Сто лет Московского механико-машиностроительного института им. Баумана. 1832–1932 : [Юбилейный сборник] / Ред. совет: А.А. Цибарт, П.В. Журавлев, А.М. Аравин, А.И. Фоминых. – Москва : Госмашиздат, 1933 (с. 251–258)
 

Ф. А. Яковлев

Хозяйство и финансы МММИ

ГОД ЗА ГОДОМ КРЕПНЕТ И ОБОГАЩАЕТСЯ ХОЗЯЙСТВО ИНСТИТУТА. ЕСЛИ СТАРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕЛО ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ В 688 ТЫС. РУБ., ТО ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ МММИ СОСТАВЛЯЕТ СВЫШЕ 8 МЛН. РУБ. ПАРТИЯ И ПРАВИТЕЛЬСТВО СОЗДАЮТ ВСЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОЛЕТАРСКОМУ СТУДЕНТУ УСЛОВИЯ ДЛЯ НОРМАЛЬНОЙ УЧЕБЫ

 

100 лет назад институтское хозяйство было чрезвычайно несложно, как несложно было и само Ремесленное училище, но все усложнявшийся и расширявшийся учебный процесс требовал расширения учебного и лабораторного хозяйства. Появились 4 учебных корпуса, общежития, 16 лабораторий, богатое оборудование, и стоимость имущества института оценивается сейчас в 5 млн. руб. (по старым расценкам). Институт построил свою электростанцию, мощность которой сейчас доведена до 500 квт-ч, но и этой электроэнергии не хватает, и институт пользуется электроэнергией от МОГЭС, перерабатывая ее с постоянного на переменный ток.

После Октября, когда мероприятия по материально-бытовому обслуживанию студенчества и профессорско-преподавательского состава стали неотъемлемым элементом работы дирекции, были организованы свои столовые, дома отдыха и созданы собственные дачи и совхозы и все хозяйство института получило, наконец, возможность опереться на крепкую материально-финансовую базу, воплощенную в общем бюджете, составляющем в этом году 8 310 882 руб., при годовом обороте в 39 446 291 руб. (по балансу), против бюджета в 688 625 руб. в 1914 году.

Учебная жизнь института протекает в двух зданиях: главном учебном здании и механическом корпусе, но по своим размерам они уже сейчас не удовлетворяют сильно выросшее учебное производство, и в этом году по приказу наркома тов. Орджоникидзе институт, в связи со столетним юбилеем, получил на капитальное строительство 2 275 тыс. руб. Капитальное строительство началось, и в этом году институт получит дополнительно 40 тыс. м3 новой аудиторно-лабораторной площади, что даст возможность расширить имеющиеся лаборатории и оборудовать их по последнему слову науки и техники.

До Октября пополнение лабораторий зависело в значительной мере от милости того или иного заводчика, дававшего на испытание свои станки и затем иногда жертвовавшего их в дар лаборатории. Министерство и попечитель Московского учебного округа, как правило, наотрез отказывали в ассигнованиях. И особенно туго приходилось училищу в черные для него годы директорства Аристова, так как этот карьерист пользовался особым расположением министерства именно за свою скупость, за столь экономичный режим, что если бы не энергия отдельных даровитых профессоров, буквально своими руками создавших лаборатории, если бы не это, – училище на все 19 лет правления Аристова застыло бы, не имея технической базы для своего развития. [Во время директорства И. В. Аристова главное здание получило две надстройки с огромными аудиториями, были возведены химико-технологический институт, физико-электротехнический институт, механический институт и здание лабораторий механической технологии волокнистых веществ. Строительство нового корпуса МММИ, как и надстройка главного здания на этаж, означенные в приказе Орджоникидзе, осуществлены не были из-за прекращения финансирования. – Примеч. А. А.] В советские годы, когда расширение втузов и создание в них мощной учебно-технической базы стало предметом постоянного внимания со стороны партии и правительства, техническая база МВТУ, а затем МММИ быстро крепнет и обогащается новыми видами оборудования.

В решениях июльского и ноябрьского пленумов ЦК ВКП(б) подчеркивалась необходимость всемерного расширения втузовских лабораторий с тем, чтобы привести их в соответствие с последними достижениями науки и техники.

Сейчас совершенно немыслимо учебное производство без лабораторий и мастерских, но мало иметь мастерские, они должны быть надлежаще оборудованы с тем, чтобы обслуживать учебный процесс в соответствии с последними достижениями науки и техники. Ставя сейчас новые методы преподавания, совершенствуя их, развивая экспериментальное направление, мы обращаем особо серьезное внимание на состояние лабораторного хозяйства. Наши 16 лабораторий достались нам с технически устаревшим инвентарем и мы не могли успешно учить студента на оборудовании, представлявшем собой музейные экспонаты. В годы подъема и реконструкции народного хозяйства было значительно обновлено оборудование основных лабораторий (РОМ, кузнечная, литейная) и если до революции оборудование обновлялось и пополнялось очень слабо, то сейчас стало возможным коренное обновление и пополнение оборудования лабораторий в соответствии с требованиями науки и техники.

По юбилейному приказу наркома институту на обновление и пополнение лабораторного оборудования отпущено 750 тыс. руб. Уже сейчас значительно реконструирована литейная лаборатория: увеличена формовочная площадь, установлена электроплавильная печь, оборудована трансформаторная будка, установлена печь Эйслера, организована модельная и проведены подготовительные работы для установки новейшей формовочной машины Холлей. В лаборатории рациональной обработки металла установлены новые токарные станки. Для объединения работы всех лабораторий института создан научно-исследовательский комбинат (НИК), которому поручена координация текущей работы лабораторий: пополнение их оборудованием и развитие на их базе научно-исследовательской работы.

Обслуживание промышленности является одной из основных задач лабораторий и мастерских и степень связи их с промышленностью отражается в размерах поступления специальных средств, которые составлялись, главным образом, из поступлений от деятельности лабораторий:
 

В 1914 г.поступило . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 974  руб.
В 1923/24 г.» . . . . . . . . . . . . . . . . . 178717   »   
В 1924/25 г.» . . . . . . . . . . . . . . . . . 281 429   »   
В 1926/27 г.» . . . . . . . . . . . . . . . . . 488 278   »   
В 1931 г.» . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 138 393   »   
В 1932 г.» . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 725 177   »   


В этом году запроектировано получить около 4 млн. руб.

Институт располагает сейчас тремя своими общежитиями, в которых живет 405 одиноких студентов и 107 семейных, кроме этого в общежитиях ГУУЗ проживает 1075 человек, а всего 71% студентов живет в общежитиях. Такое широкое обслуживание студенчества стало возможно только при советской власти, ибо в дореволюционное время студент-рабочий и студент-бедняк должен был ютиться, где попало, а теперь ему обеспечено жилище, столовая и все условия для нормальной учебы и отдыха.

Из года в год растет и обслуживание студенчества и профессорско-преподавательского состава санаторно-курортной помощью. Институт имеет свой дом отдыха на кавказе, рассчитанный на ежемесячный отдых 250 человек, и через этот дом отдыха пропускается значительная часть студенчества и профессорско-преподавательского состава. Лучшие ударники получают места бесплатно, а часть их пользуется путевками по ценам ниже себестоимости (до 100 руб.).

Для улучшения питания и снабжения создана своя животноводческо-огородная база и специальный студенческий кооператив. В этом году для профессорско-преподавательского состава и студенчества строится 14 подмосковных дач, на строительство которых отпущено 50 000 руб.

Бюджет института, особенно за последний год, значительно вырос и в основном он слагается: из сумм, отпускаемых наркоматом, из специальных средств, платы за право обучения (с так называемых хозрасчетных групп) и доходов от производственной и научно-исследовательской деятельности лабораторий института.

Обращаясь к отдельным статьям бюджета, необходимо прежде всего отметить, что в советском бюджете имеется одна крупная статья, сильно отличающая его от бюджета довоенного – это госстипендии, стипендии парт- и профтысячников и прочие виды материального обеспечения студенчества. Фактический расход на эти виды составлял в 1932 г. 2 158 34 руб. и в первом квартале 1933 г. 572 832 руб. против 18 827 руб., израсходованных в 1914 году. В дореволюционное время (1914 г.) из 2657 студентов казенными стипендиями было удовлетворено лишь 59 чел., из частного стипендиального фонда удовлетворялись 38 чел., и таким образом было обеспечено стипендиями лишь 3,6%. Кроме казенных и частных стипендий, практиковалась выдача единовременных пособий и в том же 1914 году из 2667 студентов пособие было выдано 11 чел.

Если взять советские годы, то мы видим совершенно иную картину: в 1931 году стипендии получает 2378 чел. или 99,1% и если в дореволюционное время при обеспечении стипендиями самой незначительной части студенчества в МТУ имели возможность учиться только состоятельные люди (дворяне, дети помещиков, купцов и кулаков и т. .д.), то советское государство, лишив эксплоататорские классы прежних привилегий, своей широкой материальной помощью открыло двери высшей школы для рабочих и трудящихся крестьян.
 

 1914 г.23/24 г.24/25 г.25/26 г.1931 г.1932 г.1933 г.
Госуд.
ассигнов.
390 651553 2771 653 3411 899 9293 869 3553 246 403952 500
Спец.
средства
297 974178 717281 429488 2791 138 3031 725 117849 994
Всего688 625731 9941 934 7702388 2081 007 6584 971 5201 802 494


Средняя годовая стоимость обучения студента выражается в следующих цифрах:
 

Г о д ыУчащиеся
не стип.
Госстипен-
диаты
Парт-
тысячн.
Проф-
тысячн.
Аспиранты
1933
1932
-
553,47
1 584,09
1 222,36
3 032,08
2 481,49
2 414,68
1 987,26
2 836,36
2 153,20


С общим подъемом советской страны и всего народного хозяйства идет рост и подъем нашего институтского хозяйства, выросшего в мощный комбинат, обслуживающий учебные, производственные и бытовые нужды коллектива МММИ. Правительство советской страны, отмечая вековой юбилей нашего втуза своей мощной финансовой поддержкой, дает нам возможность значительно расширить и обогатить все наше хозяйство.

 

•  На страницу Адольф Августович Цибарт

•  На главную страницу сайта (Александр Круглов...)
•  На страницу Памяти Э.А. Абелевой
•  К Очерку 25 Волчкевича по истории МВТУ им. Баумана (об А.А. Цибарте в МММИ) Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru