Ум, ум и чувство, мудрость Рейтинг@Mail.ru

Александр Круглов (Абелев). Афоризмы, мысли, эссе

Статьи из Словаря: Ум, Ум и чувство, Мудрость

На главную страницу  |  Словарь по буквам  |  Избранные эссе из Словаря  |  Эссе по темам  |  Словник от А до Я  |  Приобрести Словарь  |  Гостевая книга

УМ

в «элементарном» смысле, в каком можно говорить и об уме животного –

– адекватная самостоятельность (поведения, решений, суждений); эффективность сознательного в индивиде (в отличие от инстинктивного, рефлекторного, внушенного в нем).

Механизм ума «животного человек», высоко поднявший его над другими животными –

– это умение обозначать явления и оперировать с этими знаками (именовать, говорить, думать), экономя на пробах и ошибках (проходя часть пути к верному решению проблем не на практике).

Ныне человеческое сознание живет в основном уже не в мире явлений (непосредственных восприятий), а в мире знаков, и тут выступает особый аспект ума; ум в этом исторически новом смысле –

– способность ощущать за знаками, которыми оперируешь, собственное бытие обозначаемого (позволяющее различать важное от неважного, не упорствовать в ошибках и т.д.).

«Ум человека заключается не в том, чтобы уметь говорить и делать логические выкладки, а в том, чтобы видеть и убеждаться» (Карлейль).
Что еще хотелось сказать, в продолжение этой мысли. –
Когда мы говорим об уме в умном человеке, то, если сами не дураки, имеем в виду не «сметку и хватку», не эрудицию, не (насколько можно это оценить) скорость мыслительных операций, вообще не какие-либо умственные способности… но что же? Ум (не могу сказать точнее) –

– это чувство существенного.

(Мудрость – это ум за пределами сознательного: это самое чувство существенного, плюс чувство истинных ценностей, плюс, кажется, чувство естественного хода событий, – всё это в чем-то близкие вещи.)

• Ум – адекватная самостоятельность. Глупость – неадекватная самостоятельность… (Несамостоятельность – это не глупость, это косность.)

• Сущность – важнейшее в данном контексте. Ум – интуиция на важное.

• Ум не в том, чтобы никогда не ошибаться в суждениях, а в том, чтобы судить только по существу.

• Умный может промахнуться мимо цели, а дурак метит не в цель.

• Умный может решить задачу неправильно или не суметь решить, а дурак решает не задачу.

• В том, что человеку действительно важно, он глуп не бывает. Ложку мимо рта не несет никто… Другое дело – высокие сферы и тонкие материи; здесь подвизаются просто потому, что престижно подвизаться; и здесь большинство суждений – только это не сразу заметно – те самые ложки мимо рта.

• «В том, что человеку действительно важно, он глуп не бывает». Ум – это когда человеку действительно интересно понять что-то, о чем другие думают разве что по обязанности.

• Глупый не ошибается – он делает глупости.

• Глупым, взамен ума, природа нередко дает умственные способности.

• Тест Айзенка проверяет человека на способность решать что-то подобное тестам Айзенка, и ни на что более. Корреляция между этой способностью и другими способностями (как, скажем, между способностью к шахматам и другими способностями), наверное, существует, но весьма неопределенная. Так, можно с уверенностью сказать, что гроссмейстер уже в силу этого факта далеко не дебил, но не более того.
Ну, а к уму все это и вовсе не имеет отношения, чему лучшее свидетельство – существование глупостей вроде упомянутого теста…

• Умение – ум в чем-то специальном. Ум – умение умений.

• Смышленость – это ум в очень частных задачах.

• Смышленому все ясно раньше других.
Умному бывает что-то еще не ясно, когда другим уже ясно все. Это значит: он ставит вопрос глубже.

• Поверхностность. – Если глубиной принципиально не интересоваться, то и ничего, конечно, не будет понятно, зато «ясно» – все!

• Не достаточно просто думать, и ничего не надо придумывать – но надо додумывать до конца.

• Наивность – вера, что мир такой, каким он должен быть. По-настоящему умному человеку трудно быть хоть в малой степени не наивным, потому что он слишком хорошо понимает то, что должно быть.

• Глупость деятельна и образует реальность, в которой уму остается существовать на правах наивности.

• Житейский опыт – постижение неидеального.

• Своя логика есть и в глупости. Ее постижение дается уму только с опытом. Житейский опыт – адаптация к посредственности. Одни поднимаются до нее. Другим приходится опускаться.

• От ума бывает и горе, так как его задачи много шире задачи благополучия. Счастье составляет сам ум.

• Заблуждение – это глупость, имеющая некоторые основания.

• «Слишком умный»: понимает что-то, чего никому не хочется понимать.

• Ум – это безошибочная искренность.

• Непосредственность – единственное, что хоть как-то может заменить ум: если не самостоятельное суждение, то, хотя бы, собственное восприятие.

• Видит каждый правильно – не каждый правильно судит.

• Как быть умным? – Суди лишь о том, что знаешь, что тебе интересно, и искренне (не боясь показаться глупым).

• Видимость ума легче дается в том, что говорится по чужому поводу, чем в том, что говорится от себя.

• Учимся мы в любом случае на опыте, но ум – это эффективность обучения, экономящая опыт.

• Логика – это способность извлекать из опыта все, что в нем уже содержится. В этом смысле ум – это логика.

• Ум человеку не для того, чтобы жить легче, а для того как раз, чтобы жить всерьез.

• Сознание – это высшее проявление Жизни, а степень развития сознания в человеке – ум – это ее полнота.

• Ум – это проявленность человеческого в человеке.
Еще можно сказать: это мировой Разум, отпущенный данному индивиду.

УМ И ЧУВСТВО

или противопоставление «жить умом – жить чувством»; это, кажется –

– следовать «правильному» (представляющемуся правильным) – следовать импульсу,

что бывает понимаемо принципиально по-разному:

– быть вменяемым, ответственным, действовать по размышлению (учитывать и последствия своих поступков) – быть легкомысленным, безответственным, инфантильным (делать, что хочется сию минуту);
– быть благоразумным (действовать в любых обстоятельствах так, чтобы не вредить себе) – быть благородным (следовать доброму и должному беззаветно);
– быть конформным (поступать всегда отталкиваясь от каких-то общепринятых правил и представлений) – быть непосредственным (доверять себе), и т.д.

Вообще говоря, ума без чувства не бывает, ум – лишь аппарат, который приводится в движение душой, то есть чувством. Поэтому и противопоставление это, что говорится, неоднозначно. С позволения читателя, подчеркну его еще раз. «Жить умом – жить чувством», это –

– чувствовать и потом еще думать (взвешивать), и лишь затем действовать – чувствовать и действовать, не думая;
– поступать в соответствии с представлениями о правильном, не обращая внимания на непосредственное чувство и значит, по существу, не думая – поступать в соответствии с собственным чувством (что не исключает и размышления, то есть учета и других возможных чувств).

• Живущий умом дурак как раз не думает, он – «знает», припоминает к каждому случаю какие-то готовые правила. Думать – это, в первую очередь, чувствовать.

• Не страшно, когда неумный человек живет сердцем, и неплохо, если умный живет умом. Но ужасно, если глупый живет умом (что случается весьма часто), – и прекрасно, если умный живет сердцем.

• Люди умственного склада – это те, кто реже ошибается, когда размышляет. Люди чувствующего склада – это те, кто реже ошибается, когда не пытается размышлять.

МУДРОСТЬ

нечто большее просто ума – или, что далеко не то же самое, нечто взамен его. – Плавный переход одного в другое, в нашем словоупотреблении, маркируют следующие определения:

– понимание, а точнее чувство, истинных ценностей;
– знание помимо ума, – инстинкт или опытность;
– эрзац ума, то же, что благоразумие; даже то, что хитрость.

Подчеркивая противоположность, мудрость, одно из двух –

– совершенство отношения к миру;
– совершенство приспособленности к нему.

• ...Так и у Даля: мудрый – «основанный на добре и истине», – категория, в первую очередь, моральная.
Мудрость остается категорией моральной и в том случае, если речь идет не о совершенстве нашего отношения к миру – не об истинных ценностях, не о добре – а всего лишь об изощренной приспособленности к нему: эта другая мудрость исповедует и другую мораль.

• Мудрость – это то, что ум дает душе. (И если со старостью слабеют способности и даже сам ум, душа, принимавшая эти дары, оставляет за собою это, нетленное.)

• «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» (Маршак): формула мудрости самого высокого рода.

• Мудрость – в том, чтобы уметь быть умнее себя.
Даже неумные несколько мудрых правил в запасе всегда имеют. А мудрость умных – в том, наоборот, чтобы оказываться выше самых лучших собственных правил.

• Мудростью называют еще способность предвидения, – потому вероятно, что самая удачливая погоня за ложными ценностями в конце концов чревата крахом, которого не предвидит немудрый. Да и вообще, будущее слишком трудно вычисляемо – то есть доступно больше интуиции, знанию помимо ума.

• Символом мудрости (если не реальным примером, ибо это вопрос слишком сложный) – могла бы служить сдача Кутузовым Москвы. «Пусть их берут – и что будут с нею делать?.. Только скорее все изойдет...»

• Мудрость, как и хитрость, не добивается своего напролом: пункт, где значения этих двух неполных синонимов совпадают.

• «Поступать мудро» и «мудрость» – прямая противоположность «мудрить» и «мудреность»; а «хитрить» и «хитрость» частью своих значений относятся к первому, частью – ко второму.

• О мудрости народа говорят, как говорят о мудрости инстинктов животных, – как о чем-то, что, конечно, может выразится в самых неудобных и даже губительных формах, но что само по себе как-то оправдано и чем, главное, если только подойти с умом, вполне можно управлять и пользоваться.
...Но интересно, что «народная мудрость» (пословица) – представляет собою, как правило, мудрость наивысшего рода. И притом часто – прямую противоположность народной «житейской мудрости». Пример? – Ну, хотя бы, «сердцу не прикажешь». Так говорит народ – вопреки традиционализму, покоящемуся, кажется, именно на технике «приказывания сердцу».

• «Поступать мудро» – чаще всего означает: «пойти на компромисс». И верно, если мудрость – это наши высшие ценности, то найти компромисс ведь и значит сойтись на почве более высоких ценностей, чем личные интересы, амбиции и точки зрения, – именно ценностей мира, человечности, права...

• «Ненасилие» – это, кроме всего прочего, мудро.

• «В мыслях и намереньях освобождайся от мыслей и намерений...»
«Лучший запор тот, что не имеет замка...»
«То, что знаешь, не передать словами, надеющийся на слова не может знать...»
Пользуясь конструкцией, изобретенной Абрамом Терцем, можно сказать: «мудрец – это Лао-Цзы».

...И вот еще определение. Мудрость всегда выглядит, как –

– чувство естественного хода вещей,

«чувство истинных ценностей» – как необходимое следствие.

 

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz