовки производства одного из гигантов, взращенных первой пятилеткой, – Горьковского (тогда еще Нижегородского) автозавода.

«Группа ОР-84 (обработка резанием) работала в бюро режущих инструментов в качестве конструкторов по режущему инструменту. Работа группы совпала с ответственным периодом организации производства НАЗ им. Молотова. Группа показала себя работоспособной и вполне самостоятельной в решении ряда вопросов по конструированию, обнаружив глубокие технические знания. Ей была поручена работа аварийного характера, которую она выполнила своевременно и качественно хорошо. По трудовой дисциплине и общественной активности группа зарекомендовала себя с хорошей стороны и заслуживает отличного отзыва».

Еще документ. Он исходит от директора института.

«Студенты группы Т-51 (транспортные сооружения) тт. Антонов М. П., Бурцев В. Н., Шугаев А. А. награждены грамотой третьего, рещающего года пятилетки на ударной стройке Магнитогорского коксо-химического комбината, – говорится в приказе директора. – Наряду с ударной производственной работой по выполнению и перевыполнению заданий указанные товарищи блестяще справились с рабочей программой института». Далее приказ предлагает специальности Т отметить заслуги товарищей в их личном деле и ставит их работу в пример другим группам.

Студенты института им. Баумана отличались на самых передовых постах пятилетки. Их работу отмечают крупнейшие стройки Союза. На Коломенском паровозостроительном заводе дирекция, специальным приказом директора т. Борисова, вынесла благодарность (как и треугольник дизелесборочного цеха) студентам института группы Д-61 (дизелестроители) и премировала каждого студента за досрочную ударную сборку машины 38-ВМ. Машина, собранная студентами, была испытана (никаких дефектов не обнаружено) и предъявлена к сдаче в эксплоатацию. «Дирекция Коломзавода, – заканчивает приказ, – отмечает высокую сознательность студентов и умение сочетать непосредственное участие в выполнении одного из объектов напряженного промфинплана с выполнением учебно-производственной программы». Фамилии студентов, которым объявлена благодарность: Аргов М. А., Юдин П. Ф., Черный Г. И., Вышегородцев Я. С., Спежаков Е. З.

Далее, в ноябре 1931 г. группа ОР-33 (обработка резанием) на заводе Реммаштреста выпустила из капитального ремонта пять станков, наладила шлифовальные станки и заточку сверл. Группа предложила весьма остроумное изобретение – зажимное приспособление для заточки. Это приспособление студенты сами выполнили по своей собственной конструкции; изобретение вполне оправдало себя на практике. Группа получила от завода грамоту ударников и премию в 2200 руб. Завод просил институт эту группу присылать на завод почаще.

Группа ОР-82 от 25-тысячного рабочего коллектива Автозавода (г. Горький) получила красное знамя за перевыполнение производственного плана на 150%, за организацию 15 кружков по техпропаганде и руководство ими, за организацию ячейки БРИЗ, за упорядочение постановки НПО и др. Группа премирована.

Группа ПТ-82 (паровозы-тепловозы) в трудных условиях провела ремонт тепловоза на Среднеазиатской ж. д. и активно боролась за проведение в жизнь решений пленума ЦК ВКП(б) о тепловозах. Часть этой же группы, участвуя в сборке и испытании немецкого тепловоза, показала высокие образцы работы и умения овладеть новой техникой, значительно помогла успешному проведению опытов. Технический отчет бригады признан имеющим большую техническую ценность, печатается в журнале «Локомотивостроение» и издан институтом. Бригада получила благодарность от дирекции института.

Факты участия студентов в борьбе за промфинплан заводов можно умножить в несколько раз. Этих фактов – сотня.

Ленинградский завод № 75 наградил группу студентов почетной грамомтой ударников, завод «Красный Профинтерн» отметил их участие в изобретательской работе, автозавод им. Сталина (б. АМО) тоже наградил грамотой ударников; заводы «Красный пролетарий», «Аремз», «Шарикоподшипник» 1-й и 2-й, где студенты блестяще паспортизировали 200 станков, 1-й часовой завод, Подольский, Сормовский, Краматорский, «Динамо», «Компрессор», «Русский дизель» и много других предприятий по два-три раза тем или иным способом отмечали участие студентов института в борьбе за промфинплан: подарками вроде арифмометра, револьверного станка, готовален, домкратов, почетными грамотами, отзывами, благодарностями от дирекции, знаменами (всего институт получил пять красных знамен от разных организаций и предприятий).

Институт был и есть в первых рядах борцов за выполнение пятилетки и не на словах, а на деле.


5
техническая пропаганда на заводах


Есть еще одна форма активного участия студенчества в борьбе за выполнение промфинплана. Речь идет о технической пропаганде.

Техническая пропаганда, твердо вставшая на ноги за последние годы первой пятилетки, оказалась для многих предприятий нелегким делом. Прошло время, когда можно было пускать пыль в глаза пустой «пропагандой технической пропаганды». Приказ т. Орджоникидзе о введении техминимума, прямое указание сентябрьского пленума ЦК об организации производственного инструктажа, освоение новых производств, новых технологических процессов – задачи такой сложности, от которых не отбояришься декларациями. Заводские техпропы держали серьезный экзамен на умение работать. Очень многие их них без помощи со стороны не могли справиться с теми требованиями, которые были им предъявлены, и можно с полной уверенностью сказать, что многие заводы и не справились бы в нужные сроки с тем же техминимумом, если бы Институт им. Баумана и его сектор техпропаганды не оказались на высоте положения. Работа техпропа института непосредственно примыкает к работе студентов, проходящих практику.

В 1931/32 г. институт вел техническую пропаганду в основном на девяти заводах Сталинского района: «Компрессоре», «Мостяжарте», «Аремзе», «Реммаше», заводе № 24, МИЗ, 1-м часовом, заводе им. 1 августа и Автозаводе № 2. Кроме этого работа по техпропаганде велась на всех базах НПО. Особенно широко была развернута работа на заводах: Коломенском, Подольском, Горьковском автозаводе и т. д. К каждому заводу Сталинского района прикреплена специальность, которая отвечает за постановку техпропаганды на прикрепленном к ней заводе.

На девяти заводах был организован 91 кружок, охватывающий 1687 рабочих; в 74 кружках преподавали студенты института. На базах НПО силами студентов было организовано 63 кружка с охватом 914 человек, в 51 кружке преподают также студенты института. Кроме организации технических кружков велась и массовая техпропаганда, в основном она развернулась по линии выставок, витрин, экскурсий, лекций, технических боев, участия печати, организации технических судов и т. д. Например, на Коломенском заводе техпроп института организовал технический суд в сталелитейном цехе над пятью плавками бракованной стали. К участию в суде был привлечен эксперт, крупнейший специалист-металлург – проф. Г. А. Осецимский. Суд установил возможность выпуска в течение года 200 тонн жидкого металла и доказал, что в сутки можно выпускать четыре плавки вместо трех. В результате суда реконструирована одна печь, которая дала при первом опыте пять плавок. Технический суд разрушил консервативные представления старых мастеров о невозможности вести плавку иными способами кроме тех, которые существовали исстари. На этом же заводе при помощи студентов института было вовлечено в кружки техминимума более 1000 рабочих ведущих профессий.

На заводе «Компрессор» студенты-техпропагандисты провели большую работу по внедрению электросварки, по освоению конструкции вертикальных компрессоров, механизировали ряд трудоемких процессов. При непосредственном участии студентов на этом заводе организовано 30 кружков техминимума, охвативших 398 человек, составлены программы для кружков фрезеровщиков, револьверщиков, токарей, слесарей и т. п.

Техпроп провел на разных заводах несколько лекций крупных специалистов: проф. Бердакина, проф. Саверина, проф. Аксенова, проф. Касаткина. Техпроп создал несколько сот программ техминимума. Проделана кропотливая и очень ответственная работа. Техпроп провел десятки консультаций на предприятиях, привлекая специалистов по самым разнообразным вопросам. Техпроп – организатор технических судов, технических кружков, поставщик руководителей для сотен кружков техминимума. Мы не будем здесь перечислять многочисленнейшие факты удачно проведенной работы по техпропаганде на заводах; сами заводы в ряде документов, характеризующих участие студентов в промфинплане завода, отмечают попутно образцовую техпроповскую работу студентов. Нет нужды перечислять здесь и все формы техпропаганды, которые развернуты студенчеством под руководством техпропа.

Укажем, что боевая работа института по техпропаганде отмечена приказом, подписанным начальником Центротехпропа и НИС Наркомтяжпрома СССР – Н. И. Бухариным.

В этом приказе говорится: «...Центротехпроп НКТП отмечает также работу сектора технической пропаганды Механико-машиностроительного института им. Баумана: институт стал действительно базой по технической пропаганде для многих заводов. Он организовал учебно-методическую помощь целому ряду крупнейших предприятий – Коломенскому паровозостроительному заводу, Сормовскому комбинату, заводу им. Владимира Ильича, «Компрессору», «Мостяжарту», «Динамо». Привлек к конкретной помощи заводам лучшие профессорско-преподавательские силы, организовал правильное использование студенчества на заводах при прохождении ими производственной практики, причем отдельные заводы – Коломенский, Сормовский – за активную работу студентов по техпропаганде премировали целые бригады и отдельных лиц грамотами и деньгами. Развернул широкую работу по составлению программ техминимума на предприятиях».


6
проекты фабрик, заводов, машин


Одним из первых втузов, осуществивших в широком масштабе реальное проектирование, был Институт им. Баумана. Кроме группы специалистов в работе бюро реального проектирования участвовало около 200 студентов, в том числе несколько групп дипломников, под руководством профессоров и аспирантов МММИ.

И здесь институт лишний раз доказывает, как близко он стоит к промышленности; как ощутимо он сблизился с производством, как высока его роль в выполнении первой пятилетки в самых разнообразных отраслях советского машиностроения, и его достижения – залог того, что директива вождя партии т. Сталина об освоении новой техники, важнейшей задачи второй пятилетки, будет выполнена многотысячным коллективом МММИ.

 

•  На страницу Адольф Августович Цибарт

•  На главную страницу сайта (Александр Круглов...)
•  На страницу Памяти Э.А. Абелевой
•  К Очерку 25 Волчкевича по истории МВТУ им. Баумана (об А.А. Цибарте в МММИ) Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru