Подумалось, что... |
…Что такое «собственные интересы»?.. Кое-кто, в собственных интересах, идет и на плаху. Не стоит верить тем, для кого собственные интересы – это только корысть и тщеславие. Маленький человек, участвуя в самом большом общем деле, преследует лишь свою мелкую корысть. Даже если руководит им. * * * Корысть заставляет зарабатывать или воровать. Тщеславие заставляет нравиться или не нравиться, но только уж – очень не нравиться. Желание заработать совпадает с интересами общего блага примерно в 70 процентах случаев. Желание прославиться, в наше время, с этими интересами почти никогда не совпадает. Ноль, помноженный на тщеславие, дает величину отрицательную. * * * Наши святыни – как чудесные воздушные шары, а факты подстерегают их тут и там, как торчащие иголки. * * * Как наверное, корчилась бы Истина, выслушивая наши самоуверенные и самодовольные суждения о своей персоне, если б ей было до них хоть какое-то дело. Наверное, умные люди самой Истине еще неприятнее, чем совсем глупые. Насколько изощренная ложь хуже примитивной. * * * Заблуждение по своему не менее плодотворно, чем истина, так как тянет за собой цепь новых заблуждений. Причем путь истины остается труден, так как проходит в объективной плотной среде, а заблуждению достаточно рассекать воздух. Если ваша цель – как можно больше написать и как можно сильнее удивить, то в качестве лошадки лучше подойдет, конечно, заблуждение, чем истина. * * * Самобытность нужно в себе выявить, оригинальность можно придумать. * * * В культурном споре надо излагать свои мысли оппоненту так, как предлагают какой-нибудь бутерброд: положить перед ним, а не запихивать прямо в зубы. * * * Самовлюбленные люди – часто вруны. Хвастают тем, чего не совершали. Привирать о себе – значит втайне думать о себе очень плохо, но ведь любовь не требует уважения. * * * Раскаяние особенно сильно, если больше не хочется. * * * Некоторые люди проговариваются такими пустяками, которые, если додумать их до конца, выдают в этих людях чудовища. Но никто, в том числе сами эти люди, ничего до конца не додумывают. И потому только чудовищ нет. Свобода воли – это ничто, которое может стать тем и другим. Если это ничто в сознании помножено на отсутствие сострадательности в душе, такое произведение нулей дает – при случае – чудовище. Вокруг нас огромное количество нормальных людей, потенциально чудовищных. * * * Истинные ценности даются большинству из нас безо всякой конкуренции, но именно потому для слишком многих важнее ценности ничтожные, то есть такие, за которые приходится друг с другом драться. Плохим человеком легко стать тому, кто слишком исполнен конкурентного духа. Суетность, зависть, чванство, жестокость – все это конкуренция делает почти неизбежным. Никто, понятно, не бывает против, чтобы ему стало хорошо. Но дурным людям важно не это: они – конкурируют. Им нужно, чтобы им стало лучше, чем другим.
Случается, что объективно дурные люди оказываются вполне хорошими (сострадательными) к животным. Это потому, что животные с человеком не конкурируют. Человечность к людям убита в них духом конкуренции. * * * Цели – это теории, средства – это практика. Цели – это предположения, средства – это факты. Цели – это то, что мы хотим сделать, средства – то, что делаем. Цели – слова, средства – дела. Цели – это намерения, средства – это плоды. * * * «Цели и средства»?
Оправдывают или не оправдывают цели средства? – Слишком общий вопрос – общий до потери смысла. В одних случаях не просто оправдывают, а требуют их, в других – не оправдывают. Именно, оправдывают в тех, когда речь идет о необходимом выборе из разных зол, и тогда приходится, в качестве "средства", прибегать к наименьшему из этих зол. Но в этом случае и не вполне корректно говорить о "целях".
Врач причиняет боль, прибегая к каким-то процедурам, и спасает больному здоровье. Цель не то что оправдала – она потребовала «дурных» (болезненных) средств. Но что, если больному от слишком болезненного лечения станет еще хуже, чем от самой болезни? – Вот тут только, если выражаться точно, и встает вопрос об «оправдании» средств, то есть оправдания действий врача. Необходимы ли были эти процедуры? Насколько можно было предвидеть дурной исход?.. В одних случаях врач будет оправдан, в других – осужден… Допустимо ли причинить малому числу людей зло, чтобы большому числу людей сделать добро? – Вопрос некорректен. Достойные люди не увидят добра для себя в том, из-за чего кому-то нужно причинить зло. Вопрос о цели и средствах нужно переформулировать так: допустимо ли жертвовать меньшим ради большего? – Ответ однозначен, хотя и не односложен. Если речь идет не о выгодах, а о спасении, и если в случае отказа от жертвы погибнут те и другие – то не только допустимо, но и необходимо. * * * Претензия Христа к фарисеям – в том, что их этика богоугодности не есть еще этика добрых дел («плода доброго», в его терминологии).
* * * Традиционная нормативная этика – это продукт примитивного кругозора, которому доступно лишь непосредственно видимое, но никакие «до» и «после»; потому-то она принципиально не входит в намерения и следствия поступков («цель не оправдывает средств», «делай, что должно, и будь что будет»). Судить же одно видимое, не вникая в его смысл (почему и зачем), можно только отталкиваясь от наперед данных норм, принципиально не вдумываясь и в то, какой смысл (почему и зачем) имеют сами эти нормы. * * * Всякий раз, когда мы готовимся принять для себя какой-то моральный принцип, мы предвкушаем: что еще, в мучительно сложной жизни, он позволит нам игнорировать? От какой душевной боли избавит? …Дон Кихот, заступаясь за мальчика перед хозяином, в руках коего затем его и оставил, именно и поступил согласно великому фарисейскому закону: «делай, что должно, и будь что будет». Эта формула – дух всякого морального принципа. «Последствия игнорируй». «Игнорировать» – весьма интересная душевная позиция. Игнорировать – значит вести себя по отношению к чему-либо известному тебе так, как будто ты о нем ничего не знаешь, и причем именно потому, что знаешь. Проще говоря – не принимать это и не отрицать, а – волевым образом – не учитывать. Нечто, очевидно, существует и дает о себе знать слишком явно, но ты веди себя так, как если бы этого не существовало.
* * * Нет дыма без огня. Если что-то свидетельствует о себе, что оно существует, то, во всяком случае, что-то существует. * * * Мудрец не выше страстей. Просто его страсти – не мелкие. Он выше сиюминутного. * * * Если попробовать определить подлинную культуру через то, чем она не является, то, пожалуй, получилось бы следующее. В первую, последнюю и любую очередь подлинная культура не есть игра в бисер.
|
На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу