Александр Круглов. Афоризмы, мысли, эссеЭссе входит в книгу «Словарь. Психология и характерология понятий» На главную страницу | Словарь по буквам | Избранные эссе из Словаря | Эссе по темам | Словник от А до Я | Приобрести Словарь | Гостевая книгаДогма и убеждение |
Убеждение религиозного типа, или догма | Собственно нравственное убеждение |
Убеждение этого рода – очевидная теоретическая нелепость, но притом так понимаемая нравственная необходимость: это есть некоторое мнение, которое я вменяю себе (или, как я могу полагать, это вменено мне моим Богом) в нравственный долг. | …Это естественная нравственная необходимость: мое собственное мнение о том, в чем вообще состоит моральное, тем самым становящееся для меня обязательным, долгом. Если я искренне верю, что такой-то или такой-то поступок будет по совести верен, то так и должен поступить: в соответствии с убеждением. |
Величайшим образцом
такого «мнения, составляющего наш долг», является
представление о существовании высшей
нравственной инстанции в качестве действующего в
мире (надзирающего, испытующего, карающего и
т.д.) лица, то есть вера в Бога. Бог же заповедал и все
другие мнения, которые нам следует считать
истинными. Бог существует не так, как всякая другая истина (безразлично к нашему мнению о ней), а в самой вере: он должен существовать, чтобы существовали наши моральные заповеди (убеждения); иначе «все (дурное) позволено». Вера – сие угнетающее разум требование быть убежденным без доказательств – первое и высшее моральное достоинство человека. (А разум – приносимая им вере жертва.) | Очевидно, что никакое мнение
не может быть вменено нам в долг (долг составляет
не убеждение, а действие в соответствии с
убеждением). Вера не может быть условием
нравственности: истина не подчиняется самым
лучшим нашим пожеланиям, а построить
нравственность на заведомой фальши вроде бы и
невозможно. Убеждение, чтобы быть истинно
моральным, должно быть согласно с разумом. Так что, даже если нам вполне искренне верится в объективное бытие Бога, мы – цивилизованные люди – уже не можем считать нечто добром потому, что так судил Бог, а, напротив, полагаем, что сам Бог потому и Бог, что творит только добро. То есть наши нравственные убеждения существуют в нас независимо от Бога, а роль этого последнего – если мы вообще признаем его – разве что в том, что он укрепляет нас в этих убеждениях. |
Та же
картина и со «светскими религиями», или
идеологиями; здесь, в так называемых
«идеологических обществах», высшее моральное
достоинство индивидов – «идейность»,
убежденность. Убежденный в нашей идеологии
человек – «наш человек», сомневающийся –
«контра» (и этого достаточно для принятия к нему
соответствующих мер). Идеология – это религия, в которой управляющего миром Бога сменила стремящаяся управлять Идея; идея, как мысль, может претендовать даже на научную обоснованность, но и за этим все-таки явно, что тут мысль – не отражение истины, а орудие власти. – «Наверху» – цинизм идеологов, «внизу» – идеалы (убеждения) идейных… | То же получается, когда
какому-нибудь ученому авторитету удается убедить
нас в своем мнении – и создать «единственно
правильную» идеологию. Нам тогда кажется: всякий
хороший человек, если прислушается к аргументам
нашего Учителя, убедится в ее, этой идеологии,
правоте. То есть с ней произойдет то же, что
происходит со всякой, независимой от наших
убеждений, объективной истиной. Этого, однако, не происходит – претензии на научную непреложность идеологий проваливаются – и всякому исповедующему идеологию приходится в итоге либо создавать из нее для себя квазирелигию, либо, и не думая принуждать себя к личной вере в нее и избрав цинически-политическую позицию, делать из нее орудие организации масс, орудие властвования. |
Убеждения
могут иметь квазирелигиозный характер и
независимо от каких-либо политически влиятельных
идеологий. В этом случае мы имеем сочетание а) личной воли к моральности вообще и б) душевной незрелости (например юношеской), исключающей возможность самостоятельно определять, что именно морально. Неизвестно каким образом – понаслышке или хоть путем «откровения», мистически – некоторые моральные установки становятся для нас квазирелигиозными догмами, сакрализованными «долгом», «принципами», «убеждениями», на которые непозволительно покушаться ни уму, ни чувству. | Разум, сознание
приоритетности объективного, отнимает у наших
убеждений всякий религиозный и квазирелигиозный
характер. Так, воля к моральности вообще имеет очевидное практическое обоснование (необходимость общего выживания), имеет она и элементарное чувственное обоснование (эмпатию, сопереживание). Тем более это касается конкретных моральных правил и их применений: правила должны быть понятны, иметь ясную добрую цель, а применения их должны быть такими, чтобы эти цели достигались (а не формальными). Итак, собственно нравственные, десакрализованные убеждения нравственно зрелого человека предполагают свою постоянную поверку умом и чувством. |
Убеждениям «изменяют», – акт, означающий святотатство, мистическую формулу Преступления. Дурно – поступить вразрез с убеждением; но это может быть всего лишь слабость. Еще хуже – и это уж настоящая измена – отказаться от него. Нет, конечно, у убеждений и «крайностей» – у истинного нет ограничений. | Поступить вразрез с личным убеждением – значит изменить самому себе, предать собственное достоинство. Другое дело – если разум и сердце, столкнувшись с живой жизнью, заставят отказаться от самого убеждения, или остановиться перед «крайностью» (выявившейся нелепостью). Если этот акт – не акт самообмана, то такой отказ не преступление, а нравственное свершение. |
Наши убеждения нам не принадлежат – напротив, поскольку мы моральны, то находимся в их священной власти, а практически – во власти некоего исповедующего их социального целого. Мы можем быть верующими, коммунистами, патриотами или непротивленцами и наш долг всегда поступать соответственно; убедиться же в иной правоте значит стать перебежчиком. Что нам простится лишь в том лагере, куда, но не в том, откуда совершен побег. | Наши убеждения – это кодекс
нашей совести, сама сердцевина нашей личности.
Юность, впрочем, поневоле берет их напрокат; но
взрослеем, развиваемся, совершенствуемся мы –
меняются, иногда через жестокие кризисы, иногда
постепенно и незаметно для нас, но всегда становясь
все более ясными и адекватными нам самим, наши
убеждения. Итак, изменять убеждениям можно не иначе, как перерастая их. А запретить себе расти – дело нелепое, да и безнадежное. |
Наши убеждения – твердость в них – это сама наша совесть. | …Да, убеждения необходимо менять – но не тогда, когда это нам удобно, а тогда, когда этого требует совесть. – Убеждения не должны подменять совесть. |
Всякая вера – это приравнивание определенного мнения к истине; для верующего, истины самой по себе по существу и «не бывает» – «во что веришь – то и есть!». Причем эта вера – долг. | Уточняя известный афоризм, убеждения, которые нельзя было бы менять, суть худшие враги истины, чем ложь. Любое нравственное убеждение должно уступить дорогу добру, как любая гипотеза должна стушеваться перед явившейся истиной. |
Человек без убеждений есть, по подспудному убеждению всех людей «с убеждениями», – негодяй. Для них очевидно (почему-то), что такой следует лишь одному принципу – своекорыстию. Потому, даже логически, лучше иметь хоть какие-то убеждения, чем никаких. | Человек без убеждений – еще не личность. Но и то сказать, что, если подлинным убеждением человека не является в таком случае его своекорыстие, то отсутствие четких убеждений предпочтительнее наличия дурных убеждений… Как и во всех делах – лучше не иметь мнения, чем иметь твердое ложное. |
Видимо, для
человека с религиозной психологией утрата веры
или коллективной идеологии – это душевный вакуум
(ибо истина и право его «не греют»). – Такой
человек, в унисон с циником-политиком, сейчас
постоянно твердит о «бездуховности», причем не
спорит с тем, что «духовность» может быть и такой
и иной, например православной или
коммунистической. То есть одна «духовность»
прочит другой ад, а та первой – концлагерь, – и обе
при этом не отрицают факта, что несут одни и те же
функции, суть одно и то же. Быть человеком еще мало; надо быть настоящим человеком, что значит: знать, с кем ты и против кого, «иметь убеждения». | И все-таки есть, конечно, и
одно непременное в нравственном человеке
убеждение. Оно в следующем: если знаешь, что
хорошо, то так и надо поступать, а что такое хорошо
– каждый знает по себе. (Иначе это называется
«Золотое правило»). Быть ли при этом убеждении
еще и верующим, коммунистом или либералом –
дело личное, но лишь до тех пор, пока это твое
индивидуальное расположение не придет в
противоречие с указанным главным,
общечеловеческим. Можно не иметь никаких убеждений, кроме «золотого правила», а можно иметь какие хочешь убеждения – но это лишь постольку, поскольку они не мешают тебе оставаться человеком. |
«Воевать за веру», «бороться за убеждения» – вот высшее из человеческих проявлений, вот – героизм! Соответственно, бескомпромиссность – синоним высокой нравственности. Если истина (как в то подспудно верит религиозный и идейный человек) не выше веры, а добро – не выше убеждений, то, по логике вещей, определить правого и может только сила («сила духа»), – только война. | От убеждений отступаться нельзя, но, как отмечено выше, высшее убеждение – это человечность, велящая нам жить без войн. Драться за убеждения – ненамного благороднее, чем драться за кость, но, точно, глупее. Вера есть вера, дело личное, силой никого не убедишь. И компромисс – не сделка с совестью, а ее собственное требование: пусть каждый найдет своим убеждениям место в общежитии с другими людьми и их убеждениями. |
От
убеждений отступаться нельзя, а это значит, что и
убеждениям нашим не перед чем отступать! Если
ради своих убеждений требуется совершать
жестокости и это тебя смущает, только спроси себя:
а сам, ради них, ты мог бы снести такую же
жестокость? И если да – действуй. Если готов за
свое убеждение на смерть, то вправе за него и сеять
смерть… Помирить правильное с неправильным, добро со злом невозможно, соответственно, «белый флаг», под которым выступает гуманизм – признак трусости или маловерия, и если сам «гуманист» этого не признает, значит, лицемерит. Кто убежден, кто верит в свою нравственную правоту, тот заботится о том, чтобы добиться своего, а не о правах или переживаниях супротивников. Нравственной цели – нравственны и все средства, которые к ней ведут. | И снова: от убеждений не
отступают, но перед жестокостью (я не говорю –
применением силы, которым приходится обуздывать
жестокость) должны остановиться сами убеждения.
– В этом состоит убеждение гуманистическое. Его
специфика в том, что оно предполагает, во имя
простой человечности, мирное сосуществование
убеждений, терпимость; гуманизм – это «белый
флаг»… Что явится добром для каждого – вопрос убеждений как личных мнений, но что есть для каждого зло – вещь очевидная: терпеть жестокость. Вот то единственное, с чем гуманизм никогда не стерпится. Итак, любое убеждение ложно, если узаконивает жестокость, бесчеловечность. В другой формулировке – «цель (нравственное убеждение) не оправдывает (жестоких) средств», – ими опровергается само нравственное достоинство убеждения. |