Подумалось, что... |
* * * Речь биологического существа человек (а других говорящих существ мы и не знаем) – это инструмент передачи мысли (информации) от одного к другому; передача мысли требует ее предварительной кодировки – состоящей из условных, то есть условленных меж людьми, обозначений знакомых или предполагающихся знакомыми всем явлений (слов). – Этим-то инструментом общения, словами и цепочками из них, мы пользуемся и в одиночестве, помогая себе переходить от мысли к мысли, надстраивать одну над другой, и даря свои выводы не тому или другому человеку, а себе самому, как Человеку Вообще. – Мышление, можно сказать – это высший вид общения. Это диалог человека со своей сущностью. Это проявление, в диалоге с ним, собственного непроявленного. Между прочим, с жанра диалога, разговора, началась (в Греции) европейская философия; тогда, действительно, мышление было «высшим видом общения» непосредственно. Слова – это обозначения. А обозначить, вообще говоря, можно что угодно как угодно. Что же такое, в таком случае, значит наше вечное стремление выяснять смысл слов? Просто – каждый раз – желание узнать, что ими обозначают другие (когда мы сами этого почему-то не знаем)? – Нет, конечно. На самом деле это значит – вдруг ощутить, что привычно обозначаемое каким-то словом (что называется «понятное») вдруг ускользает от однозначности, которая ведь только и делает обозначение полноценным обозначением, понятное – понятным. В погоне же за однозначностью обозначения обозначаемое начинает двоиться, троиться… тогда мы обозначаем все стороны раздвоенного целого, и так начинается диалог, – собственно мышление. Точнее, мышление философское. А имеет оно своей конечной целью – ввести обозначения непротиворечивые и исчерпывающие, оптимальные. Выполнима сия задача или нет, но проект таких «обозначений» и составляет наше понимание мира. Нашу метафизику. (Мои две, три колонки – это просто диалог в не-беллетризованной форме, позволяющей излагать мысли, позиции обеих сторон, прямо и свободно.) Интересно: в любом толковом словаре определение более или менее общих понятий представляет собою, как правило, откровенное перечисление их синонимов, каждый из которых, естественно, совпадает с определяемым словом лишь отчасти – так что о специфическом значении определяемого понятия остается все же только догадываться; а догадываются о нем, видимо, из того контекста, в котором встретилось слово, за которым лезут в этот словарь. Возможные контексты, кстати, тут же в словарях и приводятся (в качестве примеров употребления определяемых слов), что было бы не обязательно, если бы определения действительно были определениями. – * * * Свидетели обвинения не умирают. Наши заслуги перед умершими – кажется, хоронятся вместе с ними, а вины перед ними – продолжают жить… Умершие уже не доставляют нам радостей, но доставляют боль. Причем боль доставляют и бывшие боли, и бывшие радости… «Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были». Хорошо, но для этого надо стать эгоцентриком. А именно от эгоцентризма и надо отучаться всю жизнь, в благодарность близким за то, что они есть… (Или так. – Все мы смертны – значит, не в этом дело. Прекрасного в людях это не умаляет.) Невозможно получить от кого-то радость, не получив еще больше боли. Жизнь кончается, с этим надо мириться. Но ведь еще и – плохо кончается… «Все хорошо, что хорошо кончается». Но «все» – кончается, кажется, плохо… И что же, надо понимать – все плохо? * * * Принцип находится в какой-то опасной близости с позой, то есть принципиальность – с позерством. Принципиальность отправляется, как правосудие, как процедура или ритуал; это наша роль в них. Совесть и жалость переживаются. Настоящая совесть – не перед принципом, а перед другими людьми. Все не могут стать добрыми. Что было бы, конечно, несравненно лучше, чем если бы все стали принципиальными. К доброте требуется еще и ум. А принцип достаточно только запомнить, причем ум здесь скорее противопоказан. Это не значит, что следование принципу всегда приведет к добру, отнюдь нет! Но принципиально-то последствия, хоть добрые, хоть злые, и не должны волновать принципиальных: «делай, что должно, и будь что будет». «Плод добрый» – это уже задача доброты, не принципа. Ответственность есть ответственность за последствия. Принципиальность сводит ответственность к послушанию принципу несмотря на последствия. Принципиальность есть управа на самое совесть. Принципиальность есть безответственность глубочайшая – такая, которая находит себе принципиальное оправдание. «Нет праведника, нет ни одного»! – А если бы и нашелся, он с трепетом сложил бы с себя это звание. Послушание общим принципам позволяет людям сосуществовать не лучшим образом, а хоть кое-как. Но большего от них вряд ли можно потребовать: ведь это значило бы требовать от всех и всегда «ведать, что творят», то есть – ума и доброй воли; а это значит требовать «того, не знаю чего». * * * Свою цену имеет «сейчас», свою – «потом». Всякое «сейчас» – средство к «потом». И здесь тоже видно, как «цель не оправдывает средств»: «сейчас» имеет свою цену и само по себе, и мстит за небрежение собой так же, как мстит забываемое «потом». («Цель не оправдывает средств»: ничто бывает только средством. А если мы и пытаемся так его использовать, оно за себя отомстит…) Все наши дела идут к цели, то есть к смыслу, а жизнь – к концу, то есть как будто к обессмысливанию всего. Смыслы в жизни бывают только частные, от сих до сих. А в общем – если, конечно, не существует чьего-то непостижимого плана на наше существование – бессмыслица. Чем меньше у нас остается будущего, тем меньше радует и настоящее… Чем меньше в жизни остается такого, что доставляет радость – убеждает в своей ценности само собою – тем больше приходится ее ценить, и тем труднее этому выучиться… По мере того, как будущего у нас остается все меньше, настоящее становится все дороже. То есть за все меньшее и худшее мы готовы платить все больше и больше… Все хорошее мы упорно воспринимаем как залог чего-то еще лучшего. И потому все хорошее разочаровывает. Конечно, жизнь, мы, если не дураки, обмениваем на мудрость. Но ведь в конце концов приходится отдавать и ее… * * * Высказал – и как будто легче стало. Вот для этого мы и думаем, формулируем свои печали. «Жизнь коротка, искусство вечно». «Радость свою мы хотим продлить, печаль – увековечить» (это из моих «Формул»). Память: мы сможем жить для кого-то, когда уже не сможем жить для себя. * * * Хорошие шансы на признание у всякой тонкой философии, сколь бы замысловата она ни была, если она стоит на службе каких-то грубых страстей или примитивных инстинктов. Философия – это скорее искусство, чем наука, и все же, посягая как минимум на внутреннюю логическую обоснованность, она и оцениваться должна по критерию «представляется верным – представляется неверным», а не «нравится – не нравится». Однако именно последняя пара и определяет общее признание. …Какая же тайная страсть удовлетворяется постмодернистской философией? – о, это феномен особый. Тайную пружину этой философии составляет страсть не столько даже примитивная и не столько грубая, сколько – мелкая. С развитием института культуры возникла эта мелкая страстишка в среде людей, не призванных к культурному делу, но подвизающихся в нем в силу его престижности: страстишка быть философом по всем внешним признакам, не будучи им по существу. То есть складывать необщеупотребительные слова в темные для непосвященных речи, ничего по сути и не пытаясь понять, и даже уверившись в положении, достойном клинического идиота, что объективной истины как таковой и не существует… Маркс так прямо и считал, что всякая философия только и может и должна, что обслуживать материальные интересы; но это должны были быть, правда, исключительно классовые интересы. – Философия этой философии (так сказать) – видимо, такая: истина сама по себе нашему разуму недоступна, а всякая работа разума есть только аргументация в пользу каких-то потребностей, интересов; роль же объективности в этой аргументации исполняет то, что годится не всякий личный, а только общий, социальный интерес (это свойство всеобщности), причем интерес того класса, которому суждено победить (это свойство непреложности). * * * Если ты сволочь, то всякий пострадавший от тебя сам и виноват. А если – нормальный человек и кто-то от тебя пострадает, виноват будешь ты. – Наверное, так оно потому, что в последнем случае происходит что-то близкое к предательству. * * * …Объяснять приходится тем, кто не хочет слушать. И потому, чем подробнее объясняешь, тем становишься для них непонятней. Полемика – это когда каждая сторона пытается объяснить свои взгляды другой, не желающей их понимать. |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу