Александр Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссеЭссе входит в книгу «Словарь. Психология и характерология понятий» На главную страницу | Словарь по буквам | Избранные эссе из Словаря | Эссе по темам | Словник от А до Я | Приобрести Словарь | Гостевая книгаУдивление глупое и умное |
…Глупое | …Умное |
Глупость не знает, что
такое «понимать»; удивляться она может, но
удивляется не непонятному, а только непривычному. Привычное, виденное, знакомое – такое, на которое уже известно, как реагировать – есть для глупости синоним естественного и понятного, а естественное для нее – тем самым неудивительное. Так именно удивляется животное (домашнее). Телевизор, к которому оно привыкло, его не удивляет, а дайте послушать ему голос в телефонной трубке, и оно весьма удивится. Для глупого удивления не существует не только непонятного, но и великолепного – если оно к нему привыкло. | Ум, говорят – это
способность удивляться. То есть, во-первых, фиксировать для себя непонятное. Умное удивление, таким образом, это удивление непонятному: тому, что не вписывается в наличные представления о естественном (объяснимом). Надо сказать, что мы вообще можем объяснить безмерно меньше того, к чему мы привыкли и на что знаем, как реагировать, даже, может быть, как управлять им; и вот этот-то факт умное удивление постоянно и обнаруживает: «удивительное рядом». Привычка – умственный сон, удивление – пробуждение. А во-вторых, удивление – это способность оценить по достоинству нечто великолепное, даже и (в некоторых аспектах) понятное или затертое той же привычкой. |
«Умный человек» (для недумающего человека) – это человек бывалый, который все изведал, ко всему уже, «а приори», привык и ничему не удивляется. | Чем умнее человек, тем больше смахивает он на наивного, тем больше в нем «детскости» – ибо тем больше видит он вокруг себя удивительного: во-первых, еще не решенного, во-вторых, великого и потрясающего. |
Коль скоро вместо
оппозиции «понятное – непонятное» для глупого
удивления существует лишь «привычное –
непривычное», оно, по существу, и не ставит никаких
вопросов, оно есть – если назвать его точнее –
«изумление», паралич ума, ошеломленность:
ошеломленность необычностью чего-либо (плюс
комплекс амбивалентных чувств перед ним: страха и
восторга, отталкивания и притяжения). Однако, если учесть, как мало вообще нам в мире чего-либо до конца понятно, притом что мир от нас ничего специально не скрывает, – станет ясно, что необычное принципиально не составляет большей тайны, чем привычное, и в большинстве случаев должно легко сводиться к тому же привычному или являет собой обман зрения, фокус. | Итак, умное удивление – это
может быть по существу то же, что вопрос; еще не
вполне сформулированные, недоосознанные
«почему?», «каким образом?». (Причем всякий вопрос
рискует остаться без ответа, так что момент «глупого
изумления» и в этом удивлении присутствует.)
Конкретные вопросы, которые могут выражать умное
удивление, глупому покажутся предельно глупыми;
например: почему яблоко, сорвавшись с ветки, летит
непременно к земле?.. «Вопрос» удивления может быть настолько глобален, что уже не содержит конкретных «почему»; так удивляются чуду бытия вообще и чуду многих его проявлений; это удивление-восторг. Причем, познанное в бытии может таким образом удивлять, пожалуй, не меньше непознанного. Пример – открытия современной науки; они именно чудесны. |
Иначе говоря, глупому
удивлению потребно «чудо» – видимые сбои в
привычном механизме бытия. Не ставя перед собой вопросов, глупое удивление не пытается свои чудеса понимать – это значило бы для него свести чудесное к привычному, и тем самым – к неинтересному. | Умное удивление стремится понять, и понять для него – не значит развенчать, сделать неинтересным. Даже не значит, как уже сказано, сделать больше не удивительным. Ибо для умного удивления «чудо» содержится не в сверхъестественном, а в естественном, в самой природе; оно – не нарушения в механизме природы, а сам ее великолепный механизм. И первое чудо – сам факт бытия: ведь без вопросов понятно может быть только ничто. |