Рейтинг@Mail.ru

 

Александр Круглов. Афоризмы, мысли, эссе

ПЕРВЫЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ

Словарь афоризмов-определений

А–Ж  З–М  Н–О  П  Р–С  Т–Я

ТАВТОЛОГИЯ ТАИНСТВО ТАЙНА ТАКТ ТАЛАНТ ТВОРЧЕСТВО ТЕИЗМ ТЕОДИЦЕЯ ТЕОРИЯ ТЕРПИМОСТЬ ТЕХНИКА ТОЛПА ТОНКОСТЬ ТОСКА ТОТАЛИТАРИЗМ ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА ТОЧНОСТЬ ТОЧНЫЕ НАУКИ ТРАГИЗМ ТРАДИЦИИ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ ТРАДИЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ ТРЕВОГА ТРЕЗВОСТЬ ТРЕЗВЫЙ ВЗГЛЯД ТРЕСКОТНЯ ТРОГАТЕЛЬНОСТЬ «ТРУДОВАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» ТРУС ТРУСОСТЬ ТРЮИЗМ ТУПОСТЬ ТЩЕСЛАВИЕ УБЕЖДЕНИЕ УВАЖЕНИЕ УГОДНИЧЕСТВО УДИВЛЕНИЕ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УДАЧА УДАЧЛИВЫЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ УКОЛ УКРАШЕНИЕ УМ УМАЛЧИВАНИЕ УМЕСТНОСТЬ УМНИК УМНИЧАНЬЕ УМУДРЕНИЕ УНИЖЕНИЕ УНЫНИЕ УПОРСТВО УПРЯМСТВО УСЛОВИЯ УСЛОВНОСТИ УТЕШЕНИЯ УТОПИЯ УЧИТЬСЯ ФАКТ ФАЛЬШЬ ФАНАТИЗМ ФАНТАЗИЯ ФАРИСЕЙСТВО ФАТАЛИЗМ ФАШИЗМ ФИЛОСОФ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФСКАЯ ИСТИНА ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС ФИЛОСОФСТВОВАТЬ ФОРМА ФОРМАЛИЗМ ФОРМАЛИЗУЕМОСТЬ ФОРМАЛЬНО ФОРМАЛЬНОСТЬ ХАЛАТНОСТЬ ХАМСТВО ХАНДРА ХАНЖЕСТВО ХАОС ХАРАКТЕР ХАРАКТЕРНОЕ ХАРИЗМА ХИТРОСТЬ ХОЛОПСТВО ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ЦЕЛОЕ ЦЕЛОМУДРИЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ «ЦЕЛЬ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВ» ЦЕЛЬНОСТЬ ЦЕНИТЬ ЦЕННОСТЬ ЦЕРКОВЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЦИНИЗМ ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ЧЕСТОЛЮБИЕ ЧЕСТЬ ЧЕРСТВОСТЬ ЧЕРТ ЧИСТОТА ЧУВСТВО ЧУВСТВО ДОЛГА ЧУВСТВО МЕРЫ ЧУВСТВО ЮМОРА ЧУДАК ЧУДАЧЕСТВО ЧУДО ЧУТКОСТЬ ШАГИСТИКА ШАНТАЖ ШОВИНИЗМ ШОРЫ ЭВДЕМОНИЗМ ЭГОИЗМ ЭГОЦЕНТРИЗМ ЭКЛЕКТИКА ЭКОЛОГИЯ ЭКОНОМИКА ЭКСПЕРИМЕНТ ЭКСПРОМТ ЭКСТРАВЕРТИВНОСТЬ (ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ) ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЭЛИТА ЭНЕРГИЯ ЭПАТАЖ ЭПОХА ЭПОХАЛЬНОЕ ЭРУДИЦИЯ ЭСТЕТИЗМ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ЭТАТИЗМ ЭТИКА ЭТИКЕТ ЭТИМОЛОГИЯ ЮМОР ЮНОСТЬ ЯВЛЕНИЕ ЯЗЫК ЯРЛЫК Я

 

ТАВТОЛОГИЯ
– уж вовсе не удивляющее умозаключение; удивляющее называлось бы просто умозаключением.

ТАИНСТВО
– разыгрывание таинственного.
– священнодействие, – действие с высшим, непостижимым для самого действующего, смыслом.

ТАЙНА
– что называется «некорректный вопрос»: некорректный вопрос создателю, который мы по самой своей природе не можем, однако, сформулировать иначе. Немыслимость ответа на неверно поставленный вопрос, возникающий в нас закономерно.
– не предназначенное к пониманию.

ТАКТ
– чувство такого времени и места для каждого своего поступка, в котором он будет значить только то, что значит.
– чувство того, что красивая нота – это верная нота.

ТАЛАНТ
– способность, оставаясь собой, превосходить себя.
– способность мочь больше, чем это можно объяснить: например, идеально прямую линию не в силах провести никто, а бесконечно более сложную линию, идеально точно передавшую чей-то профиль, кое-кто и проводит.
– умение задать труд душе.
– способность в чем-то понять творца. Способность видеть чудо.
– это не «когда легко дается» – скорее, «когда само дается», – но в сферах, куда без особых усилий не подняться.
– писателя: захватывающая, богатая, умная, в меру нарциссическая мечтательность.
– способность к счастью.

ТВОРЧЕСТВО
– это именно «познание нового», – познание в собственном смысле познает уже как-то известное.
– реализация свободы: созидание «из ничего», хотя, конечно, всегда из наличного материала.
– делание, в отличие от постижения: как раз слабейшая сторона искусства. (Сильнейшую составляет постижение.)

ТЕИЗМ
– идея, что Бог может все, даже противоречить себе: вмешиваться в ход событий, им самим предопределенный.
– идея Бога-личности: то есть не личности, живущей в каждой личности, а личности среди себе подобных. Не всемогущей, но достаточно могущественной для того, чтобы быть ответственной за многое зло.
– идея Бога-личности, делающая его сильнее всех, но хуже многих...

ТЕОДИЦЕЯ
– «оправдание Бога» – то есть оправдание зла, необходимое верующему в Бога (теисту).

ТЕОРИЯ
– осмысление известных фактов, позволяющее что-то предполагать о еще неизвестных.
– все достоверное, не нуждающееся в опыте; все не имеющее к опыту никакого отношения...
– решимость, прежде чем делать, думать.

ТЕРПИМОСТЬ
– идея единения в человечество. Идея, более общее название которой гуманизм.
– универсальная этическая истина, состоящая в том, что высшая этическая ценность – человечное отношение друг к другу несмотря на различие всех прочих ценностей.
– разрешить ближнему заблуждаться. В социальном плане: равноправие истины и заблуждения в борьбе за общественные симпатии.
– дружелюбие, с каким представители разных партий в парламенте или дипломаты враждующих стран здороваются, беседуют, курят; идея, что его-то и следует принять за основополагающую ценность для всех сторон.
– принцип, культурными людьми неизменно осуществляемый в личном общении.
– готовность ваших самых серьезных убеждений подчиниться неким условиям игры, ибо битва за них всерьёз явит нечто худшее даже полного их фиаско.
– это и есть свобода.

ТЕХНИКА
– расширение физических возможностей человека при тех же самых духовных; как если бы младенца наделяли силой титана.
– наделение потребностей возможностями, увеличивающими потребности же.

ТОЛПА
– неорганизованное множество; напротив, сверх-организованное...
– группа, в которой на всех одна роль.
– примитивнейшая иерархия: ein Führer – ein Volk.
– человеческое множество в безраздельной власти стадных инстинктов.

ТОНКОСТЬ
– что требуется, если лаз к истине слишком узок.
– способность отшелушивать истину от всего будто бы несущественного, что может при случае ее оболгать.

ТОСКА
– ненависть бессильного ненавидеть.
– томление не пустотой, как скука, а нехваткой. (Но «скучать по ...» значит именно тосковать.)

ТОТАЛИТАРИЗМ
– образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти.
– обрушение в первобытное состояние – катастрофа, могущая постигнуть общество на любой стадии развития. Стадный способ существования человека.
– массовый гипноз: не такой, когда личность гипнотизирует массы, а, наоборот, когда массы гипнотизируют каждую личность, – Сталины и Гитлеры лишь катализаторы этого процесса.
– торжество идеи «порядка».

ТОТАЛИТАРНАЯ СИСТЕМА
– воплощенная утопия.
– система, обеспечивающая людей моралью и смыслом жизни, а уныние рассматривающая, как смертный грех, – теократия.

ТОЧНОСТЬ
– топтание на месте; продвижение в глубину...
– достоверность.
– сам талант, – в том смысле, в каком краткость – сестра таланта. Попадание в цель.

ТОЧНЫЕ НАУКИ
– науки обо всем, что можно утверждать (знать точно), не прибегая к опыту.

ТРАГИЗМ
– закономерность крушения ценности – того, что мы не можем мыслить иначе, как вечным.

ТРАДИЦИИ
– формы, освящаемые по мере того, как выветривается их содержание.
– святыни; устои образа жизни, определяемого не разумом.
– культура невежества.
– лицо народа – поскольку каждый отдельный человек в нем ещё не обрел собственного (осмысленного) лица.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
– способ бытия народа. Выражаясь языком менее романтическим – образ его коллективного, до-разумного существования.

ТРАДИЦИЯ
– «опыт, минуя осмысление». Передача навыка навыком же.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ
– находящееся вне нас, включающее нас.

ТРЕВОГА
– неопределенный страх; страх неопределенности.

ТРЕЗВОСТЬ
– не минимум эмоциональности, а её оптимум.
– с одной стороны, это противоположность горячке, с другой – душевному ладу.

ТРЕЗВЫЙ ВЗГЛЯД
– всё между мудрым и циничным. Видящий истинную цену; обесценивающий...

ТРЕСКОТНЯ
– патетика наших оппонентов.

ТРОГАТЕЛЬНОСТЬ
– способность пробуждать сочувствие – притрагиваться к душе.

«ТРУДОВАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ»
– бездельники, но всё-таки не воры. Нечто отобранное из «нетрудовой», – «отбросов нации».

ТРУС
– кто слишком много предвидит. Человек с неуправляемым воображением.

ТРУСОСТЬ
– способность к низости из страха.
– самый страшный порок, когда становится таким убеждением: то есть когда низость из страха начинают воспринимать требованием благоразумия, или, больше того, умом, или даже долгом.

ТРЮИЗМ
– утверждение-ничего.
– отсутствие утверждения; утверждение ложное, но общепринятое; утверждение неоспоримо истинное, но от которого хотят отмахнуться. (Очевидность ничего не говорящая; кажущаяся; неудобная и презираемая.)
– столь часто слышимое, что не вызывает ни приятия, ни отторжения, ни, стало быть, и понимания. Что требует, для своего понимания, откровения.
– привычно-невоспринимаемое.
– правда или ложь столь известные, что уж и сравнявшиеся в правах.
– «старо», – оценка, выставляемая дураками вечному.

ТУПОСТЬ
– недостаток восприимчивости, сказывающийся на самом уме.
– никчемная основательность.

ТЩЕСЛАВИЕ
– страсть к публичности как способу убеждаться в собственном существовании.
– разновидность стадного инстинкта – желание исполнять роль идола.

УБЕЖДЕНИЕ
– точка зрения, вменяемая в долг.
– позиция, поступиться которой значит поступиться достоинством.
– мнение, которое можно менять, лишь вырастая из него.
– главный оплот независимости одних и главное выражение зависимости других.

УВАЖЕНИЕ
– минимум обожествления;
– признание заповедности чужого дела. Невмешательство.

УГОДНИЧЕСТВО
– когда угождают не тому, кому следует, или не так, как следует. В иных случаях это называется добротой. Неприятная доброта...

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
– естественное завершение «нормативной нравственности».

УДИВЛЕНИЕ
– первая ступень доступности непонятного.

УДАЧА
– отдача.
– подготовленное везение. Жребий, который приходится тянуть, после того как уже за все заплатил.

УДАЧЛИВЫЙ
– кого успехи радуют больше, чем огорчают неудачи, и потому счет всегда в его пользу.
– кому, с нашей точки зрения, везёт больше, чем он того заслуживает.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
– готовность остановиться.
– счастье.

УДОВОЛЬСТВИЕ
– уже сейчас потребляемая польза.

УКОЛ
– мелкая обида с расчетом, что отвечать на неё сочтут слишком мелким – проглотят.
– выпад, неприятный жертве тем, что делает нестерпимо неприятным самого агрессора; странно, что этим приемом пользуются преимущественно женщины.

УКРАШЕНИЕ
– в дизайне – самый негодный прием (утилитарное красиво целесообразностью).
– та красота, которая не выразительность.
– что может подчеркнуть красоту, но не добавить отсутствующую.

УМ
– восприимчивость к своему внутреннему.
– не столько умение оперировать знаками, сколько за знаками ощущать собственное бытие обозначаемого.
– чувство существенного.
– не то чтобы способность думать – эта способность бывает развита и у патологических дураков; скорее, способность додумывать.
– точная ориентация – но не в обстановке, а в универсуме. Ориентация, занятая не тем, куда идти, а положением на карте.

УМАЛЧИВАНИЕ
– минимум коварства, считающийся допустимым.
– важнейший инстинкт политика.

УМЕСТНОСТЬ
– точная ориентация в обстановке – очень похожая на ум.
– ум или глупость, но знающие свое место.
– это такой, местного значения, ум. «Ум на местности».
– умение не производить дурацкого впечатления, более-менее равномерно распределенное между умными и дураками.
– вежливое применение ума.

УМНИК
– дурак, живущий умом.
– «слишком умный»: пытающийся применить ум к тем проблемам, к которым он традиционно не применяется.

УМНИЧАНЬЕ
– отгадывание, в чем должно состоять умное, и соответствующие речи и дела. Кокетничанье не умом, который имеешь, а умом, о котором только имеешь представление.

УМУДРЕНИЕ
– урок не на будущее только, а навечно; отчего умудрение смиряется даже со смертью.

УНИЖЕНИЕ
– непризнание достоинств; непризнание достоинства...

УНЫНИЕ
– обратное энтузиазму: грех, смертельный для всяких коллективных начинаний.

УПОРСТВО
– уверенность в цели. Сила убеждения.
– твое знание о подлинной ценности задачи, которую перед собою ставишь, скрытое от большинства наблюдающих за твоими усилиями.
– достоинство, повышающее в цене и те цели, которым её недостает.

УПРЯМСТВО
– отрицательно оцениваемое упорство.
– упорство для упорства.
– упорство, отдаляющее от цели.
– неспособность признать ошибку. Упорство с комплексом неполноценности.

УСЛОВИЯ
– договоренность о sensus communis – общем языке. Основы миропонимания, не имеющие основ.

УСЛОВНОСТИ
– правила, в соблюдении которых нет ничего доброго, зато в несоблюдении что-то дурное есть.
– это нравственность в собственном смысле слова; нравственность безусловная называется человечностью.
– разумность чего не в том, что нельзя было найти чего-то более разумного, а в самом факте его существования.
– «нормативная этика».

УТЕШЕНИЯ
– необходимые бестактности.
– уговоры взглянуть на мир так же идиотски-легкомысленно, как смотрят те, с кем пока ничего не случилось.

УТОПИЯ
– прекрасное неосуществимое; кажущееся прекрасным, пока не осуществится... А также кажущееся прекрасным тем, кому, осуществившись, не даст осуществиться.
– проект принудительной – то есть перечеркивающей что-то в самой природе человека – организации счастья; как выяснилось, вполне реализуемый.
– всегда социализм: неизменно счастливо бывает только стадо.

УЧИТЬСЯ
– овладевать собственными возможностями.
– идолопоклонничать и перерастать в себе это.

ФАКТ
– единица информации, приходящей от объективного.
– ниспровержение солипсизма. То в мире, что не допускает произвольного с собой обращения.
– частный закон. Достоверно истолкованное.

ФАЛЬШЬ
– грех даже не столько против истины, сколько против искренности.
– особо неверная нота в имитации естественности.

ФАНАТИЗМ
– убежденная борьба с сомнением. Вера, отстаивающая себя от разума.
– честное отсутствие чувства меры – в том, что, по сути, его и не предполагает.
– идея, что истина уже миру явлена; в этом случае, и правда, мы должны ей всё...

ФАНТАЗИЯ
– постижение возможностей и невозможностей.
– художественная: творчество, не копирующее реальность, а исследующее её.

ФАРИСЕЙСТВО
– ученое ханжество.
– наука оправдывать приличными средствами дурные цели. Вкладывать в святую «букву» дьявольский дух.

ФАТАЛИЗМ
– примитивизация идеи взаимосвязанности всего в универсуме.
– оголтелый детерминизм. Придание механической необходимости статуса моральной.
– идея, что все в мире только разыгрывает давно написанную пьесу.
– осмысление, возможное лишь post factum. Непонимание той истины, что живое укоренено в будущем так же, как и в прошлом – обнаруживает обусловленность лишь при взгляде назад.
– воззрение, непереводимое в практику: это значило бы только действовать без плана действий – то есть подражать неодушевленному.
– воззрение, делающее лишними угрызения совести, но не палачей...

ФАШИЗМ
– лучше и проще всего он определил себя сам: националистический социализм.
– мессианизм, которому нечего предложить, кроме самого себя: кроме насилия. Вообще всякий мессианизм, каким он получается на практике.

ФИЛОСОФ
– человек, в чьих интересах истина, даже если она совсем не в его интересах.
– всякий имеющий потребность в собственном мнении, – то есть, и не каждый философ.

ФИЛОСОФИЯ
– это самоанализ, потому что глубина понимания всего главного измеряется вглубь нашего Я.
– переиначивая известное определение, «художественная литература о наиболее общих законах ...». Наука-то не знает иного пути к общим законам, кроме как через самые частные.
– искусство осмысления. «Наука осмысления» называется логикой или просто наукой.

ФИЛОСОФСКАЯ ИСТИНА
– проект смысла, или система – приходящая философу в откровении.

ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС
– вопрос, требующий прояснения не фактов, а категорий.
– вопрос, который был бы важнейшим, если бы была надежда получить на него ответ.
– вопрос, на который берется однозначно отвечать только религия.

ФИЛОСОФСТВОВАТЬ
– искать не пользы, а смысла.

ФОРМА
– облик, в котором является суть: то есть, «содержание» – тоже всего только «форма».
– то в сути, что может её раскрывать и может прятать.
– знаки, которые находит для себя само обозначаемое. Неслучайное внешнее.
– видимость чего-то, по которой можно о нем догадываться.

ФОРМАЛИЗМ
– самоустранение личности из собственных дел. Излюбленный прием отчуждения.
– территория между принципиальностью и ханжеством. Бесстрастное ханжество.
– не аморальность, а, так сказать, моральная глупость: неспособность быть моральным по существу.
– прокрустово ложе для морали.
– лучший способ чинить добром зло.

ФОРМАЛИЗУЕМОСТЬ
– понятность.
– способность какого-либо содержания иметь форму, по которой оно могло бы быть воспроизведено однозначно. Передаваемость, возможность накопить знание и передать его другим. Воспроизводимость.

ФОРМАЛЬНО
– точь-в-точь, но наплевав на суть; чтобы отделаться.

ФОРМАЛЬНОСТЬ
– исключение возможности придраться. Штука, обычно оказывающаяся не лишней – и тем доказывающая правоту подозрительности.
– дух судопроизводства. Отправление юридического культа.
– повязка на глазах Фемиды: беспристрастность, но ценою слепоты.

ХАЛАТНОСТЬ
– преступление без намерения, но в условиях, когда требовалось намерение его избежать.
– грех, совершаемый каждым ежеминутно; воистину «первородный».

ХАМСТВО
– агрессивное невежество. Самоутверждение в ничтожестве.
– бандитизм, не выходящий за пределы грубости.
– акт неуважения; вторжение в личное.

ХАНДРА
– заболевание трезвостью.
– нежелание интересов, оказывающееся нежеланием жизни.

ХАНЖЕСТВО
– буква в ущерб духу: мораль в ущерб человечности.

ХАОС
– отрицание гармонии. Иначе, отрицание всего, – само отрицание.

ХАРАКТЕР
– знать, чего не хочешь.
– первейшее и неустранимое обстоятельство, в какое попадает свободная душа.
– формула со многими переменными, изменяемая до неузнаваемости их конкретными значениями в каждом из нас.
– сама судьба (смысл случая): гармония, родившаяся в случайной подборке генов.
– предназначение. Чему можно изменить, только став хуже.
– неисправимое в нас.
– первые признаки болезни, которая вполне проявится в старости...

ХАРАКТЕРНОЕ
– выделяющее: частное из общего, общее из частностей.

ХАРИЗМА
– способность зажигать неизвестно чем неизвестно кого. Вдохновлять тех, кого ни ум, ни добро не вдохновляют: будить стадное.

ХИТРОСТЬ
– ум, употребляемый в корысть.
– точно то же, что вероломство или предательство: обман доверия.

ХОЛОПСТВО
– роль слабого в праве силы.
– вид преданности, для которой оставить в беде – естественный исход, если есть гарантия, что не поплатишься за это; преданность силе, пока та в силе...

ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
– кого лучше понимаешь, веря и любя; в отличие от плохого, кого – ненавидя и не веря.
– доброжелательный человек. Хотеть большего – значит уже самому быть не слишком хорошим человеком.
– удобный человек...

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
– эстетическое, не отрицающее этического и не подчиняющееся ему, а включающее его в себя. Глубина эстетического, проникающая и в этическое, и в философское, и в злободневное.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
– та «капля воды», которая призвана отразить универсум.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ
– разумное лишь в некотором отношении. Абстракция разумности.
– «рациональное» как примитивное: годное для решения одной какой-то задачи ценой слепоты ко всем прочим.

ЦЕЛОЕ
– взятое за одно; позволяющее абстрагироваться от своей неоднородности.

ЦЕЛОМУДРИЕ
– авторитет неискушенности; наш долг перед нею.
– категория миросозерцания, для которого процесс жизни есть процесс падения.
– страх естественного, как грешного.

ЦЕЛОСТНОСТЬ
– синоним гармонии.

ЦЕЛЬ
– это как раз то, что оправдывает средства – если только разум или сами эти средства не убеждают в том, что цель не оправдывает себя.
– частный смысл.
– смысл жизни, но такой, который может быть ее недостоин.

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ
– более-менее приемлемая замена её смысла. Это «куда я» в ответ на «кто я?».

«ЦЕЛЬ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВ»
– моральная цель не оправдывает нарушения моральных правил. Не делай зла даже во избежание большего зла. (Ложные толкования).
– ничто, имеющее целью послужить какому-то проблематичному добру в будущем, не оправдывает явного зла сейчас. Добрая цель не захочет злых средств; цель, требующая зла, не оправдывает сама себя. Элементарные нравственные требования суть важнейшие, и не могут быть пренебрегаемы ни ради каких добрых замыслов. (Истинные толкования.)

ЦЕЛЬНОСТЬ
– неизменная верность себе.
– твоя понятность для других. Такая удобочитаемость характера, считающаяся достоинством.

ЦЕНИТЬ
– чувствовать, что достойно любви, не полюбив.

ЦЕННОСТЬ
– это бесценное. Не имеющее меновой стоимости.
– важное не для чего-то другого, а само по себе: для души.

ЦЕРКОВЬ
– то самое, отвергаемое Христом, фарисейство.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
– в переводе: «огражданствление», что должно бы значить – воцарение закона.
– материальная сторона культуры, составляющая её балласт.

ЦИНИЗМ
– просто негодяйство, которое пошляки путают с кинизмом.
– низость, или отсутствие ценностей; опустошенность, или отчаяние в них; умудрение, или слишком глубокое понимание того, что представляет ценность и что её не представляет.

ЧЕЛОВЕК
– животное культурное. То есть а) способное резервировать и сообщать опыт; б) говорящее, то есть переводящее этот опыт в знаки, которые и позволяют его резервировать и сообщать; в) трудящееся, то есть не приспосабливающееся к среде, а приспосабливающее ее под себя (создающее свою культуру).

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
– то, что удачно выражается формулой «ничто человеческое мне не чуждо»: расположенное понимание.
– та самая «автономная мораль» – доброта, хранящая независимость даже от убеждений. Та самая «гетерономная» – мораль не самодовлеющего долга, а долга добра – имеющего цель и обоснование в нуждах ближнего.
– «абсолютная релятивистская мораль»: презирающая правила ради самого добра.
– принцип общежития будущего, идущий на смену принципу общежития нравственному: если собственно нравственность есть долг индивидов по отношению к общественному целому, определяющий и все прочие отношения, то сама по себе человечность – сочувственное отношение индивидов друг другу, определяющее, в том числе, и их долг по отношению к обществу в целом. Место социальности здесь занимает эмпатия.
– знак гармонии естества с самим собой.

ЧЕСТНОСТЬ
– нежелание манипулировать ложью или даже правдой в недостойных целях.
– самая дальновидная дальновидность: способная заглянуть дальше собственной корысти.

ЧЕСТОЛЮБИЕ
– иерархическая жилка. Чинопочитание в его лучшем исполнении. «Почестолюбие».
– готовность платить за честь достоинством.

ЧЕСТЬ
– производное от «часть»: жалованное место в иерархии, которым дорожат соответственно.
– сословная или групповая этика.
– азартная игра в достоинство. Условное достоинство, объект своего рода спортивной страсти.

ЧЕРСТВОСТЬ
– жестокость, извиняемая нечувствительностью.

ЧЕРТ
– «образ врага».
– источник зла, без которого не понять божий мир: обыденная теодицея.

ЧИСТОТА
– своего рода ограниченность: неспособность даже помыслить дурно.
– думаю, не столько отсутствие темных сторон в душе, сколько наивное не-подозревание о них.
– искренность в добром.

ЧУВСТВО
– необъясняемое ощущение; необъясняемая мысль.
– наличие способности что-либо воспринимать: звук, свет, справедливость, красоту и т.п.

ЧУВСТВО ДОЛГА
– чувство обязанности перед тем, что считаешь добром; чувство приоритета того, что считается обязанностью, перед добром...

ЧУВСТВО МЕРЫ
– детектор лжи, но ещё не истина.
– по аналогии со здравым смыслом – здравое чувство.
– это чувство меры в увлечении. Готовность тормозить, ещё не видя опасности.
– способность относиться ко всему сразу так же, как будешь относиться потом: чутье на свойственное себе. Чутье на свою правду.
– другое наименование вкуса. Чувство рубежа, за которым фальшь.
– неприязнь к крайностям, сама по себе составляющая какие-то: такт, вкус, даже ум.

ЧУВСТВО ЮМОРА
– неотъемлемая принадлежность серьёзности, свидетельство наличия в душе точной шкалы ценностей. Близкий родственник мудрости.
– способность подняться над ситуацией, в которой находишься сам.

ЧУДАК
– человек, не похожий на других даже в том, что у него с ними общего.

ЧУДАЧЕСТВО
– самый мягкий диагноз, которым коллектив награждает характерные проявления личности.

ЧУДО
– явленная тайна, божий мир; явленная невозможность – видимое нарушение его законов...
– во что нельзя поверить, даже убеждаясь воочию, и к чему остается только привыкать; что раньше перестает удивлять, чем становится понятным. Например, жизнь.

ЧУТКОСТЬ
– добрая восприимчивость.

ШАГИСТИКА
– ритуальный танец, шаманизм – таинство поглощения личности целым, без чего ты не боец.

ШАНТАЖ
– моральная ловушка – когда человеку приходится выбирать, какое из двух зол делать.

ШОВИНИЗМ
– слово-громоотвод, призванное создать впечатление, что крайности патриотизма – не то, что сам патриотизм. (То есть, если бы фюрер остерегся затеять войну, то и был бы не шовинистом, а вполне приличным патриотом.)

ШОРЫ
– что в себе мы называем взглядами; как называем взгляды других...

ЭВДЕМОНИЗМ
– ложная идея, что добро всегда в наших собственных интересах, становящаяся истинной, если сознаешь, что добро и составляет наш собственный интерес.
– примерно то же, что вера в добро. Либо идея, что добро вознаграждается – либо, что добро стоит того, чтобы за него платить...

ЭГОИЗМ
– другое наименование бессовестности.
– убежденное предпочитание себя. Установка на соперничество, из которого не изъят никто.
– неспособность желать иначе, как для себя. Незнание общих радостей и общих печалей.
– такая относительная страстность: перевес желаний над совестью.
– когда ничто не отбивает аппетита – ни чье-то осуждение, ни огорчение, ни собственная совесть.
– такая разочарованность. Решимость эгоцентрика не ждать милостей от своих галлюцинаций (каковыми является для него вся природа), а брать их самому.

ЭГОЦЕНТРИЗМ
– «бытовой солипсизм». Моральный солипсизм.
– когда все, что существует, существует для нас лишь «в восприятии».
– самая большая человеческая глупость; не знать об объективности объективного – плевать на самое существо любого дела.
– минимальный: по-своему верное чувство себя в единственном числе и всех прочих во множественном; иногда даже готовность соблюдать между двумя этими сторонами паритет.

ЭКЛЕКТИКА
– сама безвкусица: неощущение вкуса, позволяющее сочетать несочетаемое.

ЭКОЛОГИЯ
– догадка, что, если ты и свинья, и дуба тебе не жалко, все же не следует подрывать у него корни...
– глобальная нравственность: чувство причастности целому, но не стадному, а космическому.

ЭКОНОМИКА
– раздел социологии, ведающий имущественными отношениями людей, исключив из них, как несущественный, фактор альтруизма.

ЭКСПЕРИМЕНТ
– способ задать природе вопрос: выдвинуть предположение и создать объективную ситуацию, которой останется его подтвердить или опровергнуть.

ЭКСПРОМТ
– произведение искусства, вынашиваемое так долго, что появляется на свет уже готовым.

ЭКСТРАВЕРТИВНОСТЬ (ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ)
– поверхностность, в которой разглядели проблему.
– склонность свои личные вкусы, настроения и представления приносить в жертву благополучию в его общепринятой форме. Готовность приспосабливаться к миру не только в поступках, но и в самих ценностях.
– когда человек скажет: «мы люди маленькие» и тут же «меня недооценили», то есть: я как все в своей среде, но среда могла бы оказаться и рангом повыше.

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ
– такое, что остается только понять, потому что разъяснять это далее невозможно.
– то же, что аксиоматическое, – очевидное недоказуемое.
– неразложимое и несводимое к другому, – чему можно сказать лишь «да», «нет», «не чую».

ЭЛИТА
– на сегодняшний день – самое пошлое слово.
– маленькое обособившееся от общего стадо, плотность конформизма в котором превосходит обычную во столько же раз, во сколько плотность планет-карликов превосходит плотность обычных планет.

ЭНЕРГИЯ
– что даёт проживать за одну жизнь несколько жизней, но, может быть, одинаково не своих.
– фундамент замыслов.

ЭПАТАЖ
– кокетливое задирание.
– вид саморекламы, основанный на идее, что дурная слава отличается от доброй лишь тем, что добывается легче.

ЭПОХА
– стадия развития, ощутившая себя его завершением: либо его венцом, либо окончательным упадком.

ЭПОХАЛЬНОЕ
– решившее старые проблемы и ещё не запутавшееся в собственных.

ЭРУДИЦИЯ
– широкая осведомленность; годная к делу осведомленность. Память кстати.

ЭСТЕТИЗМ
– анти-воображение: искусство не замечать моральных аспектов.
– искусство, грубо выражаясь, «снимать с дерьма сливки»: насладиться красотой в том, что может быть само по себе ужасно.
– не суть искусства, а его возможный порок.
– эстетическая поверхностность, – глубина знает добро и зло, истину и ложь.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
– эстетическое торжество.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
– потомок первобытного сознания, – познание, не анализирующее образы реального, а синтезирующее собственные, помогающие ориентироваться, образы.
– причащение. Постижение через восторг.
– познание, задача которого не выяснять, почему Бог то-то и то-то сотворил так-то и так-то (это дело логики или опыта), а «в небесах видеть Бога».

ЭТАТИЗМ
– приоритет собственно государственных интересов над собственно человеческими.
– разумеемое под «духовностью».

ЭТИКА
– бесконечный перечень забавных и неразрешимых проблем дикаря, недоумевающего – чего ради он станет учитывать других, если куда приятнее заботиться непосредственно о себе...
– в тысячах вариантов повторенный вопрос «почему я должен заботиться о ближнем?», имеющий лишь один ответ, которого, как раз, и не хотят слышать: «а почему нет? Потому же, почему ты хочешь, чтобы ближний о тебе заботился...».
– длинный пролог к мысли, что все этические проблемы даже не решает, а снимает человечность.
– область проблем, философская трудность которых стремится к нулю, зато практическая – к бесконечности.

ЭТИКЕТ
– «малая этика» – частная этика какой-то группы со своими четкими правилами.
– правила, соблюдение которых избавляет от необходимости в этике. Чувство «своего приличия» для «всякого безобразия».

ЭТИМОЛОГИЯ
– занимательный разоблачитель.

ЮМОР
– естественное в хорошей жизни и необходимое в плохой.
– широкий взгляд на вещи.
– разрешение подсознательному проявляться максимально безобидно, и его радость от своего освобождения.
– настроение открывшего форточку – из ситуации, в которую заточен.
– способ преодоления гравитации.
– чистый или беспредметный: это «высшая нервная деятельность»; а то, что так называется, лучше бы называть деятельностью духовной или душевной.
– глазами людей, не понимающих юмора: игра в нелепость, за которой, конечно, издевательство.

ЮНОСТЬ
– жизнь плюс множество жизней впереди: сбывшееся еще не заменило собою возможного.
– время, когда все трудно, но ждать можно лучшего – в отличие от последующей поры, когда все как-то устроилось и может быть устроилось неплохо, но ждать можно только худшего.

ЯВЛЕНИЕ
– абстрагированное только органами чувств: «вещь-в-ощущениях». Заявившее о себе, еще не понятое. Откуда, видимо – синоним чуда: не родившееся, а явившееся.

ЯЗЫК
– основное средство накопления и передачи опыта – то, что отличает человека как вид. Набор и логика обозначений.
– здание, своим великолепием бесконечно превышающее возможности своих создателей: вмещающее то, для чего оно возводилось, и ещё универсум.
– материал, метод и последняя истина философии.

ЯРЛЫК
– комок грязи, угодивший в свою жертву так ловко, что видна оказывается одна лишь грязь.
– привлекающая удопонятностью клевета.

Я
– постоянно тревожащая задача, которую обычно пытаются заменить на более легкие – «Я и не-Я»; «Я и другие»; «чего мне надо»...
– моя суть, видимая лишь в формах, каждая из которых не моя суть.
– обратная связь воли с миром. Сознающая воля.

Июль 1997. Москва, Угреша

На первую страницу

 

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz