Александр Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе

Подумалось, что...

Никого не слушай, даже если все молчат.

*  *  *

Человек рыночный – переиначивая известный афоризм – уважает себя не за то, что он есть, а за то, что он ест.

*  *  *

Правда бывает бессильна, но она бессмертна.

*  *  *

Слава неуважительна.

Слава – это когда о человеке говорит кто хочет, что хочет.

Слава – это когда можно говорить гадости даже о мертвом. Это свобода клеветы.

*  *  *

Целесообразное – это разумное лишь в одном отношении, и могущее быть предельно неразумным вообще.

Всё разумное целесообразно, но не все целесообразное разумно.

Маньяки – рыцари целесообразности.

«Цель не оправдывает средств»: целесообразность не оправдывает преступлений.

Приличные люди действуют морально, подлецы – целесообразно.

Целесообразность способна на куда большие глупости, чем сама глупость!

*  *  *

Вопрос, оправдывает ли цель средства, однозначно не решается, но одно неоспоримо. – Цель – это то, что вы, может быть, хотите сделать, а средства – это то, что вы в реальности делаете…

Создать счастье будущих поколений на костях существующего, если и было бы возможно, то не для человеческого рода – имеющего память… Груз преступлений никуда не девается…

*  *  *

Индивидом движут, по Марксу, материальные интересы. Но почему-то не его личные, а классовые. – То есть, значит, уж и не вполне материальные…

*  *  *

Целомудрие – это мудрое избегание преждевременного опыта (который может помешать развитию, испортить).

Для религиозной души всякая опытность равносильна испорченности, и здесь целомудрие – достоинство неискушенности. Категория того мировоззрения, для которого естественное, исходно, есть грешное, так что наиболее приближенное к божьему образу в человеке проявляется в нём при условии неведения, неопытности.
А в более светском варианте «целомудрие» – это «чистота неискушенности», то есть по неведению; «ещё-не-испорченность». Состояние до знакомства с реальными земными отношениями, могущими быть и чистыми и грязными, а потому имеющее святое право на бережное и уважительное отношение к себе.

Дурак либо наивен, либо испорчен.

«Дураки, умнея, становятся негодяями» (Аркадий Давидович).

«Чистому всё чисто»: эти слова знаменуют великий переход от религиозного морального сознания к морали человечности. Если моральный универсум верующего делится для него на божественное- чистое и земное-грязное, то изрекший эти слова уже сознаёт, что чистым можно и должно оставаться и в земном.
«Чистому всё чисто»: «первородное» не грех, все действительно естественное чисто.

*  *  *

Критиковать легко. Постарайся только проигнорировать целое, как все частности сами собой предстанут глупыми и нелепыми.

Образ – это эстетическое целое.

Подлинный анализ не разбирает целое на части, а выясняет соотношение частей в нем, то есть скорее конструирует – выясняет конструкцию.

Смысл чего-либо – это целое, в которое оно входит. И только живое имеет смысл для самого себя – само свое целое.

Целое не разбирается на части, вне его они войдут, смотря по ситуации, в какое-то другое целое и станут значить что-то другое.

Целое наделяет части своим значением – в одних случаях одаривая их, в иных – грабя…
Государство – это тот случай, когда сумма частей – то есть индивидов – стоит безмерно большего, чем их целое.

Государство – это люди? – Нет, государство – это самостоятельный организм, столь примитивный по биологическим меркам, что в нем регенерирует, в случае утраты, даже голова, но имеющий больше власти на людьми, чем люди над ним имеют… Это целое, куда менее значимое, чем составляющие его части.

Более всего жертв приносит человек идолу целого…

Достойное человека общественное целое – это не государство, а человечество.

*  *  *

Жалость – это любовь, которая ничего не хочет для себя.

*  *  *

Если плохой человек не конформист, он чудовище.

*  *  *

Лишь я один точно знаю, где погрешил против совести – способен на самый справедливый суд. Но я же и самая заинтересованная сторона…

*  *  *

Цель жизни – замена ее смысла, которого, возможно, и нет…

…Цель, как суррогат смысла.

Цель жизни позволяет отвлекаться от вопроса о ее смысле.

Цель жизни – это весь тот смысл жизни, который мы в силах ей придать.

Ответ на вопрос о смысле жизни никогда не будет вполне удовлетворительным, потому что никогда не будет вполне удовлетворяющим.

Если тебе хорошо без цели жизни, возможно, ты чувствуешь ее смысл…

Цель жизни, во всяком случае, дает смысл жизни на каждый день и позволяет не задумываться о ее общем смысле или бессмыслице…

Для индивида смысл существования – был бы – в личном бессмертии, но природа видит этот смысл в бессмертии рода.

Не найти такой цели жизни, которая бы составила – исчерпала – весь ее смысл. Смысл жизни в самой жизни, а не в том, на что можно ее употребить. Но… Но она конечна и к тому же каждый миг уходит, как песок сквозь пальцы. Значит, самое лучшее, что мы можем поделать – это посвятить свою жизнь, в согласии с планами природы на нас, жизни человека вообще. То есть поставить перед нею некую благородную цель.

Коль скоро мы различили цель и смысл жизни, и смысл, хоть и проблематичный, поставили выше цели, – одну практическую рекомендацию мы можем из этого вывести. А именно. Цель жизни должна помогать смыслу жизни, а не отбирать его у нее. То есть, если ваша цель заставляет вас упускать жизнь, что- то не так.

Когда я ничего не делаю, я не чувствую, что жизнь проходит зря. Но я чувствую, что убиваю ее, когда делаю не то, что сам хочу.

Цель жизни? – Это «куда я» в ответ на «кто я».

*  *  *

О способностях. – Тест Айзенка проверяет человека на способность решать что-то подобное тестам Айзенка, и ни на что более. Корреляция между этой способностью и другими способностями – как, скажем, между способностью к шахматам и другими способностями – наверное, существует, но весьма неопределенная. Так, можно с уверенностью сказать, что гроссмейстер далеко не дебил, но не более того.
Тем более все это не имеет отношения к уму. Лучшее свидетельство этому – существование и популярность глупостей, подобных тестам Айзенка…

*  *  *

Всякая мысль – это объяснение, даже если эта мысль – вопрос. – Не выдавайте ваши заморочки за мысли…

*  *  *

У решительного человека на распутье зреет одно какое-то решение, а у нерешительного – сразу оба.

*  *  *

Наше самолюбие надежнее всего защищено тем, что ему менее всего нравится: другим до нас слишком мало дела.

У каждого человека найдется какое-то больное место. У самолюбивого такое место – его Я.

*  *  *

Вопрос, прямо метящий в нашу исходную примитивную цельность: прав ли я?

…Цельность, как убедительная упрощенность.

К «цельному» человеку нет претензий, даже если он дурен, как не обижаются, скажем, на корову, если она бодается: просто принимают меры предосторожности, и все. – Цельный защищен тем же, что и глупый, – «что с него возьмешь».

От своего характера никому никуда не уйти, – каждый поневоле целен. А собственно цельностью называется, всего чаще, несложность для понимания…

Если твою цельность раскалывают чьи-то доводы, это прекрасно. Если – чья-то воля, – это плохо. Чужое мнение вправе влиять на твое мнение, чужая воля на твою волю – нет.

*  *  *

Можно отказываться от убеждений, но не от себя… Но где граница?

Нужно быть верным своим убеждениям, пока в них веришь, – это-то и называется верностью себе.

Упорству многое позволяется.

*  *  *

Отелло, может быть, и доверчив (по глупости – точно), но как раз ревнив. То есть ощущает свою собственность на чужую душу, и, соответственно, если эта «собственность» – «отбивается от рук», то находит самым естественным ее убить.

Эгоцентрик ощущает любовь как право собственности, а измену – изменой ему лично, то есть как грабеж. Соответственно, его реакция – возмущение, злоба, и скорее всего месть.
Развитый человек ощущает любовь как святой для обоих союз, а измену – как измену этому союзу. Соответственно, его реакция – разочарование, сожаление. И чувство – «ну что ж, ничего не поделаешь…»

*  *  *

Рейтинг@Mail.ru

На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz