Подумалось, что... |
«Харизма» – это способность апеллировать непосредственно к стадному инстинкту. Харизма: способность влиять не на умы. У баранов лидеры только харизматические. * * * Мудрец высоко поднимается над обывателем, но вечные вопросы и над ним, как звёзды – как ни поднимайся, не становятся ближе… * * * Ханжество – это моральное рвение, влекущее аморальный результат; это сознательное или неосознанное злоупотребление моралью. Ханжество: это когда средством к дурным целям избирается сама мораль. Нравственность ханже для того, чтобы мучить или красоваться. А то и что-то себе выгадывать. Ханжество – «этизм», в пару к «эстетизму». Если для последнего всё в мире делится на красивое и некрасивое (и это ужасно), так для первого всё в мире лишь похвально либо предосудительно (и это бывает не менее ужасно). Всё в человеческих поступках – либо похвально, либо предосудительно, либо личное дело тех, кого они касаются. Ханжество-деспотизм об этой третьей категории ничего не ведает. Повторюсь: какое-то нравственное значение имеет, пожалуй, всё. Но существует и «личное дело» – то есть такое, которое подлежит лишь собственному суду его участников. И ещё ханжей… Поступки – дело общее, совесть – личное. Ханжа лезет прямо в совесть. У злого человека злая нравственность. А доброму она, в общем, и не нужна. Истинно нравственное требование не насилует нас, как не насилует, например, необходимость признавать, что дважды два четыре: достаточно осмыслить это требование, чтобы нравственный поступок стал свободным. – Но ханжеская нравственность, без явной доброй цели, именно насилует. Нравственность – дело общее; ханжа не может быть ханжой для себя одного… Самая обычная корысть в ханжестве – бытовой деспотизм, выражающийся в страсти осуждать. …Впрочем, любой принцип можно превратить в ханжеский, даже «не осуждай»… И даже, пожалуй, «не осуждай» – проще всякого иного: достаточно преобразовать его в «не вмешивайся, не защищай…». Ханжеское моральное осуждение – нападает. Ханжеское неосуждение – не заступается. Подлец без ханжества – ещё не законченный подлец. Если бы ханжа захотел и смог стать перед собой честным, то есть потребовать от себя того, что требует от других – он стал бы неотличим от благородного, но добрее не стал бы. …И всё же всё сказанное – не совсем к нашему, последнему времени. Пожалуй, я и не видел
своими глазами человека моложе сорока, выставлявшего бы напоказ свою добропорядочность: это вещь
ныне не гордая, её приходится стесняться, как некоей слабости. Разумеется, подлинно моральный человек в каждом своём поступке имеет в виду не только сиюминутные интересы, свои и тех, с кем непосредственно имеет дело, но, в нужной мере, интересы общества, человечества и вообще жизни на земле. Вот в этом-то духовная ограниченность и видит «ханжество». Для пошляка всякий чисто моральный мотив – не подкреплённый возможностью что-то выгадать или поплатиться – «ханжеский». Не стоит путать общие принципы и общее благо. Первыми вооружается ханжество, второе имеет в виду развитая совесть. Подлинная мораль выше всякой корпоративной, она имеет в виду интересы всего человеческого
сообщества, вообще жизни во вселенной. Истинная мораль должна быть такой же естественной потребностью, как и наша корыстность, которую она призвана умерить. Мораль не должна быть более жестокой, чем проступок. * * * Характер – это природа человека вообще, описываемая формулой из многих переменных, значения которых в каждом индивиде меняют её до неузнаваемости. Но понимание человека предполагает ощущение этой общей формулы. В одиночестве познаёшь человека вообще, в общении – себя в частности. Ум – степень свободы от обстоятельств, в том числе и от собственного характера. Самая элементарная человеческая типология: «нормальные» (понятные мне) и «психи». Наши недостатки являются продолжениями наших достоинств. Чужие достоинства являются продолжениями их недостатков. …Всё-таки «быть собой» – это не значит застыть в собственной типичности (в этом ничего хорошего ещё не было бы), а значит – не изображать собой того, что ты не есть, в угоду типичности чужой (моде, стилю…). В идеале, это значит – быть адекватным. …Всё-таки по-настоящему понимать человека – это чувствовать и его свободу, его божественный «высший этаж», принципиальную возможность оторваться от всякой земной типичности, от «характера»… И потому понимающие человека ошибаются в людях практически чаще, чем те, кто только его «знает». Два противоположных значения понятия характер: * * * Суд определяет справедливость, полиция стоит на её страже, палач её осуществляет. «Юстиция должна быть с палачами». Справедливость минус человечность – палач. * * * Нравственные поступки не требуют благодарности. Не потому, что они совершаются для Бога, принципа или даже совести самих по себе, а потому, что они естественны. Кодекс наших моральных принципов должен начинаться с основного, конституционного: «мораль имеет в виду добро». А завершаться, как и положено: «ничто в моих частных принципах не может быть истолковано против главного». Эпатаж – он и в морали эпатаж. Ваша принципиальность заметнее, если от неё исходит вред, или, хотя бы, она противоречит здравому смыслу. * * * Эпатаж – это искусство задирания публики с целью расширения собственной известности, каковая тою же публикой вменяется в высшее достоинство претендующих на её внимание. * * * «Большое видится на расстояньи», а здесь и сейчас красуется мелкота. * * * Если кто и забывает чужие обиды и свои благодеяния, то уже не может этим похвастаться. * * * Быть собой – значит быть хоть чем-то, тогда как не быть собой – значит не быть ничем. * * * Хитрость – это ум, употребляемый в корысть. Хитрость не существует без некоторого обмана доверия, то есть не существует без предательства. Хитрец – это подлец, к которому формально не придерешься. Хитрость – точно то же, что вероломство. Умный имеет в виду всё, что относится к делу, а хитрый – только свой интерес. В нормальном общении приходится решать множество задач, в том числе учитывать чужие и
свои интересы, но хитрый знает лишь одну задачу: своя выгода. Умный думает обо всём, а хитрый только о себе… и полагает в этом ум особый! Умный для хитрого – лишь разновидность дурака. Хитрость – ум ничтожества. Чем ты проще, тем тебе всё проще. Ничтожество хочет только преуспевать, и не разбрасывается. Общение хитреца – позиционная война. Хитрец, естественно, побеждает в той тайной войне, которую ведёт с нормальными людьми, потому что они об этой войне не знают. Законна хитрость в защите от насилия (ибо насилие – самая большая нечестность). Хитрец наказывает «дураков», но пени собирает исключительно в свою пользу. Хитрый играет на людских пороках, но ещё вернее – на добродетелях. Доверчивость происходит от глупости и нравственной чистоты. «Лох» переводится как «удобный объект для хитреца». У ничтожества доверие надо ещё уметь вызвать, а у человека благородного доверие к ближнему – в презумпции и в привычке. Так что последний – гораздо более лёгкая добыча для хитрецов. * * * Сколько дней и лет, даже поколений, ни готовится результат, всё решает безалаберная последняя минута. * * * |
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу