Подумалось, что…
Рейтинг@Mail.ru

Александр Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе

Подумалось, что...

Зачем нужны «ремейки»?

Любимое – это то, чего не хочется поменять даже на лучшее. Ценное – то, чему желаешь жить вечно.

Так вот, о «ремейках». Имеются в виду не просто новые постановки и исполнения каких-то пьес или песен, а только переделки особо полюбившихся публике произведений; в этом загадка, которую я и хочу разгадать.

Я из тех, кого впечатляет хорошее кино – некоторые кинообразы становятся для меня любимыми и дорогими, и это значит, уж точно, что я больше всего не хотел бы их утратить (забыть или испортить) или поменять на лучшие. Таково уж свойство всех наших привязанностей, если только мы вообще к ним способны. – Испортить впечатление может, например, уже какая-нибудь гадкая информация о любимом актере; другой ныне почти и не предлагают. Теперь – наблюдаешь актера в любимой роли и отмахиваешься от фактов его биографии, как от роя грязных мух.

Что же в этом плане означает мода на замены («ремейки») и всякие «продолжения» фильмов? – Явно, это та же война за то, чтобы убить в душах их привязанности, их любимое и дорогое, только убить уже так, чтобы ничто не смогло оживить их даже на миг. – Ну, понравился кому хоть приключенческий «Экипаж», запечатлелись в душах облики Жженова и Филатова, кто-то всю жизнь так и прожил бы с этими привязанностями... – Долой. Не нужны привязанности. Всякие такие впечатления зачем-то надо вытеснить. Даже не предложить какие-то другие, более сильные впечатления, а уничтожить именно эти. Ведь постараться поставить новый и лучший фильм в том же жанре – это, даже если б и получилось, еще бы не привело к цели. А поставить тот же фильм, заменив актеров – вот это бьет наверняка.

Никогда не смотрел ни одного ремейка или продолжения. Мне скажут: а ты посмотри, может, понравится. – Если понравится (впрочем, судя по рекламным роликам хоть продолжений «Иронии судьбы» или «Покровских ворот», вероятнее вызовет отвращение), – но если все-таки понравится, ну что ж, значит, ваша черная задача выполнена. Я, во всяком случае, в этом не заинтересован. А главное: зачем вообще ставить такую задачу? Если бы ваша задача была творческая, а не аннигилирующая, разве ж вам не было бы интересней ставить собственные непохожие фильмы?

В том же мейнстриме – переход театров от чернухи вообще к прицельному загаживанию (пардон, к «собственному прочтению», «переосмыслению» или «интерпретации») классики. Чернуха еще намекает на попранные ценности, будто желает души пробудить. По крайней мере, в этот благой замысел можно было верить. А тут что-то убивающее хотят поделать с нашими душами, поскольку все заведомо ценное для души – это сама душа и есть.

Ну а зачем вообще – убивать привязанности, то есть любимое и дорогое? – Видимо затем, что привязанности – враг рынка и рыночной психологии. Привязанности мешают спросу, тормозят предложение. Производителю и купцу приспичило продать новые шмотки, а вы, видите ли, любите ваши старые; ну так объясним вам, что они уже не модные, вы сами их и побросаете и побежите за новыми. Это понятно, но рыночная психология в культуре – это антикультура. Потому что культура – это как раз о вечном и неизменном.

(Если фильм удался, неприятно даже узнавать, что на ту или иную любимую роль пробовались другие артисты – например, Михалков вместо Борцова на роль Саввы в «Покровских воротах», хотя ход мысли Козакова и понятен. Также и самого Михалкова хочется видеть именно в его хороших ролях... А интересно, как бы Михалков, ставший, оказывается, продюсером ремейка «Экипажа», отнесся к ремейку «Пяти вечеров» – скажем, с Яковлевой и Безруковым взамен Гурченко и Любшина? А че?.. – Тут, говоря о Михалкове, ощущаю и такие ассоциации, – воображаю такой разговор: «любишь Родину? – Хм, это вроде бы естественно... – Ага. А вот есть еще страна, там все такие же ручейки и пригорки, как у нас, плюс к тому еще такие-то и такие-то удобства – не хочешь попробовать?..»)

Итак, зачем нужны ремейки – ясно. Это нужно в целях всеобщего опошления, без чего не бывает достаточно бойкой купли-продажи «интеллектуальной собственности». Опошлить – значит обездушить, тогда человек сам собой превращается в идеального для рынка, вечно несытого потребителя. А главное достояние души – это наши сердечные привязанности, дорогие впечатления, так вот нужно сделать так, чтобы этого неторгуемого богатства, которого человек ни за что на свете не хотел бы обменять ни на что «лучшее», у человека не было.

 

P.S. На эту заметку пришел отзыв (автор – поэт Ия Сотникова), и в нем найдено замечательное, по-моему, название описанному здесь явлению: ОДНОРАЗОВАЯ КУЛЬТУРА.

Апрель 2016

На следующую страницу
На предыдущую страницу
На главную страницу

 

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz