Рейтинг@Mail.ru

Александр Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе

Подумалось, что...

У того, кто требует от других соответствия идеалу, идеал – он сам.

*  *  *

Способному на крупную подлость не следует размениваться на мелкие.

Подлецами называют, обычно, подлецов мелких – тех, кто продает свою репутацию за пустячные цены. Тех, кто продает репутацию задорого, назвать так уже не решаются.

Если неумный человек нарушает формальности, то он способен и на подлость. Если умный человек никогда не нарушает формальностей, возможно, он бережет себя для подлости.

Честный в малом честен и во многом. Верный в малом верен, может быть, и потому, что во многом – нечестен.

*  *  *

Прогресс нравственности: послушание; охотное послушание; добрая воля.

*  *  *

Прогресс религии: бог - сила, и что он хочет, то и добро; Бог - добрая сила, а в зле виноват, видимо, Сатана; Бог - вовсе не сила, а, может быть, то добро, которое «внутри нас есть»…

*  *  *

Параллельный прогресс религии и нравственности. – Исходно, боги не различали добра и зла, бывали, с нашей нынешней точки зрения, и элементарными пакостниками, и человеческая нравственность в точности равнялась религиозности: она состояла в умении их задобрить, или в послушании. Нравственность была такой же жертвой богам, как и несчастные тельцы.
Затем, божество эволюционировало и воплотило собой добро, и стало Богом, а за все видимое зло в мире стал ответствен отпавший от него, таким образом, Сатана. И наша нравственность стала выражаться в том, чтобы выбирать себе для послушания не Сатану, а Бога. И хотя Бог и дает нам заповеди и не оставляет без многочисленных истолкователей его воли, райское яблоко тем самым было уже надкушено – без собственного разумения в деле различения добра и зла стало обходиться невозможно. Так, что нравственные требования стало уже мыслимым предъявлять – хоть и робко и с недоумением – но самому господу Богу! То есть добро перестало быть для нас тем, чего хочет Бог, а, напротив, Бог, если он Бог истинный, должен хотеть только добра.
Вместе с тем вера в Сатану, при существовании единого и всеблагого Бога, стала неприличной – Сатана стал попросту ничем, ржавчиной на бытии, а вера в него глупым суеверием. И Бог стал, как будто, тем, чем ему и подобает быть – стал всем…
И это знаменовало начало конца его власти над миром… Вот тут-то добрый и справедливый Бог, под давлением самой благочестивой и осторожной, но неотразимой критики, признал, что совмещать доброту и всемогущество немыслимо – и отрекся от полномочий вседержителя, сложил с себя все властные функции! А нравственность полностью препоручил нашему собственному разумению. Отныне простое «как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты с другими» – вот «весь закон и пророки»…

 
Рейтинг@Mail.ru

На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz