* * *
Все хорошее, что мы получаем от жизни, мы можем получать и по праву, но никогда – по справедливости. (Справедливость заставляет помнить и тех, кто не получил ничего…)
* * *
«Бог креста не по силам не дает»: не больше, но и не меньше…
* * *
Это для логики – глупости суть только фикции, а в жизни глупости – реалии.
Это в школе двойки хватает тот, кто отвечает неправильно. На практике – скорее тот, кто правильно.
* * *
Никакое мнение ни в каком социуме не станет общим, пока не приобретет характера моды или партийности и не отгородится таким образом от истины, – то есть пока не поглупеет.
* * *
Глупость – материал политика (как глина или мрамор – материал скульптора). Ум управляет собою сам.
* * *
«Философия партийна» – это:
«истина как таковая нас не интересует, а философия есть подбирание слов, которые можно сказать в защиту наших пристрастий»;
«мировоззрение человека – это идеология того общества, к которому он принадлежит и от которого зависит его благополучие»;
«философии в ее прямом смысле и не существует – а есть только политика, ее особый раздел: искусство создавать мифы, сколачивающие массы в управляемое целое».
«Партия» – это с одной стороны то, что не индивид, с другой – то, что не целое. «Философия партийна» – это значит, что не существует ни объективной истины, одной на всех, ни индивидуальных подходов к ней (то есть ни та, ни другие никакого значения не имеют). Существуют лишь идеологии социумов, к которым мы принадлежим, или желаем принадлежать, или к которым нас принадлежать вынуждают – как той среды, в которой мы вынуждены ковать свое благополучие (и которое только и может нас интересовать). «Истина» – это тот или иной политический проект.
Худший, естественный враг всякой партии – истина.
«Объективная истина» партийной дисциплине не подчиняется.
Истина беспартийна. Во всякой партии она – трус, отступник, ренегат…
Людям нравится делиться на своих и чужих, и общий на всех голос разума всегда звучит для них как предательский.
* * *
Лучшее – враг всех устраивающего.
По-настоящему работают лишь подвижники и каторжники, а мир стоит на кое-как.
* * *
Моральное поведение – не алгоритм (правило), а достижение доброго результата. То есть оно морально тогда, когда (1) имеет в виду добрые цели и (2) отвечает за их достижение. Одна лишь добрая цель, таким образом, не делает поступок моральным, если не подкреплена этой ответственностью.
Моральность поведения состоит из моральности намерений плюс ответственности за их исполнение в реальности – за результат. То есть морален не результат, как полагают «консеквенциалисты» (он не всегда в нашей власти), а ответственность за результат.
Сведение морали к правилам – избегание моральной ответственности за «плод добрый».
* * *
То, что в нашей незаметно и сказочно разбогатевшей публике играет роль культуры, вся эта приправленная нео-барковщиной «постмодернистская» дребедень, – это воистину чума! «Чума во время пира»…
* * *
Тот, кто не согласен с вашими мыслями, уже что-то в них понял.
* * *
Сложное дается трудом, простое – наитием. «Простое гениально».
* * *
… Они убеждены, что искренними люди могут быть только в эгоизме, и фальшь нравственности, которая ведь необходима, строят на лжи так понимаемой религии.
* * *
Если все вас хотят исправить, это не значит, что от вас хотят одного и того же. Это значит только, что вы никого не убеждаете в своем праве быть самим собой.
Не исправляйтесь, а – совершенствуйтесь. Недостатки – это недоразвитые достоинства.
Все в человеке, что не преступно, может составить его особое достоинство.
* * *
Если вас не любят, а вы ни в чем не виноваты, вас остается презирать или ненавидеть.
* * *
Большинство хочет быть как большинство.
Общее мнение не столько складывается из мнений каждого, сколько определяет их, и есть плод чьей-то организационной работы и случая.
Цитирую себя:
«Все решает общее мнение, организованное кучкой прохиндеев».
* * *
…Это король, которого играет свита.
* * *
«Глас народа – глас Божий»: нечто такое, с чем не приходится спорить, как бы бессмыслен он ни был.
* * *
Вечные проблемы – не задачи, а боли; никакие их решения не помогают.
* * *
Редукционист: «человек, в сущности, – обезьяна». Холист: «обезьяна, в сущности – человек».
Как сущность яйца – курица, гусеницы – бабочка, так сущность всего живого – человек (или, может быть, Бог).
Все твари созданы «по образу и подобию Божьему», только в разной мере его отражают.
* * *
Марксизм из простого бесспорного факта «нужно есть, чтобы жить» делает слишком уж смелый вывод: «все и живут исключительно для того, чтобы есть как можно лучше».
* * *
Эволюция приспособления живого к среде движется в сторону все большей независимости от нее, – это значит, в сторону все большей разумности.
Эволюция движется не в сторону большей выживаемости вида, а в сторону большей разумности индивидов.
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу